Помнить. Забыть нельзя!
Далее в сюжете: Из поколения Победителей
Память
Общество не стоит на месте. И не оглядывается назад. События, оставившие на теле всего мира глубокий шрам, постепенно забываются. Факты, которые на протяжении многих лет оставались непоколебимыми, некоторыми «умниками» подвергаются сомнениям. Но ужасов войны не забыть никогда.
------
Валентина Соропу и Анатолий Козырев бывшие узники концлагерей и о тяготах того времени помнят, как будто это было вчера.
«Мне было всего четыре года, когда попала в концлагерь, — рассказывает Валентина Петровна. Находился он на советской оккупированной территории, на границе Воронежской и Курской областей. Было тяжело и страшно. Когда немцы ушли с оккупированных земель: «в подарок» русским воинам они заминировали территории, примыкавшие к лагерям. Дети еще долго находили мины и подрывались на них. В лагере я провела чуть более полугода, а спасли нас по чистой случайности. Русские войска подступали к лагерю, и немецкое командование решило перевезти узников в Германию. Наш поезд уже тронулся, когда советские самолеты начали обстреливать состав и железнодорожные пути. Они не знали, что внутри кто-то есть. Только потом, когда поезд остановился и из вагонов посыпались люди, обстрел прекратился. Немецкая охрана ничего не смогла сделать – пленные просто разбежались кто куда. Потом нас вернули, но город уже лежал в руинах».
История Анатолия Кирилловича получилась с продолжением. Из белорусского концентрационного лагеря «Озоричи» его спасли солдаты Красной армии, а потом взяли к себе на фронт. Маленький Толя помогал бойцам как только мог. После окончания войны Анатолий Кириллович продолжил военную карьеру.
— Как современная молодежь относится к тем страшным годам?
— Мы часто работаем со школьниками – например в тюменских школах № 66 и 88. В Исетской школе организовали небольшой музей «Детство, опаленное войной». Ребята живо интересуются подвигом русских воинов, – рассказывает Валентина Петровна.
— Кстати, две одиннадцатиклассницы после таких встреч написали про узников рефераты и смогли поступить с ними в Тюменский госуниверситет на факультет филологии, — подхватывает Анатолий Кириллович.
— Государство помогает бывшим узникам?
— Сейчас в Тюмени проживает 140 бывших узников фашистских концлагерей. Жаловаться нам не на что. Деньгами не обижают – мы приравнены к ветеранам войны, поэтому нам регулярно выделяют пособия.
Кроме того, правительство области поддерживает наши мероприятия. Например, каждый год в День памяти и скорби заказываем автобусы и едем на Червишевское кладбище на могилы ветеранов. Недавно помогли с выпуском книги «Детство, опаленное войной».
— Как, на ваш взгляд, нужно воспитывать будущие поколения, чтобы подобной катастрофы больше не случилось?
— Нужно не забывать историю страны и не позволять ее переписывать. Все, что случилось 65 лет назад, уже в прошлом, но только воспоминания могут чему-то научить. И нужно уметь прощать.
Фото автора
Ранее в сюжете