С прицелом на частный и организованный туризм
Далее в сюжете: Тюменская область – регион успеха
Послесловие к редакционной экспедиции «Тюмень — Тобольск»
■ Почти месяц делились журналисты с читателями газеты впечатлениями и эмоциями, которыми щедро одарили их просторы земли Тюменской с ее замечательной природой, селами, музеями и памятными местами, а главное – впечатлениями от встреч с селянами и горожанами, хранителями этих богатств.
■ Настал час подвести итоги, выстроить перспективу на будущее. Именно этому был посвящен «круглый стол», состоявшийся в редакции газеты. В нем приняли участие журналисты, краеведы, ученые. Народный маршрут «Тюмень – Тобольск», который вместе с газетчиками прокладывали велосипедисты-любители, подтвердил: потенциал для туризма в регионе – огромный. Но не все так однозначно.
------
■ От редакции.
Было бы, как говорится, желание, появятся и возможности. Нельзя не учитывать, что туристические маршруты в регионе только начинают разветвляться. А новые идеи,
по обыкновению, с трудом пробивают себе дорогу.
Но, как могли убедиться читатели газеты, знакомясь с отчетами экспедиции, если есть желание увидеть красоты природы, познакомиться ближе с историческими достопримечательностями — известными и не очень, ничто не мешает обзавестись доступным транспортом, тем же велосипедом, собрать команду единомышленников и отправиться в путешест-вие. Никто из ребят не пожалел, что принял участие в экспедиции.
Конечно, было бы оптимально, если параллельно с ростом интереса к родному краю укреплялось и материальное обеспечение местных маршрутов. К сожалению, чаще предложение рождается лишь в ответ на настойчивые требования спроса.
От многих факторов зависит, станут ли нахоженными тропы народных маршрутов. Хочется верить, что туристический бизнес будет процветать в нашем крае не только «на выезд», но и «на въезд». А хорошо поставленный бизнес, как известно, и доход приносит.
------
■ Тимур АФАУНОВ, разработчик маршрута, научный сотрудник ТюмГУ:
– Проблема в том, что отсутствует туристическая инфраструктура: мало объектов питания и размещения, не уделяется должное внимание объектам исторического наследия, отсутствуют условия для велодвижения.
Во время экспедиции мы общались с местными краеведами и могу сказать: есть энтузиасты, знающие историю края, они уже сейчас готовы работать экскурсоводами. Беда в том, что они, допустим, могут подвести приезжих к дому и сказать: «В этом здании останавливался Николай II».
Но к показу это здание не готово: оно обветшало, вокруг один бурьян.
Хорошо оборудованный туристический комплекс, река, окружающая природа плюс приличные дороги могут и сами привлечь желающих отдохнуть недалеко от места проживания. Особенно если все это будет доступно по цене гражданину со средним и даже ниже среднего доходом.
Так что пока есть лишь масса идей, которые нелегко воплотить в жизнь. Хочется, чтобы сформировалась единая туристическая сеть. Думаю, слишком просто считать это проблемой одних только местных властей и жителей, ведь все, как правило, упирается в финансирование и, видимо, нужна дополнительная поддержка извне.
— Мы рады, что газета со вкусом и в таком объеме осветила экспедицию «Тюмень — Тобольск». Напомню, губернатор Тюменской области еще осенью 2009 года в своем послании акцентировал внимание на туризме на местах. Но пройдет год и что? Эти слова останутся на бумаге или местные власти прислушаются? Начнут появляться какие-то элементы инфраструктуры, чтобы простые люди могли сесть на велосипед или в автомобиль и проехать по интересным местам своего края. Ведь если маршруты станут популярными, то они тем же селянам начнут приносить доход.
«Пробуксовывает» Тюменская область в плане туризма по сравнению с теми же свердловчанами. Хотя, например, в рамках приближающегося 400‑летия дома Романовых тюменцам тоже есть что показать и рассказать о местах пребывания монаршей семьи в крае. Те же Борки, Иевлево, Тобольск — пока все остается втуне. Может быть, за три года, что остаются до юбилея, регион еще успеет что-то сделать, чтобы направить туристический поток и в наши места. На всем протяжении от Тюмени до Тобольска есть что показать туристам не только из России, но даже из-за рубежа.
■ Александр ЯРКОВ, доктор исторических наук, профессор ТюмГУ:
– К юбилейной дате дома Романовых уже есть интерес со стороны комитета по туризму города Тобольска, он организует там в сентябре «Царские дни». В рамках мероприятия пройдет конференция, театрализованные представления. Я не монархист, но считаю, что необходимо объективно рассмотреть тот вклад, который Романовы внесли в развитие государства, и осмыслить его, поскольку это наша история.
Часто бываю в Тобольске, он быстро меняется в последние годы. Вместе с тем обнаруживаю, что многие тюменцы ни разу не посещали древнюю столицу Сибири. Завершится дачный сезон — и почему бы не съездить по одному из местных маршрутов, не открыть что-то новое для себя.
Хорошо, что газета рассказывает о таких народных маршрутах. У тюменцев появляется возможность даже не через туристическое бюро, а своими ресурсами – две-три семьи вместе – выехать на выходные за пределы города и культурно, с пользой для себя отдохнуть. Нужна лишь популярная и краеведческая литература, оборудованные места, где можно отдох-нуть, покушать, принять душ, переночевать.
---
■ Александр СКОРБЕНКО, главный редактор газеты «Тюменская область сегодня»:
— Хотелось бы от таких эксклюзивных экспедиций перейти к доступным значимым маршрутам, которые будут интересны не только журналистам, но и населению, приобретут со временем всероссийское звучание.
Давайте определим приоритеты. В рамках конкурса «Народный маршрут» обозначено немало направлений, которые население может реально взять себе на вооружение, отправляясь в путешествие по родному краю. На их основе могут быть разработаны и туристические маршруты для гостей региона.
Что сделать, чтобы по этим тропам пошли люди? Первое и главное – необходимо развивать туристическую инфраструктуру: строить мотели, оборудовать кемпинги, выделять места для частного палаточного отдыха и т. д. Где-то это может быть с большим размахом, где-то с меньшим, в зависимости от вероятной или фактической посещаемости памятных мест.
Второй момент. Туристические фирмы должны быть заинтересованы в развитии регионального туризма. Наши народные маршруты достойны того, чтобы обратить на них внимание, организовать рекламу и предлагать их не только местному туристу, но и российскому, а затем постепенно выходить и на международный рынок. Ведь западный турист мало знаком с российской глубинкой.
Фото Валерия БЫЧКОВА
Ранее в сюжете