Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменская область – регион успеха

Общество, 09:28, 03 августа 2010, Аркадий КУЗНЕЦОВ
Слушать новость
Тюменская область – регион успеха. .

Ялуторовск: древний город, устремленный в будущее


Редакционная экспедиция, посвященная 66-летию Тюменской области, побывала на ведущих предприятиях и туристических объектах г. Ялуторовска
точки роста
Продолжается экспедиция, посвященная дню рождения Тюменской области. На этот раз журналистский десант посетил Ялуторовск – город с богатой историей, один из ведущих производственных центров региона. Уникальность этого места — в сочетании бережного хранения культурного наследия и динамичного развития промышленности.
------

• Везение, помноженное на умение


Ялуторовск, который расположен в восьмидесяти километрах на юго-восток от областного центра, на первый взгляд типичный малый городок России. Однако концентрация на его территории объектов, связанных с историей XIX—XX веков, делает его особенным. Причем это живая история, свидетели которой и по сей день живут и работают здесь. Нам не раз приходилось слышать выражение «Ялуторовску повезло» по разным поводам: касалось ли это самой большой и сплоченной за Уралом колонии декабристов или начинавшего  здесь трудовую деятельность министра мясной и молочной промышленности СССР Сергея Антонова. Благодаря первой в Ялуторовске появилось доступное образование, а второй посодействовал открытию уникального производства. Конечно, роль личности в истории несомненна, но думаем, что влияние места на формирование или реализацию личности в случае с Ялуторовском тоже имеет значение.

Обратимся к нашим дням: те, кто сворачивает в этот город с федеральной трассы Р402, видят современные корпуса завода «Поревит» — одного из ведущих предприятий Тюменской области по производству строительных материалов. Он работает немногим более года, но уже доказал состоятельность и правильным выбором площадки, и стратегией развития. Как рассказал генеральный директор завода Артем Божедомов, необходимость его создания определяется большой востребованностью в стройматериалах, кроме того, выпускаемые «Поревитом» газобетон и силикатные блоки прежде не производились в Тюменской области.

------

— Наиболее перспективными в строительстве являются газобетон, силикатные блоки, сухие смеси и искусственный камень, – говорит Артем Божедомов, — именно поэтому задумано построить четыре самостоятельных производства. На площадке до завода ничего не было, что позволило проектировать его по современным стандартам, не пытаясь встраиваться в старые технологические цепочки. Проект подготовлен немецкими специалистами, а в марте прошлого года  запущен первый цех. Прошедшее с момента пуска время демонстрирует устойчивый спрос на стройматериалы – появилась даже очередь за продукцией «Поревита».

------

Особо отметим экологичность и энергоэффективность производства. Система водоснабжения завода имеет замкнутый цикл, а для технической воды создано специальное водохранилище, благодаря этому для производства не используется  водопроводная вода. Хотя это гидротехническое сооружение очень сложное, экономия ощущается уже сейчас.

Решение, по словам Артема Божедомова, оправдано с точки зрения экологии и энергосбережения: «Это наше ноу-хау, основанное на европейском опыте, так как в России практически нет примеров такого использования воды. Другой пример энергоэффективности – цеха, которые отапливаются за счет собственного технологического тепла, вплоть до 40 градусов мороза. Работаем по замкнутому производственному циклу – отходы перерабатываются и идут обратно в производство».

Важная особенность производства на «Поревите» — использование местного сырья. В основном это песок, запасы которого в Тюменской области значительны, что позволяет стройматериалам быть конкурентоспособными по цене, ведь в расходах на производство значительную долю имеет транспортная составляющая. Кроме того, по качеству ялуторовская продукция не уступает, а во многом и превосходит аналоги. Ее стабильным потребителем остается платежеспособный север области, что делает завод «Поревит» одним из крупнейших налогоплательщиков Ялуторовска. Хотя под стройматериалы нет специальной программы компенсации затрат как для производителей оборудования для неф-тяной отрасли,  информационная поддержка и пропаганда местных строительных материалов, например в рамках акции «Покупай тюменское!», высоко оценивается их производителями.

— Одной из серьезных проблем остается нехватка кадров, — сказал в завершение Артем Божедомов, — на заводе работает 220 человек, в основном эксплуатирующих сложное оборудование, требу-ющее высокого уровня подготовки.

А учебных заведений, которые готовили бы операторов для подобной работы, сейчас нет. К обучению персонала привлекается немецкая сторона, кроме того, часть работников обучается на заводе.

По вопросу подготовки кадров и лабораторных исследований сотрудничаем с Тюменской архитектурно-строительной академией.

• Традиции успеха


Одним из старейших предприятий Ялуторовска является механический завод, основанный в 1974 году. В свое время он обеспечивал запчастями линии восемнадцати молочно-консервных комбинатов Советского Союза и сейчас продолжает оставаться монополистом в этой сфере. Среди потребителей продукции по-прежнему остаются Прибалтика, Украина, Белоруссия и многие регионы России.

— Кроме запчастей изготавливаем металлоконструкции, в том числе нестандартные, которые используются при реконструкции существующих предприятий, — рассказывает директор завода Алексей Русаков. — Выполняем и уникальные заказы, например, пропариватели для Ялуторовского элеватора или лопасть машины, размешивающей раствор для «Поревита». Практически все остановочные комплексы, установленные на юге области, сделаны на нашем заводе. Работаем с нефтяниками, которые заказывают запчасти к агрегатам, используемые для бурения и добычи. Сотрудничаем практически со всеми заводами, входящими в ассоциацию машиностроения Тюменской области, налаживаем кооперацию, так как в одиночку все сложнее выдерживать конкуренцию со стороны предприятий из других регионов.

На заводе работает 110 человек. В условиях снижения объемов производства пользуются поддержкой областного правительства, чтобы вовремя платить людям заработную плату. Ситуация с кадрами сложная – существует потребность в сварщиках, токарях, фрезеровщиках, шлифовщиках, которых сейчас практически не готовят. Ялуторовский механический завод взаимодействует по этому вопросу с Тюменским нефтегазовым университетом, студенты которого проходят заводскую практику. Впрочем, начав работать по восемь часов за станком, многие понимают, какой это тяжелый труд.

— Кто хочет – работает сдельно, — убежден Алексей Русаков, —  можно получать и по 50 тысяч рублей. Наш кузнец  Алексей Бабушкин из деревни Криволукской – бывший учитель физики. Здоровый мужик, даже внешне похожий на кузнеца,  мы предложили ему попробовать себя в новом качестве. До него в цехе не было ничего, кроме молотов, он сам подобрал дополнительное оборудование, даже изобрел кое-что новое и успешно кует железо уже четвертый год. Но когда большой объем работы, а люди не хотят зарабатывать – с ними ничего не поделаешь.

На заводе убеждены в необходимости модернизации производства, но это дело будущего: в ситуации нестабильных заказов нельзя рисковать и брать кредиты. Пока сохраняется многоступенчатая обработка деталей на токарном, фрезерном и сверлильном станках с большим количеством ручного труда. Хотя сохранение станочного парка в рабочем состоянии — достижение само по себе: кризис потопил многих, но не Ялуторовский механический завод. Здесь понимают, что будущее за станками с ЧПУ, которые делают все операции в комплексе и не требуют для работы человека со специальными навыками токаря или фрезеровщика. Это снижает себестоимость детали и время ее изготовления.

С таким подходом согласны и на другом «ветеране» промышленности города – Ялуторовском автомобильном заводе. Предприятие, которое уже отметило пятидесятилетие, оказывает услуги автосервиса, производит капитальный ремонт и переоборудование автобусов, строительные материалы, буровые трубы и металлоконструкции, в том числе по заказу нефтяников. Здесь разработан автобус «Пионер», который сейчас проходит сертификацию. При производстве используется ряд деталей микроавтобуса «Газель», однако  «Пионер» безопаснее, грузоподъемнее и вместительнее.

В нем можно стоять в полный рост, а водитель одновременно может быть кондуктором.

— По областной программе занимаемся ремонтом автобусов, что дает примерно половину выручки, — рассказывает директор завода Денис Кайгородов. — На предприятии трудится около трехсот человек, зарплата рабочих, в зависимости от квалификации и выручки, колеблется от 10 до 14 тысяч рублей. Пытаемся диверсифицировать производство, чтобы коллектив был занят круг-лый год, например, из наших строительных материалов собираем домики. Проводим работу по внедрению энергоэффективных технологий – монтируем современную отопительную систему.

А в помещении бывшей котельной – памятнике советской промышленной архитектуры, есть идея сделать ресторан «Кочегарка», — улыбается он.

• История с продолжением


Традициями славится и Ялуторовское автотранспортное предприятие, существующее уже 58 лет. В годы освоения нефтегазового комплекса его машины работали на севере Тюменской области, участвовали в строительстве городов, дорог и трубопроводов. Сейчас штат составляет  230 человек, в прошлом году приняли 15 новых сотрудников. В основном они задействованы на обслуживании пассажирского транспорта.

В парке предприятия – 37 автобусов, 17 из которых ходит  на городских маршрутах, остальные – на междугородных перевозках. По губернаторской программе
получено пять новых автобусов российского производства, один из которых предназначен для людей с ограниченными возможностями.

— За последние семь лет практически полностью обновили парк, — говорит генеральный директор ялуторовского «Автотранса» Геннадий Сопов, — впервые за долгие годы реформ в 2009-м получили хорошую прибыль и самостоятельно по лизингу приобрели автобус, который ходит в Тюмень. Гордимся кадровым составом и делаем все для его сохранения – это настоящие профессионалы. Средняя зарплата – около 17 тысяч рублей, коллектив стабильный, есть очередь из жела-ющих у нас работать. Но молодежи мало, видимо, за последние годы ее отучили трудиться. Работа тяжелая, с пяти утра, конечно, в зависимости от графика. Несмотря на это, созданы условия: есть где помыться, поесть, отдохнуть. Как у нас говорят,  можно приходить и уходить в галстуке.

Предприятие нуждается в молодежи, в том числе и потому, что использует современные технологии. Как сообщил главный инженер «Автотранса» Закир Вагитов, на автобусах установлена система «ГЛОНАСС», а каждое утро для руководства начинается с изучения отчета по навигации. Все отклонения машин от графика фиксируются, не допускается задержка больше   пяти минут. Это дисциплинирует водителей и на сегодняшний день практически все укладываются в нормативы правил перевозки пассажиров.

Полным ходом идет подготовка к открытию маршрута Ялуторовск – Ярково – Тобольск. На строительстве прямой дороги работает грузовой парк предприятия, а ялуторовские автобусы планируют открыть сообщение между двумя историческими городами Тюменской области. Новая трасса сокращает этот маршрут более чем на 80 километров, соответственно, снизится и стоимость проезда для жителей Ялуторовска и Тобольска. Важно и то, что начнется оживленное развитие населенных пунктов, расположенных вдоль этой трассы. Именно за таким взаимодействием производства и культуры видится будущее нашего региона.

—Ялуторовск одним из первых в области стал заниматься развитием туризма, — говорит специалист по сохранению объектов культурного наследия городского комитета по культуре Людмила Черепанова, — однако вызывает беспокойство, что практически все средства, выделенные на развитие отрасли и сохранение памятников, направляются  в Тобольск.

Ялуторовск третий год ничего не получает по целевым программам и развивается за счет собственных средств. Тем не менее созданы новые объекты показа – острог, восстановленный Сретенский собор, разработан проект создания купеческого квартала.

------

Историческая часть города практически не менялась с XIX века. Здесь сохранились особняки купцов, внесших немалый вклад в развитие города и оставивших свой след в истории России. Планируется, что купеческие дома будут отреставрированы, а один из проектов уже прошел экспертизу. Это дом по улице Первомайской, где жил знаменитый российский предприниматель и меценат Савва Мамонтов. На базе усадьбы будут восстановлены характерные для эпохи надворные постройки. Планируется создать  клуб деловых людей Урало-Сибирского региона, который будет возрождать традиции благотворительности. Усадьба станет музейным объектом, в отличие от Ялуторовского острога, который уже является предметом туристического показа. Здесь работают ремесленные мастерские, проводятся фестивали и развлекательные программы. Например, с недавних пор  в остроге практикуется выкуп невест по старинному обряду. Для того чтобы прикоснуться к этой традиции, приезжают молодожены даже из Тюмени. А в планах проводить выездные регистрации браков.

------

Завершая материал, отметим, что Ялуторовск хорошеет, становится все более ухоженным и аккуратным. Свою задачу городские власти видят в том, чтобы, глядя на эту красоту, местный народ становился более доброжелательным и гостеприимным.

И у них это получается!

[gallery link="file" columns="7"]

Фото Елены ШАРАБАЕВОЙ

Далее в сюжете: Тюменская область – регион успеха

Ялуторовск: древний город, устремленный в будущее


Редакционная экспедиция, посвященная 66-летию Тюменской области, побывала на ведущих предприятиях и туристических объектах г. Ялуторовска
точки роста
Продолжается экспедиция, посвященная дню рождения Тюменской области. На этот раз журналистский десант посетил Ялуторовск – город с богатой историей, один из ведущих производственных центров региона. Уникальность этого места — в сочетании бережного хранения культурного наследия и динамичного развития промышленности.
------

• Везение, помноженное на умение


Ялуторовск, который расположен в восьмидесяти километрах на юго-восток от областного центра, на первый взгляд типичный малый городок России. Однако концентрация на его территории объектов, связанных с историей XIX—XX веков, делает его особенным. Причем это живая история, свидетели которой и по сей день живут и работают здесь. Нам не раз приходилось слышать выражение «Ялуторовску повезло» по разным поводам: касалось ли это самой большой и сплоченной за Уралом колонии декабристов или начинавшего  здесь трудовую деятельность министра мясной и молочной промышленности СССР Сергея Антонова. Благодаря первой в Ялуторовске появилось доступное образование, а второй посодействовал открытию уникального производства. Конечно, роль личности в истории несомненна, но думаем, что влияние места на формирование или реализацию личности в случае с Ялуторовском тоже имеет значение.

Обратимся к нашим дням: те, кто сворачивает в этот город с федеральной трассы Р402, видят современные корпуса завода «Поревит» — одного из ведущих предприятий Тюменской области по производству строительных материалов. Он работает немногим более года, но уже доказал состоятельность и правильным выбором площадки, и стратегией развития. Как рассказал генеральный директор завода Артем Божедомов, необходимость его создания определяется большой востребованностью в стройматериалах, кроме того, выпускаемые «Поревитом» газобетон и силикатные блоки прежде не производились в Тюменской области.

------

— Наиболее перспективными в строительстве являются газобетон, силикатные блоки, сухие смеси и искусственный камень, – говорит Артем Божедомов, — именно поэтому задумано построить четыре самостоятельных производства. На площадке до завода ничего не было, что позволило проектировать его по современным стандартам, не пытаясь встраиваться в старые технологические цепочки. Проект подготовлен немецкими специалистами, а в марте прошлого года  запущен первый цех. Прошедшее с момента пуска время демонстрирует устойчивый спрос на стройматериалы – появилась даже очередь за продукцией «Поревита».

------

Особо отметим экологичность и энергоэффективность производства. Система водоснабжения завода имеет замкнутый цикл, а для технической воды создано специальное водохранилище, благодаря этому для производства не используется  водопроводная вода. Хотя это гидротехническое сооружение очень сложное, экономия ощущается уже сейчас.

Решение, по словам Артема Божедомова, оправдано с точки зрения экологии и энергосбережения: «Это наше ноу-хау, основанное на европейском опыте, так как в России практически нет примеров такого использования воды. Другой пример энергоэффективности – цеха, которые отапливаются за счет собственного технологического тепла, вплоть до 40 градусов мороза. Работаем по замкнутому производственному циклу – отходы перерабатываются и идут обратно в производство».

Важная особенность производства на «Поревите» — использование местного сырья. В основном это песок, запасы которого в Тюменской области значительны, что позволяет стройматериалам быть конкурентоспособными по цене, ведь в расходах на производство значительную долю имеет транспортная составляющая. Кроме того, по качеству ялуторовская продукция не уступает, а во многом и превосходит аналоги. Ее стабильным потребителем остается платежеспособный север области, что делает завод «Поревит» одним из крупнейших налогоплательщиков Ялуторовска. Хотя под стройматериалы нет специальной программы компенсации затрат как для производителей оборудования для неф-тяной отрасли,  информационная поддержка и пропаганда местных строительных материалов, например в рамках акции «Покупай тюменское!», высоко оценивается их производителями.

— Одной из серьезных проблем остается нехватка кадров, — сказал в завершение Артем Божедомов, — на заводе работает 220 человек, в основном эксплуатирующих сложное оборудование, требу-ющее высокого уровня подготовки.

А учебных заведений, которые готовили бы операторов для подобной работы, сейчас нет. К обучению персонала привлекается немецкая сторона, кроме того, часть работников обучается на заводе.

По вопросу подготовки кадров и лабораторных исследований сотрудничаем с Тюменской архитектурно-строительной академией.

• Традиции успеха


Одним из старейших предприятий Ялуторовска является механический завод, основанный в 1974 году. В свое время он обеспечивал запчастями линии восемнадцати молочно-консервных комбинатов Советского Союза и сейчас продолжает оставаться монополистом в этой сфере. Среди потребителей продукции по-прежнему остаются Прибалтика, Украина, Белоруссия и многие регионы России.

— Кроме запчастей изготавливаем металлоконструкции, в том числе нестандартные, которые используются при реконструкции существующих предприятий, — рассказывает директор завода Алексей Русаков. — Выполняем и уникальные заказы, например, пропариватели для Ялуторовского элеватора или лопасть машины, размешивающей раствор для «Поревита». Практически все остановочные комплексы, установленные на юге области, сделаны на нашем заводе. Работаем с нефтяниками, которые заказывают запчасти к агрегатам, используемые для бурения и добычи. Сотрудничаем практически со всеми заводами, входящими в ассоциацию машиностроения Тюменской области, налаживаем кооперацию, так как в одиночку все сложнее выдерживать конкуренцию со стороны предприятий из других регионов.

На заводе работает 110 человек. В условиях снижения объемов производства пользуются поддержкой областного правительства, чтобы вовремя платить людям заработную плату. Ситуация с кадрами сложная – существует потребность в сварщиках, токарях, фрезеровщиках, шлифовщиках, которых сейчас практически не готовят. Ялуторовский механический завод взаимодействует по этому вопросу с Тюменским нефтегазовым университетом, студенты которого проходят заводскую практику. Впрочем, начав работать по восемь часов за станком, многие понимают, какой это тяжелый труд.

— Кто хочет – работает сдельно, — убежден Алексей Русаков, —  можно получать и по 50 тысяч рублей. Наш кузнец  Алексей Бабушкин из деревни Криволукской – бывший учитель физики. Здоровый мужик, даже внешне похожий на кузнеца,  мы предложили ему попробовать себя в новом качестве. До него в цехе не было ничего, кроме молотов, он сам подобрал дополнительное оборудование, даже изобрел кое-что новое и успешно кует железо уже четвертый год. Но когда большой объем работы, а люди не хотят зарабатывать – с ними ничего не поделаешь.

На заводе убеждены в необходимости модернизации производства, но это дело будущего: в ситуации нестабильных заказов нельзя рисковать и брать кредиты. Пока сохраняется многоступенчатая обработка деталей на токарном, фрезерном и сверлильном станках с большим количеством ручного труда. Хотя сохранение станочного парка в рабочем состоянии — достижение само по себе: кризис потопил многих, но не Ялуторовский механический завод. Здесь понимают, что будущее за станками с ЧПУ, которые делают все операции в комплексе и не требуют для работы человека со специальными навыками токаря или фрезеровщика. Это снижает себестоимость детали и время ее изготовления.

С таким подходом согласны и на другом «ветеране» промышленности города – Ялуторовском автомобильном заводе. Предприятие, которое уже отметило пятидесятилетие, оказывает услуги автосервиса, производит капитальный ремонт и переоборудование автобусов, строительные материалы, буровые трубы и металлоконструкции, в том числе по заказу нефтяников. Здесь разработан автобус «Пионер», который сейчас проходит сертификацию. При производстве используется ряд деталей микроавтобуса «Газель», однако  «Пионер» безопаснее, грузоподъемнее и вместительнее.

В нем можно стоять в полный рост, а водитель одновременно может быть кондуктором.

— По областной программе занимаемся ремонтом автобусов, что дает примерно половину выручки, — рассказывает директор завода Денис Кайгородов. — На предприятии трудится около трехсот человек, зарплата рабочих, в зависимости от квалификации и выручки, колеблется от 10 до 14 тысяч рублей. Пытаемся диверсифицировать производство, чтобы коллектив был занят круг-лый год, например, из наших строительных материалов собираем домики. Проводим работу по внедрению энергоэффективных технологий – монтируем современную отопительную систему.

А в помещении бывшей котельной – памятнике советской промышленной архитектуры, есть идея сделать ресторан «Кочегарка», — улыбается он.

• История с продолжением


Традициями славится и Ялуторовское автотранспортное предприятие, существующее уже 58 лет. В годы освоения нефтегазового комплекса его машины работали на севере Тюменской области, участвовали в строительстве городов, дорог и трубопроводов. Сейчас штат составляет  230 человек, в прошлом году приняли 15 новых сотрудников. В основном они задействованы на обслуживании пассажирского транспорта.

В парке предприятия – 37 автобусов, 17 из которых ходит  на городских маршрутах, остальные – на междугородных перевозках. По губернаторской программе
получено пять новых автобусов российского производства, один из которых предназначен для людей с ограниченными возможностями.

— За последние семь лет практически полностью обновили парк, — говорит генеральный директор ялуторовского «Автотранса» Геннадий Сопов, — впервые за долгие годы реформ в 2009-м получили хорошую прибыль и самостоятельно по лизингу приобрели автобус, который ходит в Тюмень. Гордимся кадровым составом и делаем все для его сохранения – это настоящие профессионалы. Средняя зарплата – около 17 тысяч рублей, коллектив стабильный, есть очередь из жела-ющих у нас работать. Но молодежи мало, видимо, за последние годы ее отучили трудиться. Работа тяжелая, с пяти утра, конечно, в зависимости от графика. Несмотря на это, созданы условия: есть где помыться, поесть, отдохнуть. Как у нас говорят,  можно приходить и уходить в галстуке.

Предприятие нуждается в молодежи, в том числе и потому, что использует современные технологии. Как сообщил главный инженер «Автотранса» Закир Вагитов, на автобусах установлена система «ГЛОНАСС», а каждое утро для руководства начинается с изучения отчета по навигации. Все отклонения машин от графика фиксируются, не допускается задержка больше   пяти минут. Это дисциплинирует водителей и на сегодняшний день практически все укладываются в нормативы правил перевозки пассажиров.

Полным ходом идет подготовка к открытию маршрута Ялуторовск – Ярково – Тобольск. На строительстве прямой дороги работает грузовой парк предприятия, а ялуторовские автобусы планируют открыть сообщение между двумя историческими городами Тюменской области. Новая трасса сокращает этот маршрут более чем на 80 километров, соответственно, снизится и стоимость проезда для жителей Ялуторовска и Тобольска. Важно и то, что начнется оживленное развитие населенных пунктов, расположенных вдоль этой трассы. Именно за таким взаимодействием производства и культуры видится будущее нашего региона.

—Ялуторовск одним из первых в области стал заниматься развитием туризма, — говорит специалист по сохранению объектов культурного наследия городского комитета по культуре Людмила Черепанова, — однако вызывает беспокойство, что практически все средства, выделенные на развитие отрасли и сохранение памятников, направляются  в Тобольск.

Ялуторовск третий год ничего не получает по целевым программам и развивается за счет собственных средств. Тем не менее созданы новые объекты показа – острог, восстановленный Сретенский собор, разработан проект создания купеческого квартала.

------

Историческая часть города практически не менялась с XIX века. Здесь сохранились особняки купцов, внесших немалый вклад в развитие города и оставивших свой след в истории России. Планируется, что купеческие дома будут отреставрированы, а один из проектов уже прошел экспертизу. Это дом по улице Первомайской, где жил знаменитый российский предприниматель и меценат Савва Мамонтов. На базе усадьбы будут восстановлены характерные для эпохи надворные постройки. Планируется создать  клуб деловых людей Урало-Сибирского региона, который будет возрождать традиции благотворительности. Усадьба станет музейным объектом, в отличие от Ялуторовского острога, который уже является предметом туристического показа. Здесь работают ремесленные мастерские, проводятся фестивали и развлекательные программы. Например, с недавних пор  в остроге практикуется выкуп невест по старинному обряду. Для того чтобы прикоснуться к этой традиции, приезжают молодожены даже из Тюмени. А в планах проводить выездные регистрации браков.

------

Завершая материал, отметим, что Ялуторовск хорошеет, становится все более ухоженным и аккуратным. Свою задачу городские власти видят в том, чтобы, глядя на эту красоту, местный народ становился более доброжелательным и гостеприимным.

И у них это получается!

[gallery link="file" columns="7"]

Фото Елены ШАРАБАЕВОЙ



Ранее в сюжете

С прицелом на частный и организованный туризм

30

С прицелом на частный и организованный туризм

30

В Тюмени 1 и 9 мая не будет праздничных фейерверков и салютов

25 апреля

В Тюмени стартует второй этап реконструкции улицы Ленина

25 апреля