Судьбы разные – Победа одна!
Далее в сюжете: Война глазами ребенка
Сотни писем читателей поступили в редакцию к юбилею победы
Война! Она, как огненный вихрь, ворвалась в каждый дом наших соотечественников. Одних – опалила, других сожгла до тла…
Вдумайтесь, дорогие читатели, в эти цифры! Четверть миллиона наших земляков сражалось на фронтах Великой Отечественной, более ста тысяч не вернулось.
Поистине трагические и героические события шли рядом. Ветераны фронта и тыла вынесли на своих плечах все тяготы жесточайшей войны. Парни и девушки бежали в военкоматы, прибавляли себе год-другой, а затем «пол-Европы прошагали, пол-Земли» под пулями, разрывами бомб и снарядов.
Лежали в снегу, истекали кровью, тонули в болотах, освобождали города и села не только нашей страны, дошли до самого вражеского логова и водрузили победное знамя над поверженным Берлином. В это же время в глубоком тылу женщины, старики, дети, подростки сутками не покидали цеха заводов и фабрик, колхозных полей, чтоб дать фронту все: вооружение, обмундирование, лекарства, продукты питания. Без этого не могло быть победы.
Во всех городах и районах области изданы очень значимые книги «Солдаты Победы» – о тех фронтовиках, кто вернулся с самой кровавой и беспощадной войны. Сухие биографические строки, но за каждым фактом, названием стоят события огромной важности и, читая, мы мысленно рисуем картины сражений, в которых участвовал наш герой, сопереживаем ему, радуемся тому, что он выжил и вернулся домой.
Проходят годы, десятилетия. Одно за другим следуют события, заслоняя, казалось бы, минувшее. Но нет, еще ярче высвечивается та военная дорога, по которой он прошел, прополз, она навечно осталась в его памяти, пусть не всегда упоминалась в донесениях и сводках боевых действий…
Год 65-летия Победы вновь оживил все пережитое, захотелось поделиться этим со всем миром. Газета «Тюменская область сегодня» предложила читателям поучаствовать в редакционном проекте «Свет Великой победы» и в конкурсе «Мы помним! Мы гордимся!». Вот и потекли широким потоком в редакцию письма от ветеранов войны, их детей, внуков, правнуков и просто знакомых…
● Письма. Какие они?
Сколько их ежедневно поступает! Это письма-исповеди, письма-баллады, короткие рассказы-были и очень длинные. Одни из них написаны опытными авторами, другие – людьми, впервые решившими взяться за перо и рассказать о себе и своих близких. Подчас видим неразборчивый почерк очень старого человека. Трогательны послания внуков, правнуков, еле-еле овладевших техникой письма. Но от этого они не менее интересны.
К сожалению, многие – без полного имени, только с инициалами (что осложняет работу журналистов), есть и такие, в которых вместо фамилии только росчерк.
Обилие писем и ограниченность газетных рамок, несмотря на требования (бывают и такие!), не дает возможности поместить все на страницах газеты. Вот посудите сами.
Прислал Иван Серебряков из с. Боково Викуловского района интереснейшее письмо. Но на… 33 листах! Замечу, кстати, во всех изданиях действует традиционное правило: рукописи не рецензируются и не возвращаются. Так что участь некоторых посланий – лежать в архиве. Могу сказать только одно: все они зарегистрированы и прочитаны специалистами.
На днях редакция меня, внештатника, удостоила чести сделать обзор писем с военной тематикой, поступивших в последнее время. И вот передо мной – огромная (!) стопа. Читаю одно, второе, третье… Уже надвигается полночь, а я не могу оторваться. В каждом – судьба человека, пережившего все невзгоды довоенной, послевоенной и, конечно же, военной поры, тревога за близких.
Поверьте, читая письма, переносишься в то далекое время и видишь гораздо больше, чем только их строки. Встает вся эпоха и, как в калейдоскопе, проходит перед глазами. Более того, всплывают и факты своей биографии. И за это очень благодарна нашим авторам писем.
● «Моя» война
Все, что касается войны, ярко и надолго запечатлела детская память. Я только окончила четыре класса.
И вот – речь Молотова. Помню у репродуктора оцепеневшую мать. Война! Отец, командир запаса, сразу же побежал (именно побежал!) в военкомат. Ватага ребят, в которой была и я, помчалась из Затюменки в центр города, где при огромном стечении народа проходил митинг. Отправка отца на фронт. Голод и холод военного времени, тревога за близких. Все это было.
Разве можно, например, забыть, как мама и соседки выбегали ночью на улицу и плакали, когда из задних ворот госпиталя (ныне архитектурно-строительный университет), выходящих на Ямскую улицу, вывозили на телегах или санях умерших от ран бойцов Красной армии. А когда гуляла с братцем Алешкой (родившимся за месяц до начала войны) возле этого здания, то раненые из окон бросали кусочки сахара или конфетки.
Наверно, тогда мы им напоминали их малолетних детей.
И мы, школьники, вносили свою посильную помощь: ходили в госпитали, собирали металлолом, столь необходимый для оборонной промышленности, ездили в колхозы на прополку, работали в тимуровских отрядах.
На фронт ушли все мои ближайшие родственники. Потом пошли и похоронки. К счастью, отец остался жив.
Но как бы ни было невыносимо трудно, мы всегда верили, что придет светлый День Победы. И все это в памяти воскресили ваши письма.
● «Вставай, страна огромная!»
Но вернемся к письмам. Многие авторы вспоминают первый день войны.
Фронтовик Сергей Соловьев посвятил ему такое стихотворение.
Уже на Западе пылала
Кровавым заревом война,
И на защиту призывала
Сибирских воинов страна.
В предельно стиснутые сроки
(чтоб на войну не опоздать!)
Был дан приказ: в тылу глубоком
Дивизии формировать.
И поднялась Тюмень родная
В тяжелый сорок первый год.
И «триста шестьдесят восьмая»
Была отправлена на фронт.
Теплушек красные вагоны
Тащил пыхтящий паровоз,
И эшелон за эшелоном
Он нашу молодость увез…
В это же время на западе страны, на самой ее границе, в Брестской крепости происходили поистине героические события. И тут не могу не привести рассказ ее защитника Петра Клыпы, который вспоминал: «Мы, оставшиеся в живых, собрались в казематах разрушенного здания 333-го стрелкового полка. Из многочисленного гарнизона осталось около трехсот человек. Каждый понимал – помощи ждать неоткуда, кругом – враги. Мы решили дать последний бой, стали прощаться, и вдруг в этой тишине откуда-то издалека доносится: «Это есть наш последний…» Стали прислушиваться. И вот я ясно различаю звуки трубы. Они несутся откуда-то из центра крепости, из сплошных развалин. Мы прильнули к амбразурам. И что же увидели?
В ритме марша от подножия арочных ворот вверх поднимается Красное знамя. Вот оно уже над самой вершиной ворот – гордо развевается над Брестской крепостью… Из 300 человек удалось прорваться девятерым… Мы помним того трубача, который, умирая под развалинами крепости, поднимал на борьбу своих товарищей».
Разговор в письмах продолжают наши читатели.
Алла Демина , ветеран педагогического труда из г. Ишима, вспоминает начало войны. Ей было тогда девять лет. Колхозы района отмечали окончание весеннего сева – «Красную борозду». И вдруг как гром средь ясного неба – война! Потом были проводы на фронт. Отца отправили сначала в Тюмень, где формировалась дивизия. Из Москвы получили письмо-треугольник, в котором он писал: «С минуты на минуту ожидаем приказа идти в бой – защищать Москву». В конце августа пришла похоронка. Еще она пишет, как работает городская общественная организация «Память сердца», объединяющая детей погибших защитников Отечества.
Мария Кожевникова из с. Уват сообщает о том, как был призван ее отец Алексей Михайлов, 1909 года рождения. Жили они тогда в Ялуторовске на ул. Первомайской, 36. Она бежала на вокзал, перепрыгивала через ручейки, чтоб успеть до отхода эшелона проститься с дорогим человеком. В июле 1941-го получили от него последнее письмо, а в декабре – извещение о том, что он пропал без вести. О его дальнейшей судьбе она ничего не знает. Ялуторовский военкомат на запрос никаких сведений сообщить не может. Ее крик души никем не услышан.
Надежда Останина
из п. Омутинского прислала большой материал об Александре Яковлеве. 21 июня Южно-Плетневский колхоз «Вперед» отсеялся и проводил праздник «День борозды». Вдруг появился нарочный из райцентра, который привез первые повестки. Ветеран вспоминал: «Так в мою жизнь вошла война». 24 июня уже на подводах повезли призывников на сборный пункт. Сколько горя и слез пришлось увидеть! В мае 1944 года попал на фронт и Александр. И вот Сандомирский плацдарм. Перед первым боем не спал ночь – вспоминал мать, сестру, брата, родную деревню.
«Начался бой. Неумолимо двигались немецкие танки. Подбит первый, потом еще. Бояться было некогда, главное – скорей опередить
противника… Танковая атака отбита». Затем были Берлин и Прага. После войны – Ишимский техникум и работа в сельском хозяйстве.
● ...Через все испытания на фронте
Галина Дубских из с. Нижняя Тавда прислала в адрес редакции вырезку из газеты «Светлый путь», где 18 (!) биографий ее односельчан-фронтовиков. Там же их фотографии: в г. Вене, на берегу Одера, у стен поверженного Берлина.
Тамара Рогозина из с. Казанского рассказала о 85-летнем ветеране войны Демьяне Носкове. Мечтал стать летчиком, но из-за биографии (семья раскулаченных) пошел в стрелковый полк. Пережил ад Орловско-Курской битвы, когда «небо и земля вставали дыбом». В этом пепле был серьезно ранен и контужен, осколок снаряда так и остался в нем до сих пор. После войны, окончив с красным дипломом пединститут, работал учителем, директором школы, заведующим районо.
Анна Соколова из с. Окунево Омутинского района пишет, что в 1942 г. добровольцем ушла на фронт, была связистом на Калининском, Первом Белорусском фронтах. Дошла до Берлина. Вспоминает, как под ураганным огнем артиллерии фашистов восстанавливала связь. Одной из первых узнала о Победе. Потом – родные края. Очень гордится, что в свое время сфотографировалась с Сергеем Собяниным, и благодарит за сделанный ремонт жилья.
Надежда Останина
из с. Омутинского сообщает о фронтовиках: Александре Филонове – Герое Советского Союза (из д. Слободской), Иване Игнатовском (из с. Северо-Плетнево), Николае Замятине (из с. Вагай Омутинского района), Иване Шустове (из д. Пиньгино), трактористе с 45-летним стажем, который вспоминает, что «все вопросы решали дружно, власть на селе пользовалась большим авторитетом», и печалится, что сейчас от деревни ничего не осталось. Такая вот горькая правда из уст ветерана.
Виктор Бетехтин из Голышмановского района выслал газету со статьей И. Лузанова «Фронтовик» о своем отце Льве Бетехтине, на счету которого фронтовые дороги на Москву, Прибалтику. Капитан Бетехтин был в составе сибирского лыжного батальона, который наводил страх на врага. После войны более 30 лет находился на руководящей партийной, профсоюзной работе, за что награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Елена Калинина (Игнатова) пишет о двух друзьях-фронтовиках: Михаиле Будылдине и Иване Софонове, сопровождая рассказ их довоенными фотографиями. Одну из них – Софонова, высланную им из г. Вены 25 сентября 1945 г., и прекрасно сохранившуюся, сегодня помещаем в газете. Думаем, что детям, внукам, правнукам будет приятно увидеть бравого гвардейца и орденоносца на страницах «Тюменской области сегодня».
Клавдия Добрынина из г. Тобольска рассказала о 95-летнем Георгии Киселеве, ветеране войны, который еще в 1936–1939 гг. служил в армии, строил Комсомольск-на-Амуре. Фронтовик 46 лет проработал на предприятиях лесного хозяйства (за что награжден орденом Трудового Красного Знамени). В редакцию выслан довоенный портрет героя, где он в красноармейском шлеме и с осоавиахимовскими значками, а также современная фотография семьи, состоящей из 14 человек!
Лидия Агафонова из г. Ишима вспоминает земляков-фронтовиков. В Синицинском бору у мемориала, посвященного формированию 229 и 384 стрелковых дивизий, ежегодно проходят торжественные церемонии, посвященные Дню Победы. Пишет и об отце Григории Звереве, до войны председателе колхоза, а затем фронтовике. Сообщает, что он участник Парада Победы 1945 года в Москве.
Э. Грязнова из Тобольска посвящает свое письмо женщинам-фронтовикам и вспоминает любимую песню Алексея Фатьянова и Бориса Мокроусова «О тебе кругом гремела слава…»
Гильман Шакуров из Ялуторовска пофамильно называет друзей-товарищей, которые в августе 1942 г. обучались в сформированном учебном минометном полку. В 1943 г. он попал на фронт: Елец, Днепр, Краков… Боевые награды. 29 марта 1945 г. был тяжело ранен: «Так оборвалась моя фронтовая дорога, до окончания войны оставалось 40 дней».
Александра Иванова из Тюмени пишет о судьбе переселенцев, приехавших из Подольской области в с. Станичное Исетского района. Наступил июнь 1941 г. За деревней стояли три березы, там и состоялись проводы призывников на фронт. По старому обычаю к ветвям дерева привязывали ленточки, платочки, галстуки. Все это сопровождалось плачем и криками. Отец Александры – Никита Прусс, рядовой, погиб в 1944 г., похоронен в Латвии.
Еще помнит она, как 9 мая 1945 года через всю деревню проскакал на коне всадник с криком: «Победа!!!»
Петр Неживенко, полковник в отставке, председатель совета ветеранов 3-й ВДБ, прислал интересный и очень объемный материал «100 лет комбригу Гончарову». В нем рассказывается о гвардии полковнике Василии Гончарове, одном из военачальников, стоявших у истоков элитного рода Вооруженных сил страны – воздушно-десантных войсках. Фронтовик. После демобилизации приехал в Тюмень, был секретарем парткома завода «Строймаш», заведующим промышленно-транспортным отделом ГК КПСС.
Фото из архива редакции и Тимура ХАКИМОВА
Ранее в сюжете