Не время баловаться плюшками
театральный обзор
О летнем отпуске театры областного центра пока не думают (чай с плюшками, «обжаривание» тел на пляжах – потом). Планов, как обычно, громадье! В Тюменском драматическом, например, в качестве гостей принимали московских актеров театра «Школа современной пьесы», а к 21 мая репетируют последнюю премьеру 152‑го сезона эпизод-фантазию «Мотылек» по пьесе Петра Гладилина.
------
Молодежный театр имени Виктора Загоруйко, который по весьма уважительным причинам отказался от фестивалей в Херсоне и Екатеринбурге, готовится отпраздновать Международный день защиты детей премьерой «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказок Андерсена. На сцене Тюменского театра кукол 1 июня стартует Всероссийский фестиваль-конкурс «Золотой конек». А это значит, впереди нас ждет немало приятных вечеров. Главное, как говорит актер и режиссер Камиль Тукаев, желание получить впечатление.
Главное, как говорит еще один режиссер Иосиф Райхельгауз, определить, для чего ты садишься в кресло в зрительном зале.
Хлеба, зрелищ и чего-то еще…
В Тюменском драматическом московский театр «Школа современной пьесы» гостил почти неделю. За это время звездные актеры, в числе которых Татьяна Васильева, Альберт Филозов, Ирина Алферова, Виктор Вержбицкий, представили лучшие постановки по пьесам современных авторов (Злотникова, Акунина, Улицкой, Гришковца, Остера), посмотрели спектакли тюменцев, дали интервью охочим до сенсационности журналистам и даже решились на шутливый футбольный турнир.
На пресс-конференции по поводу гастролей худрук «Школы» Иосиф Райхельгауз и директор Тюменского драмтеатра Владимир Коревицкий почти в один голос обозначили миссию «путешествия из Москвы в Тюмень»: желание оторвать народ от телевизоров и показать ему, что есть другая жизнь, иные способы «возбуждения эмоций».
В названии театра звучит слово «школа». Так чему учит зрителей «Школа современной пьесы?» – спрашивали тюменские журналисты. Основатель и по сей день ее «мозг» Райхельгауз, готовый на каждый вопрос ответить полуторачасовой лекцией, на этот раз был краток:
– Во все времена, начиная с античности и заканчивая днем сегодняшним, театр помогал людям жить и разбираться в жизни. Причем живой театр всегда считался «школой современной пьесы». Когда зрители сидели под палящим солнцем и кричали про хлеб и зрелища, они ведь смотрели то, что только вышло из-под пера древнегреческих авторов. Когда Шекспир показывал артистам их последние реплики, это была «школа современной пьесы». Когда Островский приносил пьесы в Малый театр, то Малый театр становился «школой современной пьесы». Когда Чехов, Булгаков, Горький показывали свои тексты во МХАТе, то и этот театр называли «школой современной пьесы»… Сегодня, к сожалению, мир теряет культуру театральной новизны. Режиссеры соревнуются, кто в 21‑й раз поставит «Чайку», а актрисы – кто в 21‑й раз сыграет Аркадину (хотя в театре Райхельгауза целых три «Чайки», режиссер говорит, что это совершенно разные материалы – Прим. авт.). Я считаю, «школа современной пьесы» должна помогать людям разбираться в жизни. Ведь кто-то для этого идет не в храм, а именно в театр.
Помочь тюменским зрителям что-то понять и принять Райхельгауз со товарищи вновь планирует осенью. После летних каникул москвичи привезут последнюю премьеру – «Русское горе» по грибоедовскому «Горе от ума», которое наделало в столице много шума. И еще: как большие ценители провинции и людей, в ней живущих, два Леонидовича (Райхельгауз и Филозов) всегда готовы пообщаться с теми, кто хотел бы учиться в режиссерской студии при Российской академии театрального искусства, которую они ведут совместно. Так что будьте готовы осенью прийти на так называемый кастинг и доказать, что российский театр Сибирью прирастать будет!
Без кивера, но в каске
Молодежный театр «Ангажемент» давно искал пьесу, которая бы помогла ему закрыть огромную брешь относительно детских спектаклей. И такая пьеса нашлась. «Стойкий оловянный солдатик» Владимира Андреева – работа по мотивам нескольких сказок Андерсена. Как говорят в театре, получился отнюдь не винегрет (здесь и тролль, и свинья-копилка, и Пьеро), а очень даже выигрышный спектакль. Работает над ним приглашенный режиссер Камиль Тукаев:
– Своим появлением в тюменском «Ангажементе» я обязан хорошему человеку, старинному другу, замечательному артисту Леониду Окуневу. Мы съели пуд соли, прошли Крым и Рим… Судьба связала нас в 2002 году, когда снимались у Алексея Мурадова в фильме «Правда о щелпах». Потом вместе получали призы на сочинском «Кинотавре» за лучшие мужские роли. Мы четырнадцать раз ссорились и пятнадцать раз мирились! Леня много рассказывал о своем театре. Одно дело слышать, другое – видеть. И вот я приехал и сразу окунулся в изумительную среду с прекрасными людьми (актеры здесь открыты для любого эксперимента: они работают, удивляются сами себе, отталкиваются от этого и идут дальше) и грамотно разработанным пространством (режиссер может тут жить, репетировать, посещать цеха, отбирать реквизит, ткани…). «Ангажемент» – удивительно доброжелательный театр. Он небольшой, семейного формата, но это не мешает ему ставить перед собой большие цели!
Нужно сказать, Камиль больше актер, нежели режиссер. Первый спектакль по пьесе Андреева про солдатика, но в другой трактовке сделал в 1995 году в Воронежском театре юного зрителя. О том времени говорит мало… Сейчас все мысли о тюменской постановке. Это история о том, как несколько игрушек ожили ночью и прожили до утра так насыщенно, ярко, интересно, как если бы человек прожил несколько десятилетий. В спектакле есть место и чувствам, и предательству, даже смерти… Но самое главное, как говорит Камиль, все герои обрели любовь, что для него, например, принципиально важно. Приоткроем тайну. В постановке Тукаева солдатик совсем не напоминает андерсеновского. Он без кивера, зато в каске. Режиссер объясняет свой выбор тем, что современным детям ближе солдаты Великой Отечественной войны или же фантазийные герои, нежели гусары из позапрошлого века… Хотя, попробовать стоило. Эдак мы вовсе забудем, что есть история…
В «Стойком оловянном солдатике» по-тукаевски не будет крысы и потока воды, которые в андерсеновской версии причинили герою немало бед. Опять же в постановке Камиля солдатик при двух ногах, что очень гуманно. На образ танцовщицы режиссер покушаться не стал. Она, как и у Андерсена, красива, стройна, тонконога… Ее играет Катя Захарова. Это настоящая балерина, а не девочка из подтанцовки в ночном клубе.
Спектакль ориентирован на зрителей от восьми лет. Самый лучший вариант – прийти в театр всей семьей и вместе открыть, что в сказках и жизни много общего…
Что касается дальнейшего сотрудничества с «Ангажементом», Камиль всегда готов: «Когда буду уезжать из Тюмени, поклонюсь театру в пояс. Он подарил мне немало ярких впечатлений. А дальше, как судьба решит…»
Фото Сергея КИСЕЛЕВА