Великий праздник в столице России
Далее в сюжете: Уроки памяти и интернет-викторины
Первая случайность: аккредитация на столичный парад
Журналиста ноги кормят, поэтому командировка для него большая радость: помимо «обязаловки», тебя ждут новые встречи с интересными местами и людьми, коллегами из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Порой даже самое мимолетное знакомство не проходит бесследно: всегда можно получить необходимую информацию или принять приглашение на участие в мероприятиях, проходящих в других регионах. Так благодаря друзьям узнала о том, что принимаются заявки «на участие» в параде Победы.
Попытала свое счастье и я. Ура! Еду в Москву!
Вторая: на подступах к Красной площади
Москва встретила неласково: холодный ветер и моросящий дождь. Хотелось поскорее в теплый гостиничный номер, но в метро случайно услышала разговор двух подруг, что сегодня состоится генеральная репетиция парада.
Бросив вещи в гостинице, тут же отправилась на «генеральный прогон». Желающих собралось столько, что уже на подступах к главной площади страны яблоку негде было упасть, не то что человеку пройти. Признаюсь, загоревала, но именно в эту минуту вспомнились слова великого полководца Георгия Жукова: «Где сибиряки – там победа!» Пришлось «штурмовать» преграду.
Третья: на генеральной репетиции
В «парадных коробках» чеканили шаг более десяти тысяч человек, по брусчатке Красной площади грохотало 159 боевых машин, а в небе пролетело 127 самолетов и вертолетов... Смотреть по телевизору шествие боевой техники, которая где-то там, далеко, очень красиво. Находясь рядом с ней, в первую очередь подмечаешь незаметные «мелочи».
Например, расстояние от одного самолета до другого не более одного-трех метров. При этом лететь нужно в едином строю и низко над городом.
А провести по городским улочкам столицы стотонные «Тополя-М», «Искандеры»? Такое становится возможным, когда за штурвалом настоящие асы!
Кстати, о брусчатке. На этот раз на нее легла особая ответственность: выдержать шествие российских и зарубежных военнослужащих, торжественный проезд техники, включающий новое грозное оружие. Неуж-то выдержит? Ответ на этот вопрос нашла у коллеги из московской газеты. Она рассказала, что к главному параду страны перемостили более девяти тысяч из тридцати шести тысяч квадратных метров брусчатого покрытия на Красной площади.
На песчаную подушку из крупного, хорошо промытого песка, устанавливают камни весом около 20-ти килограммов. На один квадратный метр помещается около 30-ти камней, а это примерно 600 килограммов.
Четвертая: белые перчатки и сводный оркестр
Во время репетиции все время звучал сводный духовой оркестр. Музыканты исполняли «Славься» Глинки, «День Победы», финал 9-й симфонии Бетховена, марш «Прощание славянки» и другие произведения, всего их 35. Число музыкантов, согласно официальным данным, немногим меньше 1 400 человек. Протяженность порядка – 150 метров!
При этом дирижер стоит спиной к оркестрантам. Но больше всего удивило (раньше не замечала) то, что он в белых перчатках. Что это – форс или необходимость? Как задние ряды видят «команды» дирижера? Секрет «парадного концерта» прост. Дирижеру помогают помощники с тамбурштоками (трость с золотым набалдашником и кистями), держа их на уровне пояса, они следят за движением белых перчаток и передают «информацию» на задние ряды.
И таких маленьких случайностей парада набралось немало, однако пришла пора зарегистрироваться в пресс-центре.
Пятая:«понаехали провинциалы»
В связи с большим количеством гостей, прибывающих на празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также ограниченным пространством в тех местах, где будут проводиться мероприятия, освещать эти мероприятия смогут только те журналисты, которые войдут в строго лимитированные пулы. Эта информация размещена на сайте, напомнили и в пресс-центре.
На наш вопрос, как региональным СМИ попасть хоть на одно из них, один из организаторов с раздражением ответил: «Понаехали провинциалы, работать не дают. Федералам
и москвичам места не хватает». Но опомнившись... выдал желанный допуск.
Верно в народе говорят: «Все хорошее познается в сравнении». Как не вспомнить добрым словом работу тюменских пресс-служб: к каждому мероприятию его специалисты готовят пресс-релизы, лишь бы подготовленная информация была достоверной, оперативной и актуальной. А тут «понаехали», да еще места не хватает ...
Шестая: в Центральном Доме искусств юбилей
Признаюсь, расстроилась и забыла напрочь, что мои московские друзья приготовили сюрприз. Спускаюсь в метро и вдруг слышу – окликают. Ба, да это же муж подруги, которая ждет меня в оговоренном месте! Вот уж воистину случайная случайность.
Но я ошибалась, случайность была впереди – в Центральном Доме искусств отмечал юбилей Николай Рачков. Ныне известный карикатурист, художник-моменталист.
Будучи художником одной из тюменских газет, Николай в 1997 году в Москве, на Пушкинской площади установил мировой рекорд по скоростному рисованию шаржей. За один час нарисовал 115 человек.
В 2000 году новый рекорд – в течение шестичасового марафона созданы шаржи на 500 человек.
Кроме того, знаменитый земляк – участник и призер многих российских и международных конкурсов карикатур, член Союза художников России и Международной федерации художников (IFA). И это далеко не полный перечень его заслуг.
Впрочем, в этом досье нет главного: Николай – внимательный и заботливый муж, любящий и добрый отец и дед, надежный и верный друг.
С днем рождения, Николай!
Седьмая: земляки в беде не оставят
С тюменскими ветеранами Великой Отечественной войны, участниками парада Победы, договорились встретиться на Поклонной горе. Однако пока пробивалась через заграждения, они уехали. Следом прибыла другая делегация. В ее составе – ветераны бывших союзных республик и стран антигитлеровской коалиции. Не могла упустить возможность пообщаться с ними.
Обратилась к охране с просьбой пропустить. На мое счастье в оцеплении стояли земляки, тюменцы. Впрочем, ребята оказались еще и читателями газеты «Тюменская область сегодня». Спасибо, дорогие, за помощь и за любовь к изданию.
Восьмая: Победа одна на всех
Уже седьмое десятилетие последний месяц весны для россиян ознаменован великой датой – Днем Победы. Эту дату чтут и миллионы людей за рубежом. Ибо слишком дорогой ценой досталось избавление человечества от фашизма, слишком тяжелы уроки Великой Отечественной войны. Помнят ли их за пределами России? Как празднуют Великую Победу? С этими вопросами накануне 9 Мая обратилась к иностранным гражданам.
■ Грузия, Бежо ГАБУНИЯ, участник Великой Отечественной войны:
– К сожалению, жизнь так устроена, что зачастую абсолютно очевидные вещи пытаются оспорить. Доказанные, непреложные факты истории становятся ареной политических схваток. В декабре прошлого года в Кутаисе снесен памятник Великой Отечественной войне и ее героям.
Ветераны Грузии в Москву привезли по горсти земли, которую высыпали на Поклонной горе. Здесь в торжественной обстановке заложен памятный камень, чтобы через год-полтора воссоздать порушенный монумент. Металл можно переплавить, но разрушить народную память никакими взрывами невозможно.
■ Великобритания, Джо Демпстер, ветеран Второй мировой войны, председатель Шотландского клуба российских арктических конвоев:
– Празднование Великой Победы на берегах Темзы началось задолго до 9 Мая. Посол России вручил британским ветеранам северных конвоев юбилейные медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Это больше, чем наше правительство сделало для нас. Здесь в России мы герои, чего не скажешь про Британию. Завтра в Лондоне с утра прохожим будут вручать георгиевские ленточки. Вечером от Савойского пирса с российским флагом пройдет корабль Победы с британскими ветеранами на борту. На его палубе будут звучать песни военных лет и голос Левитана, возвещая, что война окончена.
■ Германия, Отто Даймар, фотограф:
– В нашей стране 9 Мая мало кто отмечает. В основном праздник организует российское посольство в Германии. Вот и в этот раз будет возложение венков к памятникам в Трептов-парке.
Для нас это день скорби. Почти в каждой семье с войны не вернулись родные и близкие.
Девятая: цена «показухи»
Празднование Великой Победы длилось до утра. Домой, уставшая и счастливая, возвращалась, как и большинство москвичей и гостей города, под утро. Несмотря на то, что все праздничные мероприятия завершены, наш автобус пресс-центра постоянно стоял в пробках и мы обменивались впечатлениями. Они были разными, но все едины – праздник удался. Хотя многие иностранные коллеги пытались понять: зачем такие траты? Не новая ли это показуха России?
Я смотрела на них и вспоминала участников Великой Отечественной войны – фронтовиков Григория Ивановича Шешукова, его сына Александра, тружеников тыла – деда по линии отца Василия Архиповича Аникина и, конечно же, любимого отца Алексея Васильевича Аникина. Не знаю, кем в годы Великой Отечественной войны были родные иностранных коллег, но считаю их счастливыми – они не могут понять нашей «показухи».
[gallery link="file" columns="7"]
Фото автора
Ранее в сюжете