Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Люди, создающие будущее

Слушать новость
Люди, создающие будущее. .

событие
Светлана КЛИМЕНКО

Судьба делает иногда подарки. Для учителей Тюменского региона бесценным даром стало общение с лучшими учителями России. В преддверии областного конкурса «Педагог года – 2010» они провели «Педагогический марафон», доказывая право называться экспертами и составить жюри конкурса.

------

Принцип мудрых – достояние одного является достоянием всех. Делясь собственными ноу-хау, семь Учителей с большой буквы вдохновляли на творческий поиск коллег из Тюмени и Тобольска, Тюменского, Тобольского, Вагайского, Уватского районов. Корреспондент редакции побывала на мастер-классах корифеев российской педагогики в тобольской школе № 15 и Туртасской средней школе Уватского района. Их уроки – это продуманные диалоги с учащимися, общение мудрое и увлекательное. Судите сами.

Олег Парамонов,


учитель русского языка и литературы школы № 57 г. Брянска, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России – 1993», председатель Большого жюри областного конкурса «Педагог года – 2010».

Олег Геннадьевич руководствуется в педагогической деятельности принципом Суворова: «Удивил – значит победил». Главное – найти такие вопросы, чтобы вызвать удивление, считает он. На мастер-классе этот харизматичный педагог читал собственные весьма оригинальные стихи, эмоционально цитировал интригующие отрывки из произведений, не сообщая, откуда они  и кто автор, – догадаться должны ученики.

– Прежде всего интересно должно быть мне самому, тогда интересно будет ученикам, – говорит Олег Геннадьевич, поясняя принцип «разумного эгоизма», позаимствованный им  у героя Чернышевского Рахметова.

На уроках он давно перестал ставить «двойки», потому что тогда настроение ни  у кого не портится: с теми, кто готов работать, Олег Геннадьевич ведет диалог, а хулиганистые ученики слушают и хотя бы не мешают вести урок. Глядишь, и прочитают главу-другую. С нерадивыми, кто не готовит домашних заданий, он договаривается по-своему: предупреди до начала урока – и тебя не спросят. Но такой «номер» пройдет лишь три раза: на четвертый журнал украсит «двойка».

Владимир Кружалов,


учитель истории и обществознания гимназии № 1542 г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года России – 2009».

Все время учителю нужно придумывать, как заинтересовать учащихся. Одной из «придумок», как называет разработанные им приемы Владимир Владимирович, стала предложенная участникам мастер-класса «Стратегическая методика» составления определений.

У многих учеников вызывает сложности запоминание большого количества определений, которыми изобилуют история и обществознание (например, «династия», «государство»).

К тому же разная литература дает разные определения одного и того же понятия. Талантливый учитель научил старшеклас-сников самостоятельно выводить определения, предложив простой алгоритм. Вначале они должны уловить разницу между определением и описанием, затем понять, для чего имя нужно человеку. Для тех же целей нужно имя любому понятию. С помощью педагога ребята объясняют структуру определения: общая категория, к которой относится данное понятие, плюс его признаки. Все это, в отличие от описания, формулируется кратко и по-научному.

Сергей Циклов,


учитель биологии школы № 7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России – 2002».

Неисправимый оптимист, непосредственный в своей искренности, задался вопросом, почему учителя по собственной инициативе редко участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Потому что опасаются публичной оценки, хотя бояться нечего, утверждает Сергей Борисович.

– Если другим понравится то, что делаю, они смогут использовать мой опыт. Если не понравится, они скажут себе: «Так делать не буду». В любом случае я молодец!

Сергей Борисович показал, как строится исследовательский урок. С помощью загадочных рисунков на доске (растение в виде вопросительного знака, макароны с курицей, подразумеваемые под знаком «Инь-ян»), простых вопросов он подвел к тому, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, поставили цель, определили способы ее достижения, отработали этапы урока и сделали вывод.

– Такой подход позволяет детям взглянуть на мир по-другому, и, конечно, тем, кто начинает жить, передается жизнелюбие учителя, – резюмирует проректор ТОГИРРО Марина Кускова.

Вадим Муранов,


учитель физики школы № 19 г. Ногинска Московской области, победитель конкурса «Учитель года России – 2009».

От опыта к мировоззрению – такую задачу поставил учитель физики. Школьники должны не просто освоить объем знаний, а понимать их, то есть соотносить с жизненной практикой.

Проведение простых, но наглядных опытов по физике широко практиковалось в советской школе. Педагог возродил такой подход – время от времени он проводит практические занятия, только придает им большую зрелищность. На мастер-классе по теме «Реактивное движение» он запустил пластмассовую ракету, научил тому же двоих желающих и предложил им передать эти знания другим, чтобы и у них взлетела ракета. Если дети могут повторить опыт и передать другим – это самое ценное, считает Вадим Александрович.

Когда понимание темы подкрепляется собственным опытом, просыпается интерес к учебе, который обычно снижается в подростковом возрасте, учащиеся начинают заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью и происходит формирование мировоззрения, выводит формулу Вадим Александрович.

Елена Володина,


учитель русского языка и литературы гимназии № 16 г. Тюмени, кандидат филологических наук, победитель конкурса «Учитель года России – 2008».

Прекрасная дама, тонко чувствующая прекрасное, настроила аудиторию на лирическую волну и пригласила поговорить о сокровенном – о вере. Елена Николаевна выбрала стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», потому что  у детей оно вызывает затруднения в понимании.

– Важно, чтобы на уроке произошло открытие, сделанное детьми, – объясняет педагог. – Пусть они думают, ощущают, высказывают свои мысли и чувства. В стихах выражается душа поэта, а у Блока – дар не только ощущать дух музыки, но  и наполнять ею слова. Я сама не знаю ответа, хотя это мое любимое стихотворение. Может быть, не смысл важнее, а музыка стиха, которая не нуждается в словесном оформлении?

Блок говорил: «Не нужно анализировать поэзию». Вот  и обсуждение творения поэта прошло не «хирургически-операционно», а так, что каждый почувствовал свободу оставаться собой рядом с великими.

Марианна Чуйкова,


учитель русского языка и литературы школы № 72 г. Тюмени, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года России – 2003».

Первая из тюменцев, победившая на всероссийском конкурсе «Учитель года», поделилась своим ноу-хау, как оживить урок по теме «Работа над ошибками». Дети приходят к выводу, что если нарушения языковых норм допускаются намеренно, они становятся средствами выразительности, создают комический эффект и ошибками не являются!
– Даю ребятам творческое задание: придумать новый контекст, чтобы допущенная ими  в письменной работе ошибка стала выразительным средством. Удивительное дело: количество ошибок уменьшается! Дети понимают, что все, что мы пишем, выражает определенный смысл.

Например, девочка в сочинении написала словосочетание «обоих сестер». Результатом ее работы над ошибками стала такая шутка: «Мама любила обоих дочерей и поэтому одного назвала Сергеем, а второго – Николаем».

Самое важное то, что  у ребят сформировалось другое отношение к ошибкам. Дети перестали их бояться – теперь они, смеясь, ищут путь к истине.

Светлана Мальцева,


учитель русского языка и литературы лицея № 34 г. Тюмени, победитель международного конкурса «Сотрудничество профессиональных объединений».

Давая урок литературы, педагог с широким кругозором вывела слушателей на уровень межпредметных связей и междисциплинарной интеграции. По мнению Светланы Сергеевны, между науками и предметами нет четко очерченных границ. Она считает, что выпускник школы должен владеть в равной степени грамотностью речи и коммуникативными навыками, высокой читательской культурой и аналитико-синтезирующими умениями. Учитель показал, как можно поддержать интерес учащихся к русской филологии с помощью системы аналитико-творческих заданий, интеллектуальных игр  и проектов, информационно-коммуникационных технологий. Пожалуй, ее методика не просто развивает познавательные и креативные способности ребят – она формирует мышление будущих ученых.

Фото Николая МЕНЬШИКОВА

событие
Светлана КЛИМЕНКО

Судьба делает иногда подарки. Для учителей Тюменского региона бесценным даром стало общение с лучшими учителями России. В преддверии областного конкурса «Педагог года – 2010» они провели «Педагогический марафон», доказывая право называться экспертами и составить жюри конкурса.

------

Принцип мудрых – достояние одного является достоянием всех. Делясь собственными ноу-хау, семь Учителей с большой буквы вдохновляли на творческий поиск коллег из Тюмени и Тобольска, Тюменского, Тобольского, Вагайского, Уватского районов. Корреспондент редакции побывала на мастер-классах корифеев российской педагогики в тобольской школе № 15 и Туртасской средней школе Уватского района. Их уроки – это продуманные диалоги с учащимися, общение мудрое и увлекательное. Судите сами.

Олег Парамонов,


учитель русского языка и литературы школы № 57 г. Брянска, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года России – 1993», председатель Большого жюри областного конкурса «Педагог года – 2010».

Олег Геннадьевич руководствуется в педагогической деятельности принципом Суворова: «Удивил – значит победил». Главное – найти такие вопросы, чтобы вызвать удивление, считает он. На мастер-классе этот харизматичный педагог читал собственные весьма оригинальные стихи, эмоционально цитировал интригующие отрывки из произведений, не сообщая, откуда они  и кто автор, – догадаться должны ученики.

– Прежде всего интересно должно быть мне самому, тогда интересно будет ученикам, – говорит Олег Геннадьевич, поясняя принцип «разумного эгоизма», позаимствованный им  у героя Чернышевского Рахметова.

На уроках он давно перестал ставить «двойки», потому что тогда настроение ни  у кого не портится: с теми, кто готов работать, Олег Геннадьевич ведет диалог, а хулиганистые ученики слушают и хотя бы не мешают вести урок. Глядишь, и прочитают главу-другую. С нерадивыми, кто не готовит домашних заданий, он договаривается по-своему: предупреди до начала урока – и тебя не спросят. Но такой «номер» пройдет лишь три раза: на четвертый журнал украсит «двойка».

Владимир Кружалов,


учитель истории и обществознания гимназии № 1542 г. Москвы, победитель конкурса «Учитель года России – 2009».

Все время учителю нужно придумывать, как заинтересовать учащихся. Одной из «придумок», как называет разработанные им приемы Владимир Владимирович, стала предложенная участникам мастер-класса «Стратегическая методика» составления определений.

У многих учеников вызывает сложности запоминание большого количества определений, которыми изобилуют история и обществознание (например, «династия», «государство»).

К тому же разная литература дает разные определения одного и того же понятия. Талантливый учитель научил старшеклас-сников самостоятельно выводить определения, предложив простой алгоритм. Вначале они должны уловить разницу между определением и описанием, затем понять, для чего имя нужно человеку. Для тех же целей нужно имя любому понятию. С помощью педагога ребята объясняют структуру определения: общая категория, к которой относится данное понятие, плюс его признаки. Все это, в отличие от описания, формулируется кратко и по-научному.

Сергей Циклов,


учитель биологии школы № 7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России – 2002».

Неисправимый оптимист, непосредственный в своей искренности, задался вопросом, почему учителя по собственной инициативе редко участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Потому что опасаются публичной оценки, хотя бояться нечего, утверждает Сергей Борисович.

– Если другим понравится то, что делаю, они смогут использовать мой опыт. Если не понравится, они скажут себе: «Так делать не буду». В любом случае я молодец!

Сергей Борисович показал, как строится исследовательский урок. С помощью загадочных рисунков на доске (растение в виде вопросительного знака, макароны с курицей, подразумеваемые под знаком «Инь-ян»), простых вопросов он подвел к тому, чтобы ученики сами сформулировали тему урока, поставили цель, определили способы ее достижения, отработали этапы урока и сделали вывод.

– Такой подход позволяет детям взглянуть на мир по-другому, и, конечно, тем, кто начинает жить, передается жизнелюбие учителя, – резюмирует проректор ТОГИРРО Марина Кускова.

Вадим Муранов,


учитель физики школы № 19 г. Ногинска Московской области, победитель конкурса «Учитель года России – 2009».

От опыта к мировоззрению – такую задачу поставил учитель физики. Школьники должны не просто освоить объем знаний, а понимать их, то есть соотносить с жизненной практикой.

Проведение простых, но наглядных опытов по физике широко практиковалось в советской школе. Педагог возродил такой подход – время от времени он проводит практические занятия, только придает им большую зрелищность. На мастер-классе по теме «Реактивное движение» он запустил пластмассовую ракету, научил тому же двоих желающих и предложил им передать эти знания другим, чтобы и у них взлетела ракета. Если дети могут повторить опыт и передать другим – это самое ценное, считает Вадим Александрович.

Когда понимание темы подкрепляется собственным опытом, просыпается интерес к учебе, который обычно снижается в подростковом возрасте, учащиеся начинают заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью и происходит формирование мировоззрения, выводит формулу Вадим Александрович.

Елена Володина,


учитель русского языка и литературы гимназии № 16 г. Тюмени, кандидат филологических наук, победитель конкурса «Учитель года России – 2008».

Прекрасная дама, тонко чувствующая прекрасное, настроила аудиторию на лирическую волну и пригласила поговорить о сокровенном – о вере. Елена Николаевна выбрала стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», потому что  у детей оно вызывает затруднения в понимании.

– Важно, чтобы на уроке произошло открытие, сделанное детьми, – объясняет педагог. – Пусть они думают, ощущают, высказывают свои мысли и чувства. В стихах выражается душа поэта, а у Блока – дар не только ощущать дух музыки, но  и наполнять ею слова. Я сама не знаю ответа, хотя это мое любимое стихотворение. Может быть, не смысл важнее, а музыка стиха, которая не нуждается в словесном оформлении?

Блок говорил: «Не нужно анализировать поэзию». Вот  и обсуждение творения поэта прошло не «хирургически-операционно», а так, что каждый почувствовал свободу оставаться собой рядом с великими.

Марианна Чуйкова,


учитель русского языка и литературы школы № 72 г. Тюмени, заслуженный учитель России, лауреат конкурса «Учитель года России – 2003».

Первая из тюменцев, победившая на всероссийском конкурсе «Учитель года», поделилась своим ноу-хау, как оживить урок по теме «Работа над ошибками». Дети приходят к выводу, что если нарушения языковых норм допускаются намеренно, они становятся средствами выразительности, создают комический эффект и ошибками не являются!
– Даю ребятам творческое задание: придумать новый контекст, чтобы допущенная ими  в письменной работе ошибка стала выразительным средством. Удивительное дело: количество ошибок уменьшается! Дети понимают, что все, что мы пишем, выражает определенный смысл.

Например, девочка в сочинении написала словосочетание «обоих сестер». Результатом ее работы над ошибками стала такая шутка: «Мама любила обоих дочерей и поэтому одного назвала Сергеем, а второго – Николаем».

Самое важное то, что  у ребят сформировалось другое отношение к ошибкам. Дети перестали их бояться – теперь они, смеясь, ищут путь к истине.

Светлана Мальцева,


учитель русского языка и литературы лицея № 34 г. Тюмени, победитель международного конкурса «Сотрудничество профессиональных объединений».

Давая урок литературы, педагог с широким кругозором вывела слушателей на уровень межпредметных связей и междисциплинарной интеграции. По мнению Светланы Сергеевны, между науками и предметами нет четко очерченных границ. Она считает, что выпускник школы должен владеть в равной степени грамотностью речи и коммуникативными навыками, высокой читательской культурой и аналитико-синтезирующими умениями. Учитель показал, как можно поддержать интерес учащихся к русской филологии с помощью системы аналитико-творческих заданий, интеллектуальных игр  и проектов, информационно-коммуникационных технологий. Пожалуй, ее методика не просто развивает познавательные и креативные способности ребят – она формирует мышление будущих ученых.

Фото Николая МЕНЬШИКОВА



Александр Моор рассказал о риске подтопления деревни в Ишимском районе

18 апреля

Как изменилась ситуация на реках Тюменской области к вечеру 18 апреля

18 апреля