«За твоей спиной»: как тюменцы стали актерами пластического театра
Для этого потребовалось всего три недели
Фото Алисы Головиной
Далее в сюжете: Тюменские дизайнеры готовы развивать аутентичную региональную моду
Темный зал. К слегка освещенному микрофону по одному выходят люди. Каждый говорит о своем роде, о родителях и доме. В голосах звучит то теплота, то растерянность, то тоска, то незатихающая боль. Тела плавно изгибаются, движения превращаются в танец. А когда на сцене выстраивается родовой клин – впереди человек, за ним его предки, – зритель замирает.
Это на сцене «Космоса» показали пластический спектакль «За твоей спиной». Постановка родилась в рамках проекта «Лаборатория пластического театра Э.Х.О.». Актерами стали буквально люди с улицы. За три недели небольшая команда во главе с организатором проекта Натальей Васильевой и тремя экспертами Тюмени в области хореографии, актерского мастерства и художественного искусства выпестовали из них актеров, которым стоя рукоплескали зрители.
Журналист «Тюменской области сегодня» поговорил с автором проекта Натальей Васильевой. О призвании, творчестве и связи поколений.
За спиной
Фото Алисы Головиной
– Наталья, что это за спектакль и что за проект? Как он зародился, откуда идея и кто помог ее воплотить?
– Я с моим соорганизатором Екатериной Ознобиной подала заявку на конкурс на реализацию творческих проектов и постановку спектаклей «ЦЕХ», который курирует департамент общественных связей Тюменской области, и выиграла его, – рассказала Васильева. – Конкурс дал возможность воплотить в жизнь нашу идею, а площадку для лаборатории предоставили МТЦ «Космос» и мультицентр «Контора пароходства». Проект мы назвали «Лаборатория пластического театра Э.Х.О.».
– Расскажите о себе, чем профессионально занимаетесь?
– Я педагог-хореограф. Преподаю современную хореографию, работаю с детьми и взрослыми. Веду свою группу – Танцевальный театр 30+. Я видела, насколько людям интересно искать себя через движение, как им этого не хватает в жизни. Идея выросла из практики, из реальной потребности творить, быть на сцене, независимо от профессии и возраста.
Фото Алисы Головиной
– Как проходил отбор участников на спектакль?
– Мы объявили прием заявок, и отклик был большой – 115 человек. На первое занятие пришли 50, до конца дошли 42. Хотя по паспорту проекта запланировали всего 30 участников, но решили расширить состав – эксперты конкурса не возражали. К нам пришли люди старше 35 лет: врачи, педагоги, инженеры, айтишники, служащие, рабочие. Мужчин было всего двое, но они прекрасно держали энергию сцены.
– Сколько группа занималась?
– Три недели. Первые две – три раза по три-четыре часа вечером. В последнюю неделю – ежедневно, потому что к нам приехала режиссер и хореограф-постановщик из Москвы Александра Балецкая. Она собрала весь материал в единый спектакль. Мы начали с базы. Я давала пластические тренинги, Мария Гущина работала с участниками над актерским мастерством, речью и голосом, а Мария Хайбуллина – над созданием реквизита. Мы постепенно собирали материал, накапливали энергию. Когда приехала Александра Балецкая, всё сложилось воедино.
Нас просто меняют местами...
– Тема спектакля – корни, род, связь поколений. Она появилась сразу?
– Да, тему предложила режиссер-хореограф, и она сразу откликнулась у участников. Мы поняли, что всем нам есть что сказать об этом. Так родился спектакль «За твоей спиной».
– А те родовые истории, что звучали со сцены, – они откуда?
– Это истории участников. Они брали интервью друг у друга, рассказывали о своих родителях, семье, о значимых событиях. Потом эксперт отобрала семь самых сильных, и именно они вошли в спектакль. На сцене артисты читали не свои тексты, но чужие истории проживали как свои.
– Один из самых сильных моментов – сцена родового клина. Когда человек стоит впереди, а за ним выстраиваются его предки.
– Да, это точно. Это мощное ощущение, когда ты не один. Через этот образ мы показывали, как человек ощущает силу рода за спиной. В этом сила пластического театра. Образ дает возможность выразить смысл без слов. Если история про отца – мы не показываем конкретного человека, но зрителю всё понятно. Мы говорим телом, дыханием, взглядом.
Свободный жанр
– Пластический театр – всё же непривычное направление. Почему вы выбрали именно его?
– Потому что пластика – это свободный жанр. Здесь нет правильных или неправильных движений. Всё, что идет изнутри, – верно. Мы даем участникам задачу, и они ищут свой жест, свое выражение. Благодаря этому движения становятся органичными, искренними. Это не хореография в привычном смысле – это язык тела и души. Поэтому такой формат очень подходит людям с любым уровнем физической подготовки.
– Звучит как своего рода терапия.
– Наверное, да. Многие говорили, что чувствовали раскрепощение, освобождение. Кто-то признавался, что хотел уйти с репетиций – не успевал соединять занятия с работой, уставал, но так и не смог. Шел до конца, потому что это стало частью жизни. Участники приходили на репетиции с детьми, и им тоже было интересно. Все почувствовали себя частью чего-то важного.
– Как прошел итоговый показ?
– Был аншлаг. Зал в «Космосе» полон – приходили друзья, семьи, просто тюменцы, интересующиеся театром. Люди плакали, стоя аплодировали. Для нас это было лучшей наградой.
– Планируете ли повторить спектакль?
– По условиям проекта заложен один показ, но участники очень хотят продолжения. Мы надеемся при поддержке МТЦ «Космос» сыграть спектакль снова – в ноябре или декабре. Это важно не только для нас, но и для зрителей.
– Чем запомнилась работа над проектом именно вам?
– Прежде всего тем, что мы стали одной командой. Нашим артистам было грустно, что после показа уже некуда идти. Многие хотят продолжить занятия в моем театре. Все подружились, открылись друг другу. Это то ощущение, когда искусство действительно объединяет.
– Но проект закончен, и что теперь со всем этим делать?
– С такой поддержкой останавливаться точно не буду. Хочу найти помещение, чтобы мы могли репетировать в большом составе, ищем варианты, возможно, через администрацию города или с помощью спонсоров.
«Лаборатория пластического театра Э.Х.О.» – это образовательно-творческий проект, который знакомит с театром людей старше 35 лет. Инициатива предлагает изучить возможности тела в сценическом пространстве. Проект является бесплатным для всех, кто хочет приобщиться к пластическому театру.
Фото Алисы Головиной
Читайте также:
Тюменцам показали в театре, что такое мужская дружба
В тюменском «Ангажементе» прошел премьерный показ «Идентификации»
Ранее в сюжете



