Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как тюменские школьники разных национальностей находят общий язык

Урок о семейных традициях прошел в школе № 9 в Тюмени

Общество, 11:01, 04 ноября 2025, Мадина Титова
Слушать новость
Как тюменские школьники разных национальностей находят общий язык . Урок о семейных традициях прошел в школе № 9 в Тюмени.

В школе № 9 города Тюмени проходят уроки, посвященные семейным традициям разных народов. В рамках проекта «Мой новый друг», который помогает адаптироваться школьникам разных национальностей, в том числе детям иностранных граждан, одноклассники рассказывают друг другу об обычаях своих семей: армянских, цыганских, узбекских, русских и других.

Разные семьи с одинаковыми трациями

Домашнее задание у ребят из 4 «Г» необычное – вместо задачек, сочинений и стихов подготовить доклад о своей семье. Амина Васильева рассказывает о цыганских традициях.

Мы с мамой вспоминали истории бабушек и дедушек, наши обычаи, чтобы подготовиться к занятию. У цыган принято вместе танцевать под шумную и веселую музыку. 6 мая мы отмечаем национальный цыганский праздник Джурджевдан (праздник имени святого Георгия). Ребята узнали, как живет моя семья, а я познакомилась с их интересными традициями, – поделилась Амина.

  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • Фото Сергея Куликова
    Фото Сергея Куликова
  • 

    Ее одноклассник Арман заметил, что любовь к танцам есть и в его армянской семье.

    Мне интересно послушать про сказки других народов. А еще я узнал, что цыгане также много танцуют, татары тоже любят пить чай, а мама моего друга таджика тоже готовит вкусный кофе по утрам и пироги. Наши семьи разные, но все равно похожи, – сообщил Арман Чилингарян.

    Многонациональная школа

    В классе учатся представители восьми национальностей: русские, татары, казахи, таджики, цыгане, узбеки и армяне. Все ребята хорошо говорят по-русски. Во многом это заслуга учителей школы, которые проходят специальную подготовку по работе с детьми иностранных граждан.

    У нас одна из самых многонациональных школ в Тюмени, и мы стараемся сделать так, чтобы дети с разными традициями и привычками научились свободно общаться друг с другом. В нашей школе реализуется проект «Мой новый друг». В течение года по субботам проходят занятия по двум направлениям: воспитание и образование. На воспитательных уроках «Семейные традиции» знакомим с культурой народов России, а в рамках образовательной программы проводим дополнительные уроки русского языка. Это помогает детям быстрее адаптироваться, – рассказала учитель начальных классов школы № 9 Анастасия Садыкова.

    • Национальные блюда согревают теплом родного дома Фото Сергея Куликова
      Национальные блюда согревают теплом родного дома Фото Сергея Куликова
    • Анастасия Садыкова  Фото Сергея Куликова
      Анастасия Садыкова Фото Сергея Куликова
    • 

      В 2023 году представители администрации школы № 9 обратились в Тюменское региональное отделение Ассамблеи народов России за помощью в языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. Учителя сталкивались с трудностями на уроках, где в одном классе могли учиться представители 12 национальностей.

      Зачастую образовательные учреждения рассчитывают на быстрое «встраивание» иностранных школьников в учебный процесс, что препятствует освоению программы. Основная трудность для детей из семей мигрантов – недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем: социальными (ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.), бытовыми, психолого-педагогическими и прочими. Вследствие всех этих «взрослых» проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Поэтому мы откликнулись на просьбу школы и создали специальный проект, который в течение всего учебного года помогает ребятам, – рассказала автор проекта «Мой новый друг» Ираида Маслова.

      «Мой новый друг»

      Инициативу поддержал председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Евгений Воробьев. Он периодически бывает на уроках семейных традиций и отмечает, что такие занятия помогают укрепить международные отношения не только среди детей, но и среди взрослых.

      Дети перечисляли на уроке качества, которые есть в каждой семье независимо от нации: любовь, забота, традиции, уважение и поддержка. Если это станет основой взаимоотношений в нашем многонациональном обществе, то каждая семья станет крепче. Когда мы говорим о межнациональных отношениях в плане реализации национальной политики, конечно, наши народы должны быть братскими. То есть не просто нужно знать культуру, традиции, но и относиться друг к другу соответственно. Иногда у нас говорят «проявляйте толерантность», но толерантность в переводе означает терпимость. Представьте, в этом многонациональном классе все будут терпеть друг друга. А кто кого должен терпеть? Цыган ли таджика, татарин ли русского? Нет правильного ответа. Поэтому для нас важно, чтобы отношения между народами были по-настоящему братскими, – отметил Евгений Воробьев.

      • Председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Евгений Воробьев участвует в семейных уроках Фото Сергея Куликова
        Председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Евгений Воробьев участвует в семейных уроках Фото Сергея Куликова
      • Фото Сергея Куликова
        Фото Сергея Куликова
      • Фото Сергея Куликова
        Фото Сергея Куликова
      • Фото Сергея Куликова
        Фото Сергея Куликова
      • Фото Сергея Куликова
        Фото Сергея Куликова
      • 

        Сегодня проект «Мой новый друг» реализуется на базе тюменских школ № 9, 69 и Центра «Этнос». Ребята узнают о традиционных национальных праздниках, которые проводятся в России, о значении пословиц и поговорок, знакомятся с играми разных народов, знаковыми общероссийскими календарными датами, такими как День космонавтики, День русского языка (он же – День рождения Пушкина), День знаний и не только.

        За почти три года совместной работы в рамках проекта мы разработали план мероприятий по адаптации детей, включая внеурочную деятельность в школах, который позволяет вести системную работу сейчас и в будущем. Но главное, что учителя научились понимать этих детей и помогать им раскрываться в классе, школе и в обществе в целом. Теперь они чувствуют себя частью одного коллектива и общества, – добавила автор проекта «Мой новый друг» Ираида Маслова.

        • Фото Сергея Куликова
          Фото Сергея Куликова
        • Фото Сергея Куликова
          Фото Сергея Куликова
        • 

          Читайте также:

          Тюменские иностранные студенты стали участниками конкурса «WOW! RUSSIA»

          Тюменцам рассказали, как пройдет «Большой этнографический диктант»

          Фото Сергея Куликова

          В школе № 9 города Тюмени проходят уроки, посвященные семейным традициям разных народов. В рамках проекта «Мой новый друг», который помогает адаптироваться школьникам разных национальностей, в том числе детям иностранных граждан, одноклассники рассказывают друг другу об обычаях своих семей: армянских, цыганских, узбекских, русских и других.

          Разные семьи с одинаковыми трациями

          Домашнее задание у ребят из 4 «Г» необычное – вместо задачек, сочинений и стихов подготовить доклад о своей семье. Амина Васильева рассказывает о цыганских традициях.

          Мы с мамой вспоминали истории бабушек и дедушек, наши обычаи, чтобы подготовиться к занятию. У цыган принято вместе танцевать под шумную и веселую музыку. 6 мая мы отмечаем национальный цыганский праздник Джурджевдан (праздник имени святого Георгия). Ребята узнали, как живет моя семья, а я познакомилась с их интересными традициями, – поделилась Амина.

          • Фото Сергея Куликова
            Фото Сергея Куликова
          • Фото Сергея Куликова
            Фото Сергея Куликова
          • 

            Ее одноклассник Арман заметил, что любовь к танцам есть и в его армянской семье.

            Мне интересно послушать про сказки других народов. А еще я узнал, что цыгане также много танцуют, татары тоже любят пить чай, а мама моего друга таджика тоже готовит вкусный кофе по утрам и пироги. Наши семьи разные, но все равно похожи, – сообщил Арман Чилингарян.

            Многонациональная школа

            В классе учатся представители восьми национальностей: русские, татары, казахи, таджики, цыгане, узбеки и армяне. Все ребята хорошо говорят по-русски. Во многом это заслуга учителей школы, которые проходят специальную подготовку по работе с детьми иностранных граждан.

            У нас одна из самых многонациональных школ в Тюмени, и мы стараемся сделать так, чтобы дети с разными традициями и привычками научились свободно общаться друг с другом. В нашей школе реализуется проект «Мой новый друг». В течение года по субботам проходят занятия по двум направлениям: воспитание и образование. На воспитательных уроках «Семейные традиции» знакомим с культурой народов России, а в рамках образовательной программы проводим дополнительные уроки русского языка. Это помогает детям быстрее адаптироваться, – рассказала учитель начальных классов школы № 9 Анастасия Садыкова.

            • Национальные блюда согревают теплом родного дома Фото Сергея Куликова
              Национальные блюда согревают теплом родного дома Фото Сергея Куликова
            • Анастасия Садыкова  Фото Сергея Куликова
              Анастасия Садыкова Фото Сергея Куликова
            • 

              В 2023 году представители администрации школы № 9 обратились в Тюменское региональное отделение Ассамблеи народов России за помощью в языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. Учителя сталкивались с трудностями на уроках, где в одном классе могли учиться представители 12 национальностей.

              Зачастую образовательные учреждения рассчитывают на быстрое «встраивание» иностранных школьников в учебный процесс, что препятствует освоению программы. Основная трудность для детей из семей мигрантов – недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем: социальными (ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.), бытовыми, психолого-педагогическими и прочими. Вследствие всех этих «взрослых» проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Поэтому мы откликнулись на просьбу школы и создали специальный проект, который в течение всего учебного года помогает ребятам, – рассказала автор проекта «Мой новый друг» Ираида Маслова.

              «Мой новый друг»

              Инициативу поддержал председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Евгений Воробьев. Он периодически бывает на уроках семейных традиций и отмечает, что такие занятия помогают укрепить международные отношения не только среди детей, но и среди взрослых.

              Дети перечисляли на уроке качества, которые есть в каждой семье независимо от нации: любовь, забота, традиции, уважение и поддержка. Если это станет основой взаимоотношений в нашем многонациональном обществе, то каждая семья станет крепче. Когда мы говорим о межнациональных отношениях в плане реализации национальной политики, конечно, наши народы должны быть братскими. То есть не просто нужно знать культуру, традиции, но и относиться друг к другу соответственно. Иногда у нас говорят «проявляйте толерантность», но толерантность в переводе означает терпимость. Представьте, в этом многонациональном классе все будут терпеть друг друга. А кто кого должен терпеть? Цыган ли таджика, татарин ли русского? Нет правильного ответа. Поэтому для нас важно, чтобы отношения между народами были по-настоящему братскими, – отметил Евгений Воробьев.

              • Председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Евгений Воробьев участвует в семейных уроках Фото Сергея Куликова
                Председатель регионального отделения Ассамблеи народов России Евгений Воробьев участвует в семейных уроках Фото Сергея Куликова
              • Фото Сергея Куликова
                Фото Сергея Куликова
              • Фото Сергея Куликова
                Фото Сергея Куликова
              • Фото Сергея Куликова
                Фото Сергея Куликова
              • Фото Сергея Куликова
                Фото Сергея Куликова
              • 

                Сегодня проект «Мой новый друг» реализуется на базе тюменских школ № 9, 69 и Центра «Этнос». Ребята узнают о традиционных национальных праздниках, которые проводятся в России, о значении пословиц и поговорок, знакомятся с играми разных народов, знаковыми общероссийскими календарными датами, такими как День космонавтики, День русского языка (он же – День рождения Пушкина), День знаний и не только.

                За почти три года совместной работы в рамках проекта мы разработали план мероприятий по адаптации детей, включая внеурочную деятельность в школах, который позволяет вести системную работу сейчас и в будущем. Но главное, что учителя научились понимать этих детей и помогать им раскрываться в классе, школе и в обществе в целом. Теперь они чувствуют себя частью одного коллектива и общества, – добавила автор проекта «Мой новый друг» Ираида Маслова.

                • Фото Сергея Куликова
                  Фото Сергея Куликова
                • Фото Сергея Куликова
                  Фото Сергея Куликова
                • 

                  Читайте также:

                  Тюменские иностранные студенты стали участниками конкурса «WOW! RUSSIA»

                  Тюменцам рассказали, как пройдет «Большой этнографический диктант»

                  Возле тюменского автовокзала появится скульптура, посвященная пассажирскому транспорту

                  18 декабря

                  Жители УрФО обгоняют другие регионы по семейным культурным планам на Новый год

                  17 декабря