В День туризма о главных маршрутах Тюменской области рассказала Мария Трофимова
Первые итоги 2025 года
Фото Сергея Куликова
Осень – время, когда уже можно подводить некоторые итоги года, пусть и не окончательные. Подводит их и туристическая отрасль Тюменской области, тем более что 27 сентября работники сферы путешествий празднуют свой профессиональный праздник – День туризма.
С чем же встречают свой праздник виновники торжества? На этот и другие вопросы «Тюменской области сегодня» отвечает директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова.
«Каждый успех – это лишь ступень к более высокой цели»
– Мария Сергеевна, в конце июня исполнилось 4 года, как вы работаете на нынешней должности. Скажите, сейчас чувствуете себя так же комфортно, как и на прежнем месте работы?
– Я работаю в системе органов исполнительной власти правительства Тюменской области с 2005 года, начинала еще студенткой. За это время попробовала себя в различных сферах и направлениях. Конечно, новое место работы – это всегда новые вызовы и задачи. Но наработанный опыт позволяет быть более продуктивной, собранной и эффективной.
Меняется время, подходы и реалии, но, имея за плечами богатую практику деятельности в управленческих структурах, в частности – в качестве руководителя Агентства туризма и продвижения Тюменской области, я знаю, что в любой ситуации, даже самой патовой, всегда можно найти решение. Работа в сфере туризма учит гибкости, адаптивности и умению видеть возможности там, где другие могут увидеть лишь сложности.
Развитие туризма – это постоянный поиск баланса в сохранении уникальности региона и его продвижении на всероссийском и международном рынках. Это работа с разными аудиториями, учет их потребностей и ожиданий. Это, в конце концов, умение предвидеть тренды и адаптироваться к меняющимся условиям. Мы сталкивались с разными вызовами, но каждый раз благодаря командной работе, креативному подходу и стратегическому планированию мы находили выход из ситуации и двигались вперед.
Читайте также: Мария Трофимова: о «гулябельных городах», сибирском барокко и заповедных дворах
– Многие ли из целей, которые вы ставили перед собой, заступив на эту должность, уже удалось выполнить? Чем из того, что получилось осуществить, вы особенно гордитесь?
– Прежде всего, я заняла эту должность по назначению, а не руководствуясь личными амбициями. И достижение целей, ежегодный рост туристического потока и привлекательности региона для путешествий – это результат командной работы всей отрасли. Что касается меня, я по своей натуре перфекционист и редко когда остаюсь всецело довольна проделанной работой. Считаю, что каждый успех – это лишь ступень к следующей, более высокой цели.
Мы с коллегами постоянно находимся в поиске моделей реализации инвестиционных проектов, у нас есть стратегические задачи в части развития туристической отрасли и сферы предпринимательства в туризме, которые мы сами себе обозначили.
Это наши кластеры, презентация которых прошла в 2024 году, в частности – создание спортивно-оздоровительного курорта всероссийского масштаба вокруг областного центра зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», создание кластера в долине реки Туры, целевые ориентиры по реализации мастер-плана туристического каркаса города Тобольска.
В прошлом году началось строительство двух новых отелей в городе Тобольске, рассчитанных на 120 номеров каждый. Один строится федеральной компанией, а второй – тюменским инвестором. И тот, и другой реализуются в рамках федеральной программы софинансирования процентной ставки из федерального бюджета. Этому предшествовала непростая работа, над этим трудится и работает большая команда, и очень много людей вовлечены в этот процесс.
В начале года мы провели первый в России Термальный конгресс. И это тоже достижение, благодаря которому тема природных термальных минеральных вод Тюменской области выводится в федеральную деловую повестку и обсуждается на самом высоком экспертном уровне.
Так что, если говорить о поводе для гордости, это, в первую очередь, наша команда, способная выводить проекты Тюменской области на федеральный уровень.
Фото Екатерины Христозовой
«Закрытая шкатулка, полная невероятных сокровищ»
– В какое первое путешествие вы отправились в качестве директора департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области?
– Занимаясь развитием туристической индустрии, посещая множество российских регионов с рабочими целями и взаимодействуя с экспертами, крайне сложно расслабиться в отпуске, не обращая внимания на профессиональные вопросы. К примеру, наша с семьей поездка в Кавминводы, когда я заняла должность руководителя департамента, стала своего рода отпуском с профессиональной повесткой. Мы в тот период разрабатывали концепцию по термальным минеральным ресурсам и уже формировали новые стратегические цели и задачи.
Конечно, регион Кавказских минеральных вод, а это целая плеяда курортных городов с очень серьезной историей и наследием, произвел на меня неизгладимое впечатление. В этом году, уже в рамках рабочей поездки на Кавказский инвестиционный форум, я еще раз проехалась по тем же городам и отметила очень активное и бурное развитие с точки зрения курортологии – новые объекты и новые смыслы.
Наши коллеги из Ставропольского края сделали очень профессиональный и эффективный шаг в развитии своего туристического потенциала. Но поскольку у нас разная по своим качествам и свойствам минеральная вода, мы не конкурируем с коллегами, а дружим. И это очень здорово, когда мы вместе можем совместно решать вопросы, делиться опытом и сотрудничать.
Вторая поездка у меня была тоже очень интересной – Республика Алтай в тот период, когда открывали пятизвездочный курорт «Манжерок». Я вообще всегда говорю, что наша страна уникальна с точки зрения возможностей для отдыха и путешествий. Каждый новый российский регион для туриста – это закрытая шкатулка, полная невероятных сокровищ. Когда я смотрю на то, как развиваются другие регионы, хочется не соперничать, а наоборот, дополнять друг друга и формировать свое уникальное предложение.
Ставка на уникальность
– На что сегодня делается ставка в развитии туризма в нашем регионе?
– В первую очередь, конечно, на уникальные возможности: то, что нельзя увидеть и попробовать в других регионах. Главным образом это мощное историческое наследие Сибири. Первый русский город Сибири – Тюмень, древняя сибирская столица – Тобольск, который на протяжении двухсот лет был центром управления огромными территориями.
А второе – это очень качественный продукт оздоровительного характера. Сегодня ставка делается на эти два направления. А вокруг них уже развивается большое количество дополнительных сервисов и возможностей. Сегодня туризм – это очень яркая и разноплановая отрасль.
– Какие туристические бренды Тюменской области вы можете назвать самыми главными и узнаваемыми?
– У нас есть свой товарный знак, VisitTyumen, ряд ярких позиционирующих слоганов, таких как «В Сибирь по своей воле», «Холодные снаружи, горячие внутри». Мы гордимся тем, что на нашей сибирской земле родились великий ученый Дмитрий Менделеев, самый известный в мире русский Григорий Распутин, основатель русского романса Александр Алябьев, живописец Василий Перов, сказочник Пётр Ершов и множество других ярких личностей мирового масштаба. В Сибири жили последние мамонты на планете, останки которых в больших количествах находят на территории нашей области.
Сибирь – это наши тюменские ковры и косторезное искусство. Большое внимание привлекает тема освоения нефтегазового края и невероятного подвига советских людей, за короткое по историческим масштабам время построивших больше двадцати городов и ста сорока поселений, а также дороги, магистрали, трубопроводы. Сегодня Тюмень – еще и столица термальных вод. Брендов много, каждый находит для себя что-то свое.
– Почему несмотря на такое разнообразие российских направлений многие наши соотечественники предпочитают проводить отпуска за границей?
– Дело в этапах развития туристической индустрии. В середине девяностых, когда стали возможны массовые туристические поездки, вектор развития туристического бизнеса был направлен на организацию отдыха за рубежом. Заграничные туры активно предлагались широкой публике. И дело было не столько в предпочтениях, сколько в следовании моде: в туристических агентствах клиентам рекомендовали Турцию, Эмираты, Египет. Пандемия внесла существенные коррективы в жизненные приоритеты, включая и отношение к туризму. Сейчас в тренде отдых внутри страны, посещение различных событий, исторических мест, музеев, выставок и фестивалей. Это становится популярным, и это очень здорово.
Читайте также: Туристы потратили в Тюменской области 37,5 млрд рублей за год
Фото Екатерины Христозовой
Смена интересов туристов из Китая
– Как вы считаете, может ли Китай после отмены виз для россиян обойти по привлекательности для тюменских туристов такие традиционные маршруты, как Турция и Египет?
– Это вопрос, наверное, не ко мне, а к федеральным структурам, потому что полномочия органов исполнительной власти на уровне региона – это развитие внутреннего и въездного туризма. Россия – зимняя страна, и, конечно, наши жители, выезжая за рубеж, стремятся попасть в тепло. Насколько Китай соответствует такому формату отдыха, нужно разбираться.
С точки же зрения въездного потока из Китая в нашу страну, если вопрос об отмене виз будет решен и с нашей стороны, это, конечно, подстегнет и увеличит международные туристические потоки. Мы видим, как происходит разворот на Восток, и активно обсуждаем с Министерством экономического развития, а также специализированными институтами формирование нового туристического продукта для иностранной целевой аудитории. Перспективные целевые рынки, которые сегодня заявлены, это Индия, Китай, Ближний Восток, страны арабского мира. И в этом направлении, безусловно, ведется очень серьезная работа.
– А каким образом формируется этот целевой туристический продукт?
– Туристы из Китая приезжали к нам и раньше, до пандемии, но сейчас их потребительский портрет несколько поменялся. Во-первых, уже не будет такого массового группового туризма, каким он был в допандемийные времена, а во-вторых, путешествовать стало уже другое поколение китайцев, с другими интересами. Соответственно, и продукт под эту целевую аудиторию тоже должен быть другой.
Если раньше китайских туристов интересовало советское коммунистическое наследие, и об этом очень часто говорили, то на сегодняшний день, по словам экспертов, им более интересны культурные коды нашей страны. Кроме отдыха в главных туристических и транспортных хабах нашей страны – Москвы и Санкт-Петербурга – появился запрос на посещение аутентичного региона, а также малых городов России.
Поэтому, работая в этом направлении, мы сегодня сотрудничаем с Министерством экономического развития, Агентством стратегических инициатив, Центром стратегических разработок и Российским госуниверситетом туризма и сервиса, которые в настоящий момент трудятся для того, чтобы настроить эти международные туристические потоки.
– Недавно стало известно, что городские власти Тюмени с 1 января будущего года хотят ввести туристический налог. Можно ли связать этот факт с повышением туристической привлекательности нашего региона?
– Коллеги из администраций городов Тюмени и Тобольска консультировались с областными департаментами, в том числе нашим, на предмет введения туристического налога. Было принято решение ввести его в следующем году.
Насколько эта мера будет оправдана, мы сможем понять только на практике, по результату. Но в налоговом кодексе туристический налог уже прописан, и, хотим мы этого или нет, он рано или поздно будет действовать по всей территории Российской Федерации.
Фото: телеграм-канал Марии Трофимовой
Всем ли по карману Сибирь
– Большая часть года уже прошла. Сколько туристов у нас побывало? И какие месяцы вы можете назвать самыми активными?
– За первое полугодие Тюменскую область посетило один миллион восемьсот тысяч туристов. Лето традиционно имеет наибольшую долю по туристическим потокам, но в Тюменской области уже третий год подряд фиксируется более равномерное их распределение в течение года.
Традиционно во внутреннем туризме самыми низкими показателями отличаются апрель, вторая половина августа и ноябрь. Но мы уже третий год подряд отмечаем, что у нас и в эти периоды приезжает большое количество гостей благодаря сектору оздоровительного туризма и отдыха на термальных минеральных источниках. Многие регионы мечтают о том, чтобы сгладить сезонность, нам это удалось.
– Каков средний чек туристической поездки в Тюмень? Многие ли могут позволить себе такую поездку?
– Туристический чек – это всегда очень условная цифра, как средняя температура по больнице. За трехдневную поездку турист может оставить в Тюменской области в среднем 16 тысяч рублей, если считать без размещения в гостиницах. Таким образом, средние дневные траты наших гостей составляют от трех с половиной до пяти тысяч рублей. Это неплохой средний чек, если сравнивать с другими российскими регионами. Сама же стоимость поездки может составлять и от 20, и от 30, и от 50 тысяч. У нас есть предложения для любого запроса и бюджета, и это самое главное.
– До сих пор мы говорили про туристов из других регионов. А куда отправиться в тур выходного дня жителю Тюмени? Какие бы вы посоветовали наиболее оптимальные направления и маршруты?
– Первый совет тем, кто не был в Тобольске, – ехать в древнюю столицу Сибири! Запланируйте как минимум два дня, но оптимально выехать вечером в пятницу, чтобы с самого утра субботы начать исследовать город и продолжить до воскресенья.
Даже те, кто неоднократно был в Тобольске, каждый раз находят в нем что-то новое. Мне, например, нравится заходить в музей Печати, музей Российской академии наук, где всегда можно увидеть потрясающие экспозиции, интересным местом является Музей забытых звуков – и это лишь малая часть того, что можно посетить.
Можно уехать на выходные в один из загородных термальных комплексов и провести время с пользой для здоровья. Из последних новинок – отправиться по новому туристическому маршруту «Семь деревень» в сторону Червишевского тракта. Здесь и погружение в горячие минеральные источники, и мастер-классы, и сельский колорит, которого не хватает в городе.
Можно отправиться в Ялуторовск на «Сибирский карнавал» или в Ишим – по памятным местам нашего земляка Петра Ершова. Стоит съездить в Нижнюю Тавду, Исетский, Армизонский округа, Заводоуковск... Любое путешествие приносит новые знания, расширяет горизонты и дарит так необходимую современному человеку перезагрузку.
Напомним, что тюменская область расширяет горизонты туристического сотрудничества с Москвой. Регион подписал соглашения с правительством столицы и вошел в пилотный проект по гастрономическому туризму.

