Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В Тюмени открылась кулинарная школа для детей с особенностями развития

Занятия проходят бесплатно

Общество, 11:03, 21 сентября 2025, Ирина Тунгусова
Слушать новость
В Тюмени открылась кулинарная школа для детей с особенностями развития. Занятия проходят бесплатно.

В Тюмени открылась уникальная кулинарная школа для детей с особенностями развития. Детский центр «Институт уникальных детей» уже устраивал для ребят занятия по обучению поварскому делу, и, учитывая востребованность направления, в этот раз социальный проект «Особая кухня» проводится для малышни бесплатно благодаря грантовой поддержке. Участники кулинарных курсов – дети в возрасте от 7 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья – учатся готовить салаты, супы, горячие блюда, и, конечно, десерты. // «Тюменская область сегодня»

Леониду всего 9 лет, в школу он не ходит – на домашнем обучении. Так как ребенок особенный, мама его очень опекает, как, в принципе, и большинство родителей, в семьях которых растут такие детки. С другой стороны, и многие ребята без проблем со здоровьем в наше время не умеют не то что готовить – чай заваривать и нож в руках держать. Мамам легче всё быстро сделать самим и позвать любимое чадо кушать, чем заниматься готовкой вместе с ребенком, тратя дополнительное время, силы, да и что греха таить – нервы. Это абсолютно неправильно – утверждают специалисты! Дети должны уметь готовить, поскольку это развивает их самостоятельность, мелкую моторику, добавляет уверенности в себе, улучшает когнитивные способности. Еще один несомненный плюс – именно так ребенок может понять важность правильного питания и почувствовать уважение к труду.

Фото Екатерины Христозовой

Юные повара

Надев колпак и фартук, проникнувшись важностью задачи, Лёня занимается приготовлением макарон по-флотски. На первом занятии вместе с другими ребятами он научился делать бутерброды, потом – пиццу и салат, отварной картофель.

– Сын в диком восторге. Ему очень это «заходит», всё интересно, увлекает сам процесс. После первого занятия дома сам приготовил горячие бутерброды, закрепил, так сказать, навык, – рассказывает мама Надежда Цыганкова.

Сам Леонид мечтает когда-нибудь порадовать родителей одним из своих самых любимых блюд – пловом, о чем не преминул сообщить.

Маленькая Полина сегодня научилась готовить свое любимое блюдо – макароны. Есть их она предпочитает вместе с сосисками, ну а секрет самых вкусных – это добавить мяса, признается девочка.

Фото Екатерины Христозовой

Готовка с азов

В это время в кабинете, где оборудована небольшая, но функциональная рабочая зона, преподаватели наводят порядок. Когда на кухне трудилось пять детей, это просто необходимо. Через полчаса придет вторая группа. Там уже ребята постарше – 10–12 лет. Они тоже будут готовить макароны по-флотски. Помогут в этом визуальные подсказки – карточки с фотографиями, которые заготовили педагоги. Дело в том, что некоторые дети в силу диагноза (а на занятия ходят ребята с самыми разными заболеваниями – синдромом Дауна, аутизмом, неврологическими нарушениями) не понимают обращенную речь, и им гораздо удобнее ориентироваться по картинкам. Поэтому каждый этап прорисован. У других присутствует глобальное чтение, поэтому они просто выполняют инструкцию.

Карточки и около раковины – здесь изображен весь алгоритм мытья рук. Начинали с этого, а еще – техники безопасности, правил сервировки стола и названия приборов – научиться отличать чайную ложку от столовой и плоскую тарелку от глубокой.

Фото Екатерины Христозовой

На полках в баночках крупы, мука, соль. Всё подписано. Фотокарточки прикреплены к каждому шкафчику, ящику – показывают, что же из кухонной утвари находится внутри.

– Скоро дети будут делать оливье. Не смогла найти в интернете подходящие картинки по этапам, – дома приготовила оливье и каждый момент отфотографировала. Такие визуальные подсказки даже обычному ребенку помогут быстрее всему научиться. Есть, конечно, ребята, которым потребуется не год, а может быть, три или пять, но если каждый раз проговаривать, объяснять, они всё равно смогут освоить науку, – уверена педагог-дефектолог Татьяна Батичкова.

Читайте также: Школу для детей с ОВЗ в Тюмени завершат к августу 2026 года

Дуршлаг, овощечистка, скалка...

Татьяна сама большой любитель кулинарного искусства, и многие рецепты – из личной копилки, опробованы жизнью. Меню для проекта педагоги собирали коллективно, несколько раз переделывали – все старались охватить как можно больше, дать разноплановые умения и навыки.

– Вместе продумывали всё до мелочей, выбирали посуду, чтобы было удобно, например, стаканы прозрачные и с большой ручкой. Дети в процессе занятия смогут попользоваться толкушкой, скалкой, уже научились использовать овощечистку, дуршлаг в руках подержали, – говорит тьютор Татьяна Лахтионова.

Фото Екатерины Христозовой

В скором времени ребят ждут суп с фрикадельками, шарлотка, пирог с дрожжевым тестом, винегрет и оливье.

В конце каждого занятия юные повара обязательно дегустируют то, что приготовили. Некоторые открывают для себя новые вкусы.

Полезное творчество

Сдружились родители, сдружились дети. Несомненный плюс таких занятий – не только привитие новых навыков, но и развитие коммуникации, социализация.

– На этом курсе дети получают первоначальные кулинарные умения, знания. Основная задача – привить им социально-бытовые навыки: не приготовить идеально какое-то блюдо, но научиться включать чайник, наливать кипяток, резать хлеб, отличать горячее от холодного – не все понимают, что если конфорка включена, прикасаться к ней нельзя. Это всё нужно постоянно проговаривать. Пока идет готовка, они получают полезную информацию, например, изучают столовый этикет, историю создания блюд. На первом занятии узнали про хлеб – как он попадает к нам на стол. Педагоги используют элементы игры. Да и сама кулинария – это вид творчества, и у многих детей есть хорошие задатки, – подчеркивает руководитель проекта Мария Белоус.

Фото Екатерины Христозовой

– Любой человек должен уметь работать руками, особенно наши дети. В связи с их особенностями они не будут осваивать сложные профессии, и единственный шанс их социализировать, адаптироваться в обществе – научить работать руками, дать в будущем рабочие профессии, – уверена мама 11-летней Анечки Татьяна Потапушкина.

В конце курса детей ждет праздник – для них устроят мини-гастрофест, гостем которого станет настоящий шеф-повар. Он вручит мальчишкам и девчонкам сертификаты участников – настоящих поваров первого стартового уровня.

В проекте «Особая кухня» детского центра «Институт уникальных детей» принимает участие 20 ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. О востребованности направления можно судить уже по тому, что участники были набраны буквально за пару дней. Всего предусмотрено проведение 56 занятий.

Проект «Особая кухня» реализуется благодаря победе в грантовом конкурсе «Газпром нефти», программа социальных инвестиций «Родные города» при поддержке «Газпромнефть-Ямала».

Читайте также: Тюменцам с ОВЗ по зрению выдадут современные смартфоны

Фото Екатерины Христозовой

Далее в сюжете: Тюменская «борьба на опоясках» – что это такое?

В Тюмени открылась уникальная кулинарная школа для детей с особенностями развития. Детский центр «Институт уникальных детей» уже устраивал для ребят занятия по обучению поварскому делу, и, учитывая востребованность направления, в этот раз социальный проект «Особая кухня» проводится для малышни бесплатно благодаря грантовой поддержке. Участники кулинарных курсов – дети в возрасте от 7 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья – учатся готовить салаты, супы, горячие блюда, и, конечно, десерты. // «Тюменская область сегодня»

Леониду всего 9 лет, в школу он не ходит – на домашнем обучении. Так как ребенок особенный, мама его очень опекает, как, в принципе, и большинство родителей, в семьях которых растут такие детки. С другой стороны, и многие ребята без проблем со здоровьем в наше время не умеют не то что готовить – чай заваривать и нож в руках держать. Мамам легче всё быстро сделать самим и позвать любимое чадо кушать, чем заниматься готовкой вместе с ребенком, тратя дополнительное время, силы, да и что греха таить – нервы. Это абсолютно неправильно – утверждают специалисты! Дети должны уметь готовить, поскольку это развивает их самостоятельность, мелкую моторику, добавляет уверенности в себе, улучшает когнитивные способности. Еще один несомненный плюс – именно так ребенок может понять важность правильного питания и почувствовать уважение к труду.

Фото Екатерины Христозовой

Юные повара

Надев колпак и фартук, проникнувшись важностью задачи, Лёня занимается приготовлением макарон по-флотски. На первом занятии вместе с другими ребятами он научился делать бутерброды, потом – пиццу и салат, отварной картофель.

– Сын в диком восторге. Ему очень это «заходит», всё интересно, увлекает сам процесс. После первого занятия дома сам приготовил горячие бутерброды, закрепил, так сказать, навык, – рассказывает мама Надежда Цыганкова.

Сам Леонид мечтает когда-нибудь порадовать родителей одним из своих самых любимых блюд – пловом, о чем не преминул сообщить.

Маленькая Полина сегодня научилась готовить свое любимое блюдо – макароны. Есть их она предпочитает вместе с сосисками, ну а секрет самых вкусных – это добавить мяса, признается девочка.

Фото Екатерины Христозовой

Готовка с азов

В это время в кабинете, где оборудована небольшая, но функциональная рабочая зона, преподаватели наводят порядок. Когда на кухне трудилось пять детей, это просто необходимо. Через полчаса придет вторая группа. Там уже ребята постарше – 10–12 лет. Они тоже будут готовить макароны по-флотски. Помогут в этом визуальные подсказки – карточки с фотографиями, которые заготовили педагоги. Дело в том, что некоторые дети в силу диагноза (а на занятия ходят ребята с самыми разными заболеваниями – синдромом Дауна, аутизмом, неврологическими нарушениями) не понимают обращенную речь, и им гораздо удобнее ориентироваться по картинкам. Поэтому каждый этап прорисован. У других присутствует глобальное чтение, поэтому они просто выполняют инструкцию.

Карточки и около раковины – здесь изображен весь алгоритм мытья рук. Начинали с этого, а еще – техники безопасности, правил сервировки стола и названия приборов – научиться отличать чайную ложку от столовой и плоскую тарелку от глубокой.

Фото Екатерины Христозовой

На полках в баночках крупы, мука, соль. Всё подписано. Фотокарточки прикреплены к каждому шкафчику, ящику – показывают, что же из кухонной утвари находится внутри.

– Скоро дети будут делать оливье. Не смогла найти в интернете подходящие картинки по этапам, – дома приготовила оливье и каждый момент отфотографировала. Такие визуальные подсказки даже обычному ребенку помогут быстрее всему научиться. Есть, конечно, ребята, которым потребуется не год, а может быть, три или пять, но если каждый раз проговаривать, объяснять, они всё равно смогут освоить науку, – уверена педагог-дефектолог Татьяна Батичкова.

Читайте также: Школу для детей с ОВЗ в Тюмени завершат к августу 2026 года

Дуршлаг, овощечистка, скалка...

Татьяна сама большой любитель кулинарного искусства, и многие рецепты – из личной копилки, опробованы жизнью. Меню для проекта педагоги собирали коллективно, несколько раз переделывали – все старались охватить как можно больше, дать разноплановые умения и навыки.

– Вместе продумывали всё до мелочей, выбирали посуду, чтобы было удобно, например, стаканы прозрачные и с большой ручкой. Дети в процессе занятия смогут попользоваться толкушкой, скалкой, уже научились использовать овощечистку, дуршлаг в руках подержали, – говорит тьютор Татьяна Лахтионова.

Фото Екатерины Христозовой

В скором времени ребят ждут суп с фрикадельками, шарлотка, пирог с дрожжевым тестом, винегрет и оливье.

В конце каждого занятия юные повара обязательно дегустируют то, что приготовили. Некоторые открывают для себя новые вкусы.

Полезное творчество

Сдружились родители, сдружились дети. Несомненный плюс таких занятий – не только привитие новых навыков, но и развитие коммуникации, социализация.

– На этом курсе дети получают первоначальные кулинарные умения, знания. Основная задача – привить им социально-бытовые навыки: не приготовить идеально какое-то блюдо, но научиться включать чайник, наливать кипяток, резать хлеб, отличать горячее от холодного – не все понимают, что если конфорка включена, прикасаться к ней нельзя. Это всё нужно постоянно проговаривать. Пока идет готовка, они получают полезную информацию, например, изучают столовый этикет, историю создания блюд. На первом занятии узнали про хлеб – как он попадает к нам на стол. Педагоги используют элементы игры. Да и сама кулинария – это вид творчества, и у многих детей есть хорошие задатки, – подчеркивает руководитель проекта Мария Белоус.

Фото Екатерины Христозовой

– Любой человек должен уметь работать руками, особенно наши дети. В связи с их особенностями они не будут осваивать сложные профессии, и единственный шанс их социализировать, адаптироваться в обществе – научить работать руками, дать в будущем рабочие профессии, – уверена мама 11-летней Анечки Татьяна Потапушкина.

В конце курса детей ждет праздник – для них устроят мини-гастрофест, гостем которого станет настоящий шеф-повар. Он вручит мальчишкам и девчонкам сертификаты участников – настоящих поваров первого стартового уровня.

В проекте «Особая кухня» детского центра «Институт уникальных детей» принимает участие 20 ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. О востребованности направления можно судить уже по тому, что участники были набраны буквально за пару дней. Всего предусмотрено проведение 56 занятий.

Проект «Особая кухня» реализуется благодаря победе в грантовом конкурсе «Газпром нефти», программа социальных инвестиций «Родные города» при поддержке «Газпромнефть-Ямала».

Читайте также: Тюменцам с ОВЗ по зрению выдадут современные смартфоны

Ранее в сюжете

Лечебная физкультура и танцтерапия делают пожилых тюменцев счастливыми

01

Путешественница с диабетом Наталья Лоу приехала в Тюмень на мотоцикле

29

Рецептами вкусных закусок к новогоднему столу поделилась Бабушка-иностранка

05 декабря

Секретами идеальной капустки на зиму поделилась с хозяйками Бабушка-иностранка

24 ноября