Тюменский педагог назвала разницу между Болонской системой и советским образованием
И какие советы можно дать молодежи, вступившей в новый учебный год
Фото Екатерины Христозовой
Далее в сюжете: Радость от дождя? Как победить осеннюю депрессию
Часто приходится слышать, что советская образовательная система в свое время была лучшей в мире, а современная ей значительно уступает. Причем утверждают это не просто ностальгирующие пенсионеры, а люди, хорошо разбирающиеся в предмете. Действительно ли это так? С этим вопросом «Тюменская область сегодня» обратился к директору тюменского семейного образовательного центра, педагогу с двадцатилетним стажем Юлии Усольцевой.
– Юлия Владимировна, что же в советском образовании было такого, чего не хватает сейчас?
– Считаю, что в советский период качество образования было выше. Болонская образовательная система, которую мы переняли на Западе, построена на тестовом подходе. Школьники учатся заполнять пробелы, вставлять недостающие слова или символы, выбирать из нескольких готовых ответов нужные. Советская же школа учила прежде всего думать, делать логические построения. Впрочем, сейчас школьная программа стала возвращаться к тому, чтобы больше работать с текстом, учиться анализировать и мыслить.
В приоритете – междисциплинарность
– Вы пытаетесь интегрировать практики советского образования в современные образовательные процессы. Каким образом это происходит?
– Конечно, окружающий мир значительно изменился, и дети сейчас другие. Но опыт говорит, что практики, применявшиеся в советское время, можно использовать и сейчас, и они очень успешны. В первую очередь это такая образовательная методика, как междисциплинарность, где, начиная с букваря, всё очень структурировано и логично. Все темы повторяются и закрепляются, усложнение происходит очень плавно, с постепенным нарастанием. А изучаемые предметы перекликаются – например, тексты по литературе могут сочетаться с географией или историей.
Если, допустим, мы изучаем по литературе творчество Пушкина, то параллельно проходим эпоху, когда он жил, историческую ситуацию, в контексте которой были написаны произведения поэта. Когда речь идет о его ссылке – смотрим, где это место находится на карте, изучаем этот регион, его географические и биологические особенности – ландшафты, животный и растительный мир... Таким образом, предметы не висят, как в вакууме, по отдельности, а взаимно дополняют друг друга. Это способствует правильному усвоению информации, и ребенок после четырехлетней программы оказывается значительно лучше подготовлен к средней школе.
Фото Романа Белоусова
– А учебники, которыми вы пользуетесь, тоже советские?
– Да, есть типографии, которые занимаются перепечатыванием учебников тридцатых-пятидесятых годов. Где-то над содержанием работают редакторы и корректоры, другие делают просто репринты. Все эти учебники доступны, их можно купить на любом маркетплейсе. Есть, конечно, некоторые вопросы к применяемым терминам – таким, как «колхозник», «передовик», «стахановец», давно утратившим актуальность и для современных детей непонятным. А глубокой переработкой содержания, с адаптацией под современные реалии, пока, к сожалению, никто не озаботился. Но такие недочеты с лихвой восполняются четкостью и структурностью, которых зачастую не хватает учебникам современным. По моим наблюдениям, у детей, учившихся по советским программам, больше вдумчивости. Что очень важно, учитывая общую склонность подрастающего поколения к клиповому мышлению.
Читайте также: Психолог объяснила, как научить ребенка школьным правилам
Фото Екатерины Христозовой
«Интерфейсы так просты, что думать не нужно»
– Это следствие внедрения Болонской образовательной системы или каких-то иных факторов?
– Может быть, Болонская система и сыграла какую-то роль, но основной причиной является цифровизация – гаджеты, которые доступны для ребенка с самого раннего возраста. Бабушкам и дедушкам кажется, что дети, умеющие работать с интернетом, делают нечто невообразимое, что они очень умны. Но на самом деле всё наоборот –интерфейсы так просты, что думать не нужно. И сама подача информации очень упрощена и примитивна. Если раньше, читая газету или журнал, мы имели дело с содержательными статьями, то сейчас информация в Сети подается яркими, привлекающими внимание заголовками, а проходя по ссылке, мы получаем информацию из трех строчек. Потом это входит в привычку, и мы просто разучиваемся читать большие тексты и думать над ними. Поэтому для детей, особенно в младшей школе, так важно научиться правильно воспринимать и закреплять учебный материал.
- Какая система образования эффективнее? Голосуйте в телеграм-канале «Тюменской области сегодня» и делитесь своим мнением в сообществе во «ВКонтакте».
– Учась в свое время школе, я приобрел немало знаний, которые мне никогда в дальнейшей жизни и не пригодились. Почему в образовательных учреждениях не учат, например, психологии межличностного общения, взаимоотношениям полов или психотренингам для защиты от стресса?
– Межличностные отношения формируются в коллективе и должны быть «вплетены» в обучение. То есть ребенок не просто посещает уроки, а учится взаимодействовать со своими одноклассниками и со взрослыми. Поэтому мы стараемся организовать такую атмосферу, где дети помогают друг другу, а за выполнение обязанностей поощряются нашей внутренней школьной «валютой», и так приобщаются к труду. В процессе обучения они постигают необходимые социальные нормы и навыки, чтобы в дальнейшем, когда выйдут из школы, масштабировать их на внешний мир. То же касается и всего остального.
Фото Романа Белоусова
«Главный вызов»
– Как вы считаете, поспевают ли образовательные программы и практики за стремительно меняющимся миром? Отвечают ли они запросам и вызовам современности?
– Главный вызов современности – это развитие искусственного интеллекта. И на сегодня, конечно, образование отстает от поступи прогресса. Да, я где-то видела учебники по искусственному интеллекту, где-то учатся, организуют специализированные курсы. Но наша система в целом не может выдать достаточное количество узких специалистов для обучения новым технологиям. И это большая проблема. К тому же педагоги сейчас так загружены, что остается мало времени для внедрения чего-то нового. Имеются нишевые сообщества отдельных учителей, которые стараются шагать в ногу с развитием технологий, но это всё не массово и штучно. Поэтому некоторые родители делают выбор в пользу частных образовательных учреждений, где такие группы энтузиастов объединяется для того, чтобы максимально адаптировать учебную программу к текущим реалиям.
Читайте также: В тюменских школах преподают 90% женщин и 10% мужчин
«Прячьте свой смартфон в сейф»
– Какие советы вы хотели бы дать школьникам, начавшим свой новый учебный год?
– Главный совет – прячьте свой смартфон в сейф. Меньше гаджетов, меньше телевизора и больше чтения! Потому что будущее за теми, кто читает. В книжках очень много не только интересного, но и полезного. Посоветую еще не стрессовать по поводу оценок, потому что оценки – это вещь субъективная. Они, конечно, нужны и важны как инструмент мотивации ученика, но я своей дочери, которая всегда переживает по поводу оценок, советую этого не делать и воспринимать их как стимул для развития. Если оценка плохая – это просто значит, что есть на чем поработать.
Фото Дениса Моргунова
Справка
Клиповое мышление – тип сознания, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, в виде коротких, ярких образов или сообщений, а также способен быстро переключаться между ними. Термин появился от английского слова clip (фрагмент) и связан с понятием «клиповой культуры», где информация подается в виде коротких роликов и постов в соцсетях.
Последствия клипового мышления: рассеянность внимания (сложно сфокусироваться на одной задаче); трудности с глубоким пониманием (невозможность воспринимать сложные и структурированные тексты, например, книги) и поверхностное отношение к жизни (мир воспринимается как последовательность бессвязных событий).
Читайте также: Как учителя встречают 1 Сентября: приметы и традиции тюменских педагогов
Ранее в сюжете



