В Тюмени отпраздновали юбилей со дня основания Главтюменнефтегаза
В Мраморном зале ДК «Нефтяник» в Тюмени 2 сентября состоялось торжественное мероприятие, посвященное 60-летию со дня образования Главтюменнефтегаза – легендарного предприятия, поднявшего нефтяную мощь СССР и в дальнейшем современной России
Фото Н.Н. Меньшикова
Основанный в 1965 году Главтюменнефтегаз изменил лицо Западной Сибири. Самотлорское, Уренгойское, Медвежье, Фёдоровское, Мамонтовское нефтяные месторождения, Березовская группа газовых месторождений – именно они легли в основу современного нефтегазового комплекса региона и стали фундаментом для развития Тюменской области.
«Какими молодыми мы были»
На праздник собрались ветераны отрасли – люди, чьи имена навсегда вписаны в историю освоения Сибири. Они с ностальгией вспоминали годы, когда посвящали себя общей цели, работая под крылом Виктора Ивановича Муравленко. Рассматривали архивные фото и шутили: «Смотри, какими молодыми мы были, не то что сейчас!»
В зале звучали слова благодарности. Легенд, которые создавали нефтяную славу региона, приветствовала заместитель губернатора Тюменской области Лариса Теплоухова.
– От имени губернатора Александра Моора хочу поздравить вас с профессиональным праздником и 60-летием со дня образования Главного тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности. В 1965 году Главтюменнефтегаз представил мощную структуру, а к концу 80-х годов насчитывал более 600 предприятий, на которых трудились свыше 1 360 человек. Это была целая эпоха активного освоения Тюменского края – эпоха легендарных личностей, мужественных и беззаветно преданных выбранному делу.
Значение юбилея подчеркнул и заместитель председателя Тюменской областной Думы Владимир Нефедьев:
– Создание Главтюменнефтегаза стало отправной точкой строительства крупнейшего в мире энергетического комплекса. Здесь рождались решения, которые реализовывали сотни тысяч героев-тружеников – настоящих профессионалов, смелых и целеустремленных.
«Прощал любую ошибку, только не ложь»
– Мы относились к своему делу очень ответственно. Все, кто работал в главке, были специалистами в своей области, все работали ради общего дела. Да и дисциплина у нас была железная, у Виктора Ивановича не забалуешь, – вспоминает Галина Степановна Гаркавенко. Она отдала Главтюменнефтегазу 26 лет жизни. – В конце 1965 года я работала уже в отделе бурения главка. Ничего важнее отдела бурения, мне казалось, и быть не может. Нравилось ездить в командировки на Север, сводки готовить, где чего не хватает, какая бригада и где забуривает. Виктор Иванович тоже по-особенному относился к буровикам. Они у него были в «любимчиках», да и это была правильно! Вопросы бурения обсуждались всюду: и в столовой, и на партсобраниях.
Фото Сергея Куликова
Виктора Ивановича Галина Степановна с теплотой называет отцом, так бережно и с пониманием он относился к своим коллегам.
– При невероятном масштабе работы он не забывал спросить, как растет моя дочь. Виктор Иванович всегда отзывался на чужую боль. Однажды он предложил стать мне его секретарем. Я в тот момент напугалась и смогла только вымолвить – «Дайте мне три дня». Он дал. А в отделе надо мной смеялись: кто ж просит начальника подождать? Потом-то я, конечно, согласилась. Виктор Иванович, хоть и выглядел сурово, никогда не кричал. Прощал любую ошибку, только не ложь. Ее он ненавидел.
В 1977 году Муравленко уехал в Москву один, а Галина Степановна осталась в Тюмени.
– Известие о его смерти было ударом. Личная трагедия. Хотя после него пришли прекрасные руководители, умные, знающие: Феликс Григорьевич, Ришад Тимиргалиевич, Роман Иванович, Валерий Исаакович, мне не хватало Виктора Ивановича.
«Шакшин, Петров, Ягафаров – мои учителя»
Посетил мероприятие Владимир Сергеевич Глебов, он молодым парнем работал сперва на Шаимском месторождении, потом на Самотлорском.
– Каким он был! После затухающего Шаима, где нефть нужно было правильно поднимать на поверхность, Самотлор был гудящим, мощным, громким! Тогда я увидел, насколько сильным может быть фонтан нефти и как охотно она шла в руки.
Разговоры о том, что большинству работников Шаимской конторы бурения, которую возглавлял А.Г. Исянгулов, придется перебазироваться на другое место, длились недолго. Вскоре уже были составлены списки, назначены сроки. Правда, тех, кто захотел остаться, не неволили.
– Нам сразу сказали, что там условия будут похуже, жить пока негде. Там, в Вартовске, мы с супругой Галиной первое время жили в балках. С одной стороны была батарея настолько горячей – дотронься и обожжешься, а с другой стороны на стене был лед. Виктор Иванович, когда нас хотели перевести на Самотлор, обещал: подождите немного, и первые квартиры в многоэтажках будут вашими. Так и случилось, нам дали квартиру хорошую, теплую. Мы забрали сынишку от бабушки с дедушкой, а он нас называл тетей и дядей, представляете? – говорит Владимир Сергеевич с теплой улыбкой. – Но какое великое это было время! Главк – очень значимый кусок моей жизни, это была школа.
После третьего курса ТИУ Глебов попал на производственную практику в бригаду А.Д. Шакшина, знаменитого на весь Советский Союз бурового мастера. Для начала, как и положено, поставили новичка помощником бурильщика. Через год на очередной практике Владимира приняли как своего, поставили уже верховым. После выпуска и работы на Шаиме на Самотлор Владимир Глебов в составе первого шаимского десанта отправился уже в качестве мастера по освоению нефтяных скважин.
– Крутился как белка в колесе, постоянно был на подхвате. Надо было подменить кого-то из мастеров – ездил без проблем, подменял, помогал в запуске буровой. Я всегда с гордостью вспоминаю, как работал с Петровым, Ягафаровым, Шакшиным – вот они, мои учителя. Уже потом, когда мне доверили свою собственную бригаду, 25 человек, мы звезд с неба не хватали, но равнялись на лучших. Нам удалось закончить разведывательную скважину на Мыхпайской площади раньше на три дня. Экзамен сдали. Мои парни были орлами!
Запечатлеть мгновение нефтью
Праздничная программа включала не только торжественные речи, но и выставку живописи Альфеи Мухаметовой, члена Союза художников России. Ее картины созданы с использованием настоящей нефти – необычный символ, объединяющий искусство и промышленность.
Она единственный в мире портретист, использующий для написания полотен нефть. Женщина выросла в Мегионе ХМАО-Югры, поэтому всё ее творчество проникнуто северной тематикой.
Фото Сергея Куликова
Интерес к написанию картин необычной краской пришел в ее жизнь через отца-бурильщика Фахрутдина Курмашева, первооткрывателя самотлорской, шаимской и мегионской нефти.
Здесь, на выставке, на ее полотнах портреты нефтяников: руководителей и работяг, буровые. И каждый подходит к экспозиции, всматривается в знакомые лица, виды. На мероприятии президент фонда им. В.И. Муравленко Юрий Князев вручил Альфее Фахрутдиновне медаль «Почетный нефтяник Тюменской области».
«Не бойтесь трудностей – боритесь за дело»
Все ветераны сошлись во мнении: главное – сохранить традиции и передать опыт молодым. Их память – живая история, а их слова – наставление будущим поколениям.
В завершение вечера Николай Конев обратился к молодым специалистам:
– Главное – не бояться трудностей и постоянно бороться за свое дело. Только так можно достичь успеха в нашей отрасли. Вы – новые светлые умы, мы дали вам платформу для старта, а вы продвигайте ее вперед. Ваши идеи должны быть инновационными, а разработки – смелыми.
Мероприятие организовано Тюменским областным фондом имени В. И. Муравленко

