Реальная история, как ипохондрия захватила тюменскую пенсионерку
«Тюменская область сегодня» выяснила, что делать, если тревога о здоровье становится проблемой
Фото Дениса Моргунова
Далее в сюжете: Какие болезни ждут трудоголиков. И почему их работа неэффективна
Людмила Петровна – так зовут ее молодые врачи – уже который день начинает свое утро с поликлиники. В этот раз она подозревает у себя язву желудка, уж больно часто ей тяжело после обеда. Но это не так страшно, как в прошлом месяце – тогда она думала, что у нее рак. Или все-таки врачи ошиблись и что-то пропустили? Нет, скорее Людмила Петровна ошибается в причинах волнений – у нее не рак, не язва, а ипохондрия.
Мнительность, а не сочинение проблем
До 20% населения страдают от ипохондрии, сообщает Минздрав России. Она представляет собой сложное психологическое состояние – это объяснение симптомов различными заболеваниями и постоянное беспокойство о собственном здоровье. Важно отличать это состояние от сочинения проблем: человек не выдумывает симптомы, а именно находит их, интерпретируя реальные ощущения организма как признаки болезни. Это расстройство чаще всего связано с сильной тревожностью и является одним из ее проявлений.
Происхождение ипохондрии нередко связывают с пережитым в детстве опытом серьезной болезни – собственной или близкого человека. Однако такой опыт сам по себе не является определяющим фактором, ведь далеко не каждый ребенок, часто болевший в детстве, становится ипохондриком.
Для развития расстройства необходимо сочетание тревожного типа личности и специфического триггера, который закрепляет тревогу именно на теме здоровья. А столь легкий доступ к медицинской информации – особенно через интернет – значительно усугубляет проявления ипохондрии.
– Мое внимание к здоровью началось с женских журналов. Там есть постоянные рубрики про женский организм, старение. И везде – перечисление симптомов. Я решила понаблюдать за собой. Что заметила – подчеркиваю в тексте. К концу недели я нашла у себя все признаки сколиоза, онкологии и «сломанной» щитовидки, – вспоминает тюменка Людмила Пронина. – А потом дочь мне начала показывать статьи из интернета, чтобы переубедить. Но вышло наоборот. Теперь меня не смутить терминами, я многое понимаю и меньше доверяю врачам. Они же такие молодые, «зеленые». Всегда настаиваю на дополнительных анализах – вдруг они что-то упустили.
Болен всем и сразу
Здоровый человек, начав внимательно изучать симптомы заболеваний, почти наверняка найдет у себя некоторые из них. Наш организм постоянно функционирует, порой выдавая незначительные и преходящие ощущения – их легко принять за признаки тяжелого недуга.
Вы читали книгу Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? Там американский писатель-юморист ярко описал этот тревожный синдром. Герой книги нашел у себя все болезни, кроме воспаления коленной чашечки:
«Я попробовал себя обследовать. Я пощупал свой пульс. Сначала я совсем не мог найти пульса. Потом внезапно он начал биться. Я вынул часы и стал считать. Я насчитал сто сорок семь ударов в минуту. Я попытался найти свое сердце. Я не мог найти у себя сердца. Оно перестало биться. Теперь-то я полагаю, что оно всё время оставалось на своем месте и билось, но объяснить, в чем дело, я не могу <…> Я попробовал показать себе язык. Я высунул его как можно дальше и зажмурил один глаз, чтобы глядеть на него другим. Я увидел лишь самый кончик языка, и единственное, что это мне дало, была еще большая уверенность, что у меня скарлатина. Счастливым, здоровым человеком вошел я в эту читальню, а вышел из нее разбитым инвалидом».
Фото Дениса Моргунова из архива редакции
Так мнительные люди могут «обнаружить» у себя грипп, коронавирус или другие возможные распространенные заболевания. А иногда – и совсем смертельные недуги. Да, есть миф, что ипохондрики предпочитают находить у себя не обычную простуду, а редкие неизлечимые диагнозы. Но тревога о здоровье работает по другим правилам:
– Редкие заболевания сложнее диагностировать и сложнее опровергнуть. Они подразумевают большее количество исследований. И да, ипохондрики могут проходить через всё это, но не потому, что получают удовольствие от процесса. Есть люди, которые придумывают себе несуществующие болезни, максимально экзотические – но это синдром Мюнхгаузена, совсем другая история. Так почему ипохондрик проходит все обследования, сложные медицинские процедуры? Вряд ли кому-то нравится, когда у него берут кровь или проводят ФГДС, нет. Это попытка снизить тревожность, попытка доказать, что с ним всё в порядке, – объясняет механизмы ипохондрии Ольга Андреева, практикующий психолог, преподаватель кафедры психологии Тюменского государственного университета.
Фото Екатерины Христозовой из архива редакции
Вместо терапевта – психолог
И вот приходят результаты анализов – даже вроде хорошие. Тревожность снижается. Но лишь на какое-то время. Человек вновь начинает сомневаться: а вдруг что-то не нашли? Вдруг не заметили что-то важное? Или, быть может, мои анализы перепутали?
В работе с базовой тревожностью может помочь психотерапевт. Причем самым эффективным походом считается когнитивно-поведенческая терапия: это работа с навязчивыми мыслями, с убеждениями.
– Надо разделять ипохондрию и заботу о своем здоровье. Отсутствие тревоги не означает, что нужно перестать обращать внимание на самочувствие. В любом случае, важно проходить регулярные медосмотры – раз в год, чаще – по рекомендации врача, – поясняет Ольга Андреева. – Нужно обратить внимание и обратиться к специалисту, если переживания о здоровье ухудшают качество жизни вашего близкого. То есть если человек находит у себя симптом, ищет информацию – а информацию он фильтрует, верит только тому, что подтверждает его гипотезу о болезни. Это спираль может раскручиваться до панических атак.
Стоит отметить, что для многих пожилых людей походы в больницу – это фактически социальная активность. Они ходят, общаются – но, конечно, это касается не всех пенсионеров. Но близким таких бабушек и дедушек стоит задать вопрос – а хватает ли им внимания? Может быть, для какой-то пенсионерки единственный способ увидеть подросших внуков – это заболеть.
Фото Екатерины Христозовой из архива редакции
Причем в этом случае бабушка не обманывает и не играет. Ее психика выбирает бессознательный уход в болезнь как средство борьбы с одиночеством, возможность получить заботу и любовь. Тут возникает вопрос к семейной системе: как дети и внуки могут иначе общаться с бабушкой про что-то другое? Как они могут вовлечь ее в социальную жизнь? Стоит поменять привычный уклад, и вот бабушка вместо поликлиники выбирает совместные прогулке в парке, а вместо чтения медицинских книг – разговоры с подругами.
Интересно:
Знаете, что прописал врач тому самому герою книги «Трое в лодке, не считая собаки»? Что же должно было вылечить его ипохондрию? На рецепте было написано:
«1 десятимильная прогулка ежедневно по утрам. 1 кровать ровно в 11 ч. вечера. И не забивать себе голову вещами, которых не понимаешь».
Ранее в сюжете



