Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Пляж, настолки, смех, природа: хроника тюменского лета

Обозреватель «Тюменской области сегодня» оказался вдали от цивилизации, где не ловит связь, а ближайший магазин находится в нескольких километрах

Общество, 08:24, 15 августа 2025, Михаил Кривощеков
Слушать новость
Пляж, настолки, смех, природа: хроника тюменского лета. Обозреватель «Тюменской области сегодня» оказался вдали от цивилизации, где не ловит связь, а ближайший магазин находится в нескольких километрах.

Любите ли вы играть в настольные игры? Меня это увлечение привело за 75 километра от Тюмени. Чтобы встретиться с тюменским игротехником Григорием Кудашовым, мне потребовалось встать в три утра, сесть на автобус в 5:30 и пройти сквозь сосновый лес села Мотуши в Ярковском районе. Я приехал узнать, как выбирают и играют в настольные игры на песчаном берегу Туры.

Григорий Кудашов – кандидат педагогических наук, автор книг по игровому конструированию ежегодно проводит в качестве тренера-игротехника большое количество семинаров и мастер-классов по всей стране.

Фото Григория Кудашова

Мы встретились на молодёжном сплаве, который стал доброй традицией для Григория Николаевича, много лет посвятившего работе в детских лагерях. Теперь как минимум один летний месяц в году он проводит на природе. Игротехник встретил меня с микрофоном в руках. Через пять минут начнется утренний сбор. Распорядок дня здесь как в настоящем лагере.

Молодежным сплав делает не только его состав. Здесь можно встретить участников от 12 лет и старше.

– Молодость – это не то, что написано в паспорте, а то, как себя ощущает человек в мире, – делится в своих соцсетях игротехник.

Вечера у костра, походы, утренняя рыбалка, игры за столом или на пляже – каждый может найти что-то для себя. Например, посмотреть на лошадей, которые пасутся поблизости.

  • Фото Таисии Пискайкиной
    Фото Таисии Пискайкиной
  • Фото Таисии Пискайкиной
    Фото Таисии Пискайкиной
  • 

    Не праздное развлечение, а работа

    Настольные игры. Григорий Кудашов создает их и коллекционирует – дома больше 200 настолок разных форм, жанров и механик. Каждую неделю появляется новая. Любимые – «Азул», «Кодовые имена», «Не бомбани!», «Тропы Туканы». Есть среди них стратегии и веселые викторины. На сплав Григорий Николаевич старается брать много игр – картонные коробочки разных размеров ждут свое время в палатке.

    Игра для Григория не праздное развлечение, а работа, которая приносит большое удовольствие.

    Фото Григория Кудашова

    Я шагнул на землю с борта катамарана. Попасть на «Искристый берег» можно только по воде. На трех улицах лагеря установлены палатки, натянуты тенты над столами для защиты от дождя и знойного солнца, спилены нижние сухие сучья деревьев для безопасности. Звучит музыка. У самого берега скоро задымит походная баня.

    На сплавы приезжают друзья с детьми и коллеги из разных уголков России. Например, учителя из Томска Максим Чередниченко и Катерина Григоренко. Они работают в передовой школе «Эврика-развитие», в которой применяются сразу несколько образовательных систем. В том числе «Развивающее обучение» (Д. Эльконина — В. Давыдова), «Монтессори-педагогика» (для дошкольников и учащихся начальной школы), «Вальдорфская педагогика» и «Свободная педагогика», основанную на идеях Л.Н. Толстого.

    Максим и Катерина организовали в лагере «Можно-студию» - мастерскую стихотворчества, на которой любой желающий пробует писать свой текст. В соседнем шатре оборудована походная студия звукозаписи, где стихи могут стать песней. От идеи до готового трека в наушниках проходит не больше часа.

    Видео Максима Чередниченко

    Все новое – хорошо забытое старое

    На четвёртом курсе Григорий начал работать педагогом дополнительного образования в тюменском досуговом клубе «Хобби-Центр». В клубе существовало несколько подростковых объединений, и суть работы педагога заключалась в том, чтобы 3-4 раза в неделю собираться вместе с ребятами и в течение 2-3-х часов «что-то делать»: разучивать и петь песни под гитару, готовиться к каким-либо клубным мероприятиям и концертам. Самой «популярной» формой досуга были, конечно же, игры: коммуникативные, интеллектуальные, подвижные, ролевые, шуточные, театрализованные и др. Игра была главным педагогическим инструментом в нашей работе с подростками, признается Григорий.

    Через некоторое время этот инструмент, по словам педагога, стал приходить в негодность.

    – Дело в том, что состав ребят, приходивших в клуб, практически не менялся. Поэтому вполне естественной их реакцией на предложение в …дцатый раз поиграть в ту или иную игру, было лёгкое разочарование, постепенно перерастающее в безразличие, творческую апатию, безынициативность и даже лёгкую раздражительность. Нужно было чем-то удивлять. Но как это сделать?

    Ответ нашелся в эксперименте. Он заключался в том, что педагог менял отдельные правила и элементы известных игр, адаптируя их к своим условиям. Например, если по первоначальным правилам игры предполагалось, что активная роль может принадлежать одному участнику, а остальные выступают в пассивной роли зрителей (что организатора не очень устраивало), то теперь все были активными участниками, а кто-то один – зрителем, но тоже активным и инициативным.

    – В какой-то определённый момент я осознал, в чём именно здесь заключается секрет. Мною была перефразирована известная поговорка «Всё новое – это хорошо забытое старое», которая в контексте моего призвания стала звучать следующим образом: «Новая игра – это своеобразный коктейль из игр, объединённых в одно целое».

    У любой хорошей игры несколько признаков. Первый из них: реиграбельность. Это когда хочется возвращаться к ней снова и снова. Второй признак хорошей игры: ее правила могут меняться, когда одна механика видоизменяется или дополняет другую.

    Григорий Кудашов отправился на пляж, куда позвал всех играть в футбол. Юноши и девушки 14-18 лет разделились на две команды. Солнце выглядывало из-за деревьев вокруг площадки для игры с мячом. На игроках спасательные жилеты – только парни их надели через ноги. Символичными воротами стали личные вещи. Григорий Николаевич дал старт свистком. Игра началась.

    Футбол на пляже не похож на привычный вид спорта. Здесь меняются правила. После свистка игроки гонятся за мячом ползком. Еще один – и ребята сцепляются по двое или по трое. С каждой переменой игра становится веселее, потому что тогда приходится менять тактику: использовать не только ноги, руки, но и голову. Можно рассчитывать только на себя или друзей. Все как в жизни.

    • Фото Таисии Пискайкиной
      Фото Таисии Пискайкиной
    • Фото Таисии Пискайкиной
      Фото Таисии Пискайкиной
    • 

      Фото Михаила Кривощекова

      Далее в сюжете: Как путешествовать по другим странам в одиночку, рассказал Антон Кротов

      Любите ли вы играть в настольные игры? Меня это увлечение привело за 75 километра от Тюмени. Чтобы встретиться с тюменским игротехником Григорием Кудашовым, мне потребовалось встать в три утра, сесть на автобус в 5:30 и пройти сквозь сосновый лес села Мотуши в Ярковском районе. Я приехал узнать, как выбирают и играют в настольные игры на песчаном берегу Туры.

      Григорий Кудашов – кандидат педагогических наук, автор книг по игровому конструированию ежегодно проводит в качестве тренера-игротехника большое количество семинаров и мастер-классов по всей стране.

      Фото Григория Кудашова

      Мы встретились на молодёжном сплаве, который стал доброй традицией для Григория Николаевича, много лет посвятившего работе в детских лагерях. Теперь как минимум один летний месяц в году он проводит на природе. Игротехник встретил меня с микрофоном в руках. Через пять минут начнется утренний сбор. Распорядок дня здесь как в настоящем лагере.

      Молодежным сплав делает не только его состав. Здесь можно встретить участников от 12 лет и старше.

      – Молодость – это не то, что написано в паспорте, а то, как себя ощущает человек в мире, – делится в своих соцсетях игротехник.

      Вечера у костра, походы, утренняя рыбалка, игры за столом или на пляже – каждый может найти что-то для себя. Например, посмотреть на лошадей, которые пасутся поблизости.

      • Фото Таисии Пискайкиной
        Фото Таисии Пискайкиной
      • Фото Таисии Пискайкиной
        Фото Таисии Пискайкиной
      • 

        Не праздное развлечение, а работа

        Настольные игры. Григорий Кудашов создает их и коллекционирует – дома больше 200 настолок разных форм, жанров и механик. Каждую неделю появляется новая. Любимые – «Азул», «Кодовые имена», «Не бомбани!», «Тропы Туканы». Есть среди них стратегии и веселые викторины. На сплав Григорий Николаевич старается брать много игр – картонные коробочки разных размеров ждут свое время в палатке.

        Игра для Григория не праздное развлечение, а работа, которая приносит большое удовольствие.

        Фото Григория Кудашова

        Я шагнул на землю с борта катамарана. Попасть на «Искристый берег» можно только по воде. На трех улицах лагеря установлены палатки, натянуты тенты над столами для защиты от дождя и знойного солнца, спилены нижние сухие сучья деревьев для безопасности. Звучит музыка. У самого берега скоро задымит походная баня.

        На сплавы приезжают друзья с детьми и коллеги из разных уголков России. Например, учителя из Томска Максим Чередниченко и Катерина Григоренко. Они работают в передовой школе «Эврика-развитие», в которой применяются сразу несколько образовательных систем. В том числе «Развивающее обучение» (Д. Эльконина — В. Давыдова), «Монтессори-педагогика» (для дошкольников и учащихся начальной школы), «Вальдорфская педагогика» и «Свободная педагогика», основанную на идеях Л.Н. Толстого.

        Максим и Катерина организовали в лагере «Можно-студию» - мастерскую стихотворчества, на которой любой желающий пробует писать свой текст. В соседнем шатре оборудована походная студия звукозаписи, где стихи могут стать песней. От идеи до готового трека в наушниках проходит не больше часа.

        Видео Максима Чередниченко

        Все новое – хорошо забытое старое

        На четвёртом курсе Григорий начал работать педагогом дополнительного образования в тюменском досуговом клубе «Хобби-Центр». В клубе существовало несколько подростковых объединений, и суть работы педагога заключалась в том, чтобы 3-4 раза в неделю собираться вместе с ребятами и в течение 2-3-х часов «что-то делать»: разучивать и петь песни под гитару, готовиться к каким-либо клубным мероприятиям и концертам. Самой «популярной» формой досуга были, конечно же, игры: коммуникативные, интеллектуальные, подвижные, ролевые, шуточные, театрализованные и др. Игра была главным педагогическим инструментом в нашей работе с подростками, признается Григорий.

        Через некоторое время этот инструмент, по словам педагога, стал приходить в негодность.

        – Дело в том, что состав ребят, приходивших в клуб, практически не менялся. Поэтому вполне естественной их реакцией на предложение в …дцатый раз поиграть в ту или иную игру, было лёгкое разочарование, постепенно перерастающее в безразличие, творческую апатию, безынициативность и даже лёгкую раздражительность. Нужно было чем-то удивлять. Но как это сделать?

        Ответ нашелся в эксперименте. Он заключался в том, что педагог менял отдельные правила и элементы известных игр, адаптируя их к своим условиям. Например, если по первоначальным правилам игры предполагалось, что активная роль может принадлежать одному участнику, а остальные выступают в пассивной роли зрителей (что организатора не очень устраивало), то теперь все были активными участниками, а кто-то один – зрителем, но тоже активным и инициативным.

        – В какой-то определённый момент я осознал, в чём именно здесь заключается секрет. Мною была перефразирована известная поговорка «Всё новое – это хорошо забытое старое», которая в контексте моего призвания стала звучать следующим образом: «Новая игра – это своеобразный коктейль из игр, объединённых в одно целое».

        У любой хорошей игры несколько признаков. Первый из них: реиграбельность. Это когда хочется возвращаться к ней снова и снова. Второй признак хорошей игры: ее правила могут меняться, когда одна механика видоизменяется или дополняет другую.

        Григорий Кудашов отправился на пляж, куда позвал всех играть в футбол. Юноши и девушки 14-18 лет разделились на две команды. Солнце выглядывало из-за деревьев вокруг площадки для игры с мячом. На игроках спасательные жилеты – только парни их надели через ноги. Символичными воротами стали личные вещи. Григорий Николаевич дал старт свистком. Игра началась.

        Футбол на пляже не похож на привычный вид спорта. Здесь меняются правила. После свистка игроки гонятся за мячом ползком. Еще один – и ребята сцепляются по двое или по трое. С каждой переменой игра становится веселее, потому что тогда приходится менять тактику: использовать не только ноги, руки, но и голову. Можно рассчитывать только на себя или друзей. Все как в жизни.

        • Фото Таисии Пискайкиной
          Фото Таисии Пискайкиной
        • Фото Таисии Пискайкиной
          Фото Таисии Пискайкиной
        • 

          Ранее в сюжете

          Тюменскому центру «Милосердие» исполнилось восемь лет

          12

          Тюменка пробыла трудницей неделю в монастыре под Тобольском

          08

          Более 100 мероприятий для тюменских школьников провела Росгвардия

          29 августа

          На 4 тысячи больше детей отдохнули в тюменских лагерях в этом сезоне

          29 августа