Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменские эйчары рассказали о курьезных собеседованиях

И как успешно трудоустроиться

Экономика, 11:17, 11 августа 2025, Роман Белоусов
Слушать новость
Тюменские эйчары рассказали о курьезных собеседованиях. И как успешно трудоустроиться.

В прошлом вопросами персонала на предприятиях занимались специалисты отдела кадров. Как правило, это были женщины, с которыми сотрудники в течение своей карьеры встречались два раза – при приеме на работу и увольнении, получая трудовую книжку с записью. Ныне же кадровыми вопросами в крупных компаниях занимаются эйчар-менеджеры, или просто эйчары (от английского HR – Human Resources), и их сфера деятельности гораздо шире.

Чем же эйчар отличается от простого сотрудника отдела кадров? Об этом я поговорил с сотрудницами службы по работе с персоналом тюменского майер-курорта Евгенией Васякиной и Натальей Миль. Они совместно ведут телеграм-канал «Честный HR», в котором рассказывают о своей профессии и делятся маленькими секретами.

Главная функция – командообразование

Евгения: Специалист отдела кадров чаще всего занимается бумажками, а не людьми. А эйчар-менеджер – очень разноплановая профессия, всеобъемлющая. Он занимается не только подбором сотрудников, но и их адаптацией, выполняя роль проводника между специалистом и компанией. Особенно это важно в тот момент, когда новый сотрудник только пришел, еще ничего не знает, и ему необходим человек, который объяснит, куда сейчас надо идти, к кому обращаться и что делать.

– Какие знания и опыт требуются, чтобы стать квалифицированным эйчаром?

Евгения: На мой взгляд, речь должна идти скорее о человеческих качествах, таких как коммуникативные способности и эмпатия. Если ты не можешь чувствовать других людей, то они тебе не откроются и не доверятся. А это очень важно в нашей работе.

Наталья: Эйчар – первый человек в компании, которого видит соискатель, и впечатление от него транслируется на работодателя в целом. И если эйчар сидит на собеседовании с унылым лицом и безразличным взглядом, или ведет себя высокомерно, то он не собирает эффективную команду, а просто закрывает дыры в штатном расписании. А командообразование – это наша главная функция.

– Известная пословица гласит, что «встречают по одежке». А что для эйчара будет приоритетнее при оценке кандидата на должность – соответствие определенному дресс-коду, или же компетенции и деловые качества?

Евгения: Бывало, что ко мне приходили молодые люди с розовыми и синими волосами устраиваться на позиции, где их главные функции – общение с клиентами. Я смотрела и думала: ну ладно, видно, что человек хороший, а на голову наденем косынку.

Наталья: А в целом кандидата оценивают не по одному признаку, а по совокупности всех его качеств.

«Там все ходят без одежды, а я тоже люблю так ходить»

– А как в вашей сфере деятельности обстоит со стрессами и выгоранием?

Наталья: За годы работы мы видели очень много разных людей, в числе которых попадались и весьма удивительные. Например, приходящие на собеседование пьяными. И ведут себя они зачастую весьма непредсказуемо.

Евгения: Меня, например, однажды прокляли. Дело было так: к нам пришел специалист по массажу, человек абсолютно не гибкий и не готовый меняться. Руководитель принял решение не в его пользу. Я позвонила ему, извинилась и сообщила, что предпочтение отдали другому кандидату. Тогда он спустя некоторое время пришел в наш комплекс, через администратора вызвал меня из кабинета и заявил: «Проклинаю тебя, пигалица!»

– Видимо, он вообразил себя не просто массажистом, но и черным магом, наподобие тех, которых показывают в шарлатанских телешоу…

Евгения: Вероятно. Очень много неадекватных людей начинают приходить к нам весной и осенью. Бывает, что начинают кричать или иными способами выводить на эмоции. Зачастую неадекватно оценивают свои возможности, как, например, 65-летняя женщина, очень настойчиво претендовавшая на вакансию, связанную с тяжелым физическим трудом и не желавшая слушать никаких возражений и предостережений. Так что работа у нас достаточно нервная и непредсказуемая.

Фото Михаила Калянова

– Как вы решаете подобные проблемы?

Евгения: Главное – дать человеку выпустить пар, спустить эмоции на тормозах и распрощаться.

Наталья: Бывают и анекдотические случаи. Звонит 45-летний мужчина, претендует на вакансию инструктора в аквапарк. На вопрос, что вас привлекает в этой работе, получаю ответ: «Там все ходят без одежды, а я тоже люблю так ходить». Другой раз пришла девушка в пиджаке, накинутом прямо на нижнее белье. Пишет кандидат на вакансию официанта и спрашивает: «А могу ли я работать удаленно?» Мы сделали целую подборку подобных вопросов в нашем телеграм-канале.

Покажите готовность к развитию

– Раскройте секрет, следует ли соискателю вакансии приукрашивать на собеседовании свои таланты и способности, или же лучше быть честным и скромным?

Евгения: Лучше не врать. Если ты наврал, тебя взяли, а потом выясняется, что ты не соответствуешь – получится весьма неловкая и некрасивая ситуация, в которой обманщик будет выглядеть жалко и нелепо. Как потом работать с таким человеком, как ему доверять, как на него полагаться?

Наталья: Несколько другое дело, когда человек очень уверен в себе, понимает, что это его точка роста и что он точно во всем разберется и всему научится. Тогда можно сделать себе аванс и – нет, не обмануть, но сказать, что в настоящий момент я чего-то не знаю, но уверен, что готов, могу и буду учиться. Продемонстрировать, что действительно открыт к развитию, а не сидишь в своей ракушке, подобно моллюску. Наверняка такая позиция встретит понимание со стороны эйчара.

Фото Сергея Куликова

– Чем можно произвести благоприятное впечатление на собеседовании?

Евгения: Адекватностью. Многие, вращаясь в своем устоявшемся круге общения, не представляют, как вокруг много странных и, мягко говоря, удивительных людей, и только эйчары понимают это в полной мере.

Наталья: Хорошее впечатление производит также, когда человек на собеседовании говорит по существу, а не начинает, как нередко случается, рассказывать во всех подробностях, как рожала его кошка.

***

Советы, как успешно пройти собеседование

Не опаздывать на собеседование, а если ты не приходишь, предупреждать. Если же появились дополнительные обстоятельства – всегда можно скорректировать и перенести встречу.

Быть честным, открытым и не бояться разговаривать. Эйчар не намерен как-то уязвить кандидата, наоборот, ваши цели совпадают: у кандидата – найти работу, у эйчара – закрыть вакансию.

Для работодателя важно увидеть вашу способность самостоятельно справляться с поставленными задачами, поэтому группы поддержки в лице мам или жен-мужей вряд ли произведут нужное впечатление.

Реальные вопросы, заданные людьми на собеседованиях, способные поставить в тупик специалиста по подбору персонала:

«Если у меня ночные смены, значит ли это, что я вообще не буду спать на работе?»

«Правда ли, что у вас работают токсичные руководители?»

«Не рассматриваю официальное трудоустройство, можно оформить мою маму, а работать буду я?»

«Ищу работу для ребенка, что можете предложить?

– А сколько лет ребенку? – спрашивает эйчар.

– Тридцать».

Фото из личного архива героев

В прошлом вопросами персонала на предприятиях занимались специалисты отдела кадров. Как правило, это были женщины, с которыми сотрудники в течение своей карьеры встречались два раза – при приеме на работу и увольнении, получая трудовую книжку с записью. Ныне же кадровыми вопросами в крупных компаниях занимаются эйчар-менеджеры, или просто эйчары (от английского HR – Human Resources), и их сфера деятельности гораздо шире.

Чем же эйчар отличается от простого сотрудника отдела кадров? Об этом я поговорил с сотрудницами службы по работе с персоналом тюменского майер-курорта Евгенией Васякиной и Натальей Миль. Они совместно ведут телеграм-канал «Честный HR», в котором рассказывают о своей профессии и делятся маленькими секретами.

Главная функция – командообразование

Евгения: Специалист отдела кадров чаще всего занимается бумажками, а не людьми. А эйчар-менеджер – очень разноплановая профессия, всеобъемлющая. Он занимается не только подбором сотрудников, но и их адаптацией, выполняя роль проводника между специалистом и компанией. Особенно это важно в тот момент, когда новый сотрудник только пришел, еще ничего не знает, и ему необходим человек, который объяснит, куда сейчас надо идти, к кому обращаться и что делать.

– Какие знания и опыт требуются, чтобы стать квалифицированным эйчаром?

Евгения: На мой взгляд, речь должна идти скорее о человеческих качествах, таких как коммуникативные способности и эмпатия. Если ты не можешь чувствовать других людей, то они тебе не откроются и не доверятся. А это очень важно в нашей работе.

Наталья: Эйчар – первый человек в компании, которого видит соискатель, и впечатление от него транслируется на работодателя в целом. И если эйчар сидит на собеседовании с унылым лицом и безразличным взглядом, или ведет себя высокомерно, то он не собирает эффективную команду, а просто закрывает дыры в штатном расписании. А командообразование – это наша главная функция.

– Известная пословица гласит, что «встречают по одежке». А что для эйчара будет приоритетнее при оценке кандидата на должность – соответствие определенному дресс-коду, или же компетенции и деловые качества?

Евгения: Бывало, что ко мне приходили молодые люди с розовыми и синими волосами устраиваться на позиции, где их главные функции – общение с клиентами. Я смотрела и думала: ну ладно, видно, что человек хороший, а на голову наденем косынку.

Наталья: А в целом кандидата оценивают не по одному признаку, а по совокупности всех его качеств.

«Там все ходят без одежды, а я тоже люблю так ходить»

– А как в вашей сфере деятельности обстоит со стрессами и выгоранием?

Наталья: За годы работы мы видели очень много разных людей, в числе которых попадались и весьма удивительные. Например, приходящие на собеседование пьяными. И ведут себя они зачастую весьма непредсказуемо.

Евгения: Меня, например, однажды прокляли. Дело было так: к нам пришел специалист по массажу, человек абсолютно не гибкий и не готовый меняться. Руководитель принял решение не в его пользу. Я позвонила ему, извинилась и сообщила, что предпочтение отдали другому кандидату. Тогда он спустя некоторое время пришел в наш комплекс, через администратора вызвал меня из кабинета и заявил: «Проклинаю тебя, пигалица!»

– Видимо, он вообразил себя не просто массажистом, но и черным магом, наподобие тех, которых показывают в шарлатанских телешоу…

Евгения: Вероятно. Очень много неадекватных людей начинают приходить к нам весной и осенью. Бывает, что начинают кричать или иными способами выводить на эмоции. Зачастую неадекватно оценивают свои возможности, как, например, 65-летняя женщина, очень настойчиво претендовавшая на вакансию, связанную с тяжелым физическим трудом и не желавшая слушать никаких возражений и предостережений. Так что работа у нас достаточно нервная и непредсказуемая.

Фото Михаила Калянова

– Как вы решаете подобные проблемы?

Евгения: Главное – дать человеку выпустить пар, спустить эмоции на тормозах и распрощаться.

Наталья: Бывают и анекдотические случаи. Звонит 45-летний мужчина, претендует на вакансию инструктора в аквапарк. На вопрос, что вас привлекает в этой работе, получаю ответ: «Там все ходят без одежды, а я тоже люблю так ходить». Другой раз пришла девушка в пиджаке, накинутом прямо на нижнее белье. Пишет кандидат на вакансию официанта и спрашивает: «А могу ли я работать удаленно?» Мы сделали целую подборку подобных вопросов в нашем телеграм-канале.

Покажите готовность к развитию

– Раскройте секрет, следует ли соискателю вакансии приукрашивать на собеседовании свои таланты и способности, или же лучше быть честным и скромным?

Евгения: Лучше не врать. Если ты наврал, тебя взяли, а потом выясняется, что ты не соответствуешь – получится весьма неловкая и некрасивая ситуация, в которой обманщик будет выглядеть жалко и нелепо. Как потом работать с таким человеком, как ему доверять, как на него полагаться?

Наталья: Несколько другое дело, когда человек очень уверен в себе, понимает, что это его точка роста и что он точно во всем разберется и всему научится. Тогда можно сделать себе аванс и – нет, не обмануть, но сказать, что в настоящий момент я чего-то не знаю, но уверен, что готов, могу и буду учиться. Продемонстрировать, что действительно открыт к развитию, а не сидишь в своей ракушке, подобно моллюску. Наверняка такая позиция встретит понимание со стороны эйчара.

Фото Сергея Куликова

– Чем можно произвести благоприятное впечатление на собеседовании?

Евгения: Адекватностью. Многие, вращаясь в своем устоявшемся круге общения, не представляют, как вокруг много странных и, мягко говоря, удивительных людей, и только эйчары понимают это в полной мере.

Наталья: Хорошее впечатление производит также, когда человек на собеседовании говорит по существу, а не начинает, как нередко случается, рассказывать во всех подробностях, как рожала его кошка.

***

Советы, как успешно пройти собеседование

Не опаздывать на собеседование, а если ты не приходишь, предупреждать. Если же появились дополнительные обстоятельства – всегда можно скорректировать и перенести встречу.

Быть честным, открытым и не бояться разговаривать. Эйчар не намерен как-то уязвить кандидата, наоборот, ваши цели совпадают: у кандидата – найти работу, у эйчара – закрыть вакансию.

Для работодателя важно увидеть вашу способность самостоятельно справляться с поставленными задачами, поэтому группы поддержки в лице мам или жен-мужей вряд ли произведут нужное впечатление.

Реальные вопросы, заданные людьми на собеседованиях, способные поставить в тупик специалиста по подбору персонала:

«Если у меня ночные смены, значит ли это, что я вообще не буду спать на работе?»

«Правда ли, что у вас работают токсичные руководители?»

«Не рассматриваю официальное трудоустройство, можно оформить мою маму, а работать буду я?»

«Ищу работу для ребенка, что можете предложить?

– А сколько лет ребенку? – спрашивает эйчар.

– Тридцать».

Какие цветы пора сеять на рассаду, рассказала тюменский агроном

29 ноября

«Бабушкина схема»: мошенники лишают тюменцев квартир через пенсионеров

29 ноября