Тюменка Светозара Перунова играет на гуслях на улицах города
Волшебное звучание древнего инструмента озаряет повседневную городскую жизнь
Фото Дениса Моргунова
Накануне Дня необычных музыкальных инструментов, который во многих странах мира, в том числе, и в России отмечают 31 июля, играющая на гуслях жительница Тюмени Светозара Перунова рассказала журналистам газеты «Тюменская область сегодня» о том, как музыка и имя переплелись в ее жизни, как сибирская земля приняла ее звучание, и зачем ей нужно собственное музыкальное «племя».
«Я выбрала это имя сердцем»
Молодая жительница Тюмени носит имя Светозара – и это не сценический псевдоним, а обрядовое, осмысленное имя, взятое в юности как акт личного исцеления и обретения силы. Девушка играет на гуслях – одном из самых древних струнных инструментов – и, по собственным словам, «ткет узоры в воздухе».
– Это имя, Светозара, не от рождения, – объяснила гуслярка. – Оно пришло в обрядовом языческом кругу, когда мне было лет шестнадцать. Тогда я уже чувствовала, что с детства мне близки определенные энергии природы и образы богов, хотя я еще не знала их имен. Имя пришло как часть обряда, связанного с исцелением. И хотя родители в этом не участвовали, они отнеслись с пониманием.
Фото Дениса Моргунова
Фамилию – Перунова – девушка тоже выбрала не случайно. Это не фантазия. Девушка рассказала, что по материнской линии у нее действительно были предки с этой фамилией. Нашли фотографии, документы – кажется, до пятого колена. Так что это не просто новые документы, это возвращение к родовому корню, рассказала Светозара.
После смены имени и фамилии все в ее жизни стало меняться. Как будто девушка наконец-то начала жить свою, настоящую жизнь. «Жизнь стала ярче. Я почувствовала свободу. А в офисной работе мне говорили, что я «стала неадекватной». На самом деле, я просто перестала терпеть то, что раньше сносила», – объяснила музыкант.
«Гусли – это узоры в воздухе»
Музыкальный путь девушки начался с простого случая: в родном Шадринске в музыкальной школе освободилось только отделение гуслей. Учительница только что прошла обучение – и предложила Светозаре попробовать.
– Я согласилась. И хотя сначала не воспринимала это всерьез, но втянулась, – рассказала музыкант. – Потом были учеба в музыкальном училище в Чебоксарах, затем – в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Это было осознанное решение – ехать, учиться, набираться опыта.
Фото Дениса Моргунова
Сейчас Светозара Перунова выступает в Тюмени – на улицах, музыкальных фестивалях, «Ламповых вечерах», ездит в школы в рамках проекта «Слушать музыку». И помимо этого в свободное время увлекается ткачеством.
– Я «стритую» около года. Играю на улице не ради денег – хотя иногда могут положить и купюру в пять тысяч рублей, а бывало, и мешочек грецких орехов, – поделилась подробностями девушка. – Главное – это отклик людей. Раньше я делила: вот я, а вот слушатели. А сейчас, когда играю от души, понимаю, что мы одно целое.
«Гусли – это магический артефакт»
– Гусли – это самый древний струнный инструмент, – рассказала Светозара. – У них нет грифа – это важно. Гусли даже уничтожали в XVII и в начале XVIII века, но инструмент вернулся. Я считаю, что гусли приносят в мир божественный свет рода. Это сложная формулировка, но для меня она точная.
Фото Дениса Моргунова
Светозара не называет себя просто музыкантом – она говорит о гуслях как о продолжении себя, о своем способе взаимодействовать с миром. В ее руках гусли звучат не только как музыка – но и как медитация, ткань смыслов, способ исцеления.
– Играть на гуслях – это как ткать узор. Только один – на ткани, а другой – в пространстве, – объяснила музыкант. – Мне важна эта глубина. Для меня важно не просто играть по нотам, а вкладывать в каждое звучание смысл, внутреннее состояние.
«Тюмень – земля, где я смогла быть собой»
– Москва – это конкуренция. Там много сильных музыкантов, – считает девушка, четыре года учившаяся в столице. – А я человек, которому важно пространство для роста, а не давление. В Тюмени я одна гуслярка – и это дало мне силу. Я начала искать себя и пробовать новое.
Музыку для исполнения Светозара часто выбирает сама, делает авторские обработки славянских народных мелодий – русских, белорусских, украинских, – ориентируясь на внутренний отклик. В ее репертуаре – около 15 композиций, включая обработанные «щедровки» – так называют славянские обрядовые песни, и авторские мелодии арфиста Элизбара.
Фото Дениса Моргунова
– Главное – не жанр, а чувство, – уверена гуслярка. – Когда ты играешь от души – люди это чувствуют. Сейчас я работаю над собой и принятием себя, и это очень сильно влияет на музыку и на то, как на нее реагируют люди.
«Мечтаю создать свою школу гуслей»
– У меня есть мечта – открыть свою школу, – поделилась планами Светозара. – Но не официальную музыкалку, а такое пространство, где люди действительно хотят играть. Где можно выйти в парк и всем вместе сыграть мелодию. Где гусли – это не предмет, а путь.
Пока же Светозара совмещает музыку с традиционным ремеслом – ткачеством по обережной технике. В ее одежде и вытканных вручную поясках – соединение народного, городского и личного. «Хочу соединить старое и новое, чтобы это было живое. Обережное», объяснила свое стремление девушка.
Фото Дениса Моргунова
«Гусли стали моей силой»
– Когда я почувствовала, что в моей жизни стало чего-то не хватать – я наполнила ее гуслями. Это и музыка, и дело, и смысл. Это то, что меня держит. И что я могу передать другим, – уверена девушка.
Именно гусли помогли Светозаре принять себя и стать ближе к людям. Девушка призналась: «Раньше я была закрыта, а сейчас я смотрю на людей – и понимаю: это наша сила. От людей идет невероятный отклик. И это вдохновляет».
Цитаты Светозары Перуновой
– «Меняешь имя – и меняется жизнь».
– «Гусли – это не инструмент. Это магический артефакт, способный исцелять и дарить свет».
– «Я умею ткать узор нитками. Играя на гуслях, я словно ткy звук».
– «Если играть от души – люди это чувствуют».
– «Гусли стали частью меня».
Интересные и малоизвестные факты о гуслях
Гусли были разными. Существовало множество форм: шлемовидные, крыловидные, звончатые, на коленях, псалтириевидные – и все звучали по-своему.
Это был не просто музыкальный инструмент, а средство общения. Считалось, что через гусли можно говорить с Богом, духами предков или же пророчествовать.
Гусляры были в почете. Легендарный гусляр Боян, по преданию, сопровождал князя Олега в походах. Их называли «вещими» – за способность вдохновлять воинов и рассказывать былины.
Гусли в прошлом были инструментом, запрещенным церковью. В некоторые эпохи гусли и балалайки считались «бесовскими» – их уничтожали, а исполнителей преследовали.
Гусляры играли ногтями и кольцами. Для щипка струн музыканты надевали специальные костяные или металлические кольца, усиливающие звучание.
Многие модели гуслей не имели фиксированной музыкальной шкалы – исполнителю без точной настройки приходилось полагаться на слух и внутреннее чувство.
В 2008 году российский космонавт Сергей Волков взял с собой мини-гусли на МКС – как символ связи поколений и культур.
О празднике
День необычных музыкальных инструментов отмечают ежегодно 31 июля. Цель праздника – привлечь внимание к редким, забытым или экзотическим музыкальным инструментам, которые выходят за рамки привычных гитар, пианино и скрипок.
Праздник возник в США, но постепенно стал популярным во многих странах благодаря музыкальным энтузиастам, фольклористам и коллекционерам.
В этот день музыканты демонстрируют инструменты, которые удивляют не только звучанием, но и внешним видом – например, терменвокс, арфагитара, водяная труба, стеклянная гармоника, футурафон, диджериду, гусли, жидкий синтезатор, и даже растения, играющие музыку через сенсоры.
В этот день часто устраивают фестивали, перформансы, лекции и мастер-классы, где можно не только увидеть, но и попробовать сыграть на необычных инструментах.

