Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменка Светозара Перунова играет на гуслях на улицах города

Волшебное звучание древнего инструмента озаряет повседневную городскую жизнь

Слушать новость
Тюменка Светозара Перунова играет на гуслях на улицах города. Волшебное звучание древнего инструмента озаряет повседневную городскую жизнь.

Накануне Дня необычных музыкальных инструментов, который во многих странах мира, в том числе, и в России отмечают 31 июля, играющая на гуслях жительница Тюмени Светозара Перунова рассказала журналистам газеты «Тюменская область сегодня» о том, как музыка и имя переплелись в ее жизни, как сибирская земля приняла ее звучание, и зачем ей нужно собственное музыкальное «племя».

«Я выбрала это имя сердцем»

Молодая жительница Тюмени носит имя Светозара – и это не сценический псевдоним, а обрядовое, осмысленное имя, взятое в юности как акт личного исцеления и обретения силы. Девушка играет на гуслях – одном из самых древних струнных инструментов – и, по собственным словам, «ткет узоры в воздухе».

– Это имя, Светозара, не от рождения, – объяснила гуслярка. – Оно пришло в обрядовом языческом кругу, когда мне было лет шестнадцать. Тогда я уже чувствовала, что с детства мне близки определенные энергии природы и образы богов, хотя я еще не знала их имен. Имя пришло как часть обряда, связанного с исцелением. И хотя родители в этом не участвовали, они отнеслись с пониманием.

Фото Дениса Моргунова

Фамилию – Перунова – девушка тоже выбрала не случайно. Это не фантазия. Девушка рассказала, что по материнской линии у нее действительно были предки с этой фамилией. Нашли фотографии, документы – кажется, до пятого колена. Так что это не просто новые документы, это возвращение к родовому корню, рассказала Светозара.

После смены имени и фамилии все в ее жизни стало меняться. Как будто девушка наконец-то начала жить свою, настоящую жизнь. «Жизнь стала ярче. Я почувствовала свободу. А в офисной работе мне говорили, что я «стала неадекватной». На самом деле, я просто перестала терпеть то, что раньше сносила», – объяснила музыкант.

«Гусли – это узоры в воздухе»

Музыкальный путь девушки начался с простого случая: в родном Шадринске в музыкальной школе освободилось только отделение гуслей. Учительница только что прошла обучение – и предложила Светозаре попробовать.

– Я согласилась. И хотя сначала не воспринимала это всерьез, но втянулась, – рассказала музыкант. – Потом были учеба в музыкальном училище в Чебоксарах, затем – в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Это было осознанное решение – ехать, учиться, набираться опыта.

Фото Дениса Моргунова

Сейчас Светозара Перунова выступает в Тюмени – на улицах, музыкальных фестивалях, «Ламповых вечерах», ездит в школы в рамках проекта «Слушать музыку». И помимо этого в свободное время увлекается ткачеством.

– Я «стритую» около года. Играю на улице не ради денег – хотя иногда могут положить и купюру в пять тысяч рублей, а бывало, и мешочек грецких орехов, – поделилась подробностями девушка. – Главное – это отклик людей. Раньше я делила: вот я, а вот слушатели. А сейчас, когда играю от души, понимаю, что мы одно целое.

«Гусли – это магический артефакт»

– Гусли – это самый древний струнный инструмент, – рассказала Светозара. – У них нет грифа – это важно. Гусли даже уничтожали в XVII и в начале XVIII века, но инструмент вернулся. Я считаю, что гусли приносят в мир божественный свет рода. Это сложная формулировка, но для меня она точная.

Фото Дениса Моргунова

Светозара не называет себя просто музыкантом – она говорит о гуслях как о продолжении себя, о своем способе взаимодействовать с миром. В ее руках гусли звучат не только как музыка – но и как медитация, ткань смыслов, способ исцеления.

– Играть на гуслях – это как ткать узор. Только один – на ткани, а другой – в пространстве, – объяснила музыкант. – Мне важна эта глубина. Для меня важно не просто играть по нотам, а вкладывать в каждое звучание смысл, внутреннее состояние.

«Тюмень – земля, где я смогла быть собой»

– Москва – это конкуренция. Там много сильных музыкантов, – считает девушка, четыре года учившаяся в столице. – А я человек, которому важно пространство для роста, а не давление. В Тюмени я одна гуслярка – и это дало мне силу. Я начала искать себя и пробовать новое.

Музыку для исполнения Светозара часто выбирает сама, делает авторские обработки славянских народных мелодий – русских, белорусских, украинских, – ориентируясь на внутренний отклик. В ее репертуаре – около 15 композиций, включая обработанные «щедровки» – так называют славянские обрядовые песни, и авторские мелодии арфиста Элизбара.

Фото Дениса Моргунова

– Главное – не жанр, а чувство, – уверена гуслярка. – Когда ты играешь от души – люди это чувствуют. Сейчас я работаю над собой и принятием себя, и это очень сильно влияет на музыку и на то, как на нее реагируют люди.

«Мечтаю создать свою школу гуслей»

– У меня есть мечта – открыть свою школу, – поделилась планами Светозара. – Но не официальную музыкалку, а такое пространство, где люди действительно хотят играть. Где можно выйти в парк и всем вместе сыграть мелодию. Где гусли – это не предмет, а путь.

Пока же Светозара совмещает музыку с традиционным ремеслом – ткачеством по обережной технике. В ее одежде и вытканных вручную поясках – соединение народного, городского и личного. «Хочу соединить старое и новое, чтобы это было живое. Обережное», объяснила свое стремление девушка.

Фото Дениса Моргунова

«Гусли стали моей силой»

– Когда я почувствовала, что в моей жизни стало чего-то не хватать – я наполнила ее гуслями. Это и музыка, и дело, и смысл. Это то, что меня держит. И что я могу передать другим, – уверена девушка.

Именно гусли помогли Светозаре принять себя и стать ближе к людям. Девушка призналась: «Раньше я была закрыта, а сейчас я смотрю на людей – и понимаю: это наша сила. От людей идет невероятный отклик. И это вдохновляет».

Цитаты Светозары Перуновой

– «Меняешь имя – и меняется жизнь».

– «Гусли – это не инструмент. Это магический артефакт, способный исцелять и дарить свет».

– «Я умею ткать узор нитками. Играя на гуслях, я словно ткy звук».

– «Если играть от души – люди это чувствуют».

– «Гусли стали частью меня».

Интересные и малоизвестные факты о гуслях

Гусли были разными. Существовало множество форм: шлемовидные, крыловидные, звончатые, на коленях, псалтириевидные – и все звучали по-своему.

Это был не просто музыкальный инструмент, а средство общения. Считалось, что через гусли можно говорить с Богом, духами предков или же пророчествовать.

Гусляры были в почете. Легендарный гусляр Боян, по преданию, сопровождал князя Олега в походах. Их называли «вещими» – за способность вдохновлять воинов и рассказывать былины.

Гусли в прошлом были инструментом, запрещенным церковью. В некоторые эпохи гусли и балалайки считались «бесовскими» – их уничтожали, а исполнителей преследовали.

Гусляры играли ногтями и кольцами. Для щипка струн музыканты надевали специальные костяные или металлические кольца, усиливающие звучание.

Многие модели гуслей не имели фиксированной музыкальной шкалы – исполнителю без точной настройки приходилось полагаться на слух и внутреннее чувство.

В 2008 году российский космонавт Сергей Волков взял с собой мини-гусли на МКС – как символ связи поколений и культур.

О празднике

День необычных музыкальных инструментов отмечают ежегодно 31 июля. Цель праздника – привлечь внимание к редким, забытым или экзотическим музыкальным инструментам, которые выходят за рамки привычных гитар, пианино и скрипок.

Праздник возник в США, но постепенно стал популярным во многих странах благодаря музыкальным энтузиастам, фольклористам и коллекционерам.

В этот день музыканты демонстрируют инструменты, которые удивляют не только звучанием, но и внешним видом – например, терменвокс, арфагитара, водяная труба, стеклянная гармоника, футурафон, диджериду, гусли, жидкий синтезатор, и даже растения, играющие музыку через сенсоры.

В этот день часто устраивают фестивали, перформансы, лекции и мастер-классы, где можно не только увидеть, но и попробовать сыграть на необычных инструментах.

Фото Дениса Моргунова

Накануне Дня необычных музыкальных инструментов, который во многих странах мира, в том числе, и в России отмечают 31 июля, играющая на гуслях жительница Тюмени Светозара Перунова рассказала журналистам газеты «Тюменская область сегодня» о том, как музыка и имя переплелись в ее жизни, как сибирская земля приняла ее звучание, и зачем ей нужно собственное музыкальное «племя».

«Я выбрала это имя сердцем»

Молодая жительница Тюмени носит имя Светозара – и это не сценический псевдоним, а обрядовое, осмысленное имя, взятое в юности как акт личного исцеления и обретения силы. Девушка играет на гуслях – одном из самых древних струнных инструментов – и, по собственным словам, «ткет узоры в воздухе».

– Это имя, Светозара, не от рождения, – объяснила гуслярка. – Оно пришло в обрядовом языческом кругу, когда мне было лет шестнадцать. Тогда я уже чувствовала, что с детства мне близки определенные энергии природы и образы богов, хотя я еще не знала их имен. Имя пришло как часть обряда, связанного с исцелением. И хотя родители в этом не участвовали, они отнеслись с пониманием.

Фото Дениса Моргунова

Фамилию – Перунова – девушка тоже выбрала не случайно. Это не фантазия. Девушка рассказала, что по материнской линии у нее действительно были предки с этой фамилией. Нашли фотографии, документы – кажется, до пятого колена. Так что это не просто новые документы, это возвращение к родовому корню, рассказала Светозара.

После смены имени и фамилии все в ее жизни стало меняться. Как будто девушка наконец-то начала жить свою, настоящую жизнь. «Жизнь стала ярче. Я почувствовала свободу. А в офисной работе мне говорили, что я «стала неадекватной». На самом деле, я просто перестала терпеть то, что раньше сносила», – объяснила музыкант.

«Гусли – это узоры в воздухе»

Музыкальный путь девушки начался с простого случая: в родном Шадринске в музыкальной школе освободилось только отделение гуслей. Учительница только что прошла обучение – и предложила Светозаре попробовать.

– Я согласилась. И хотя сначала не воспринимала это всерьез, но втянулась, – рассказала музыкант. – Потом были учеба в музыкальном училище в Чебоксарах, затем – в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве. Это было осознанное решение – ехать, учиться, набираться опыта.

Фото Дениса Моргунова

Сейчас Светозара Перунова выступает в Тюмени – на улицах, музыкальных фестивалях, «Ламповых вечерах», ездит в школы в рамках проекта «Слушать музыку». И помимо этого в свободное время увлекается ткачеством.

– Я «стритую» около года. Играю на улице не ради денег – хотя иногда могут положить и купюру в пять тысяч рублей, а бывало, и мешочек грецких орехов, – поделилась подробностями девушка. – Главное – это отклик людей. Раньше я делила: вот я, а вот слушатели. А сейчас, когда играю от души, понимаю, что мы одно целое.

«Гусли – это магический артефакт»

– Гусли – это самый древний струнный инструмент, – рассказала Светозара. – У них нет грифа – это важно. Гусли даже уничтожали в XVII и в начале XVIII века, но инструмент вернулся. Я считаю, что гусли приносят в мир божественный свет рода. Это сложная формулировка, но для меня она точная.

Фото Дениса Моргунова

Светозара не называет себя просто музыкантом – она говорит о гуслях как о продолжении себя, о своем способе взаимодействовать с миром. В ее руках гусли звучат не только как музыка – но и как медитация, ткань смыслов, способ исцеления.

– Играть на гуслях – это как ткать узор. Только один – на ткани, а другой – в пространстве, – объяснила музыкант. – Мне важна эта глубина. Для меня важно не просто играть по нотам, а вкладывать в каждое звучание смысл, внутреннее состояние.

«Тюмень – земля, где я смогла быть собой»

– Москва – это конкуренция. Там много сильных музыкантов, – считает девушка, четыре года учившаяся в столице. – А я человек, которому важно пространство для роста, а не давление. В Тюмени я одна гуслярка – и это дало мне силу. Я начала искать себя и пробовать новое.

Музыку для исполнения Светозара часто выбирает сама, делает авторские обработки славянских народных мелодий – русских, белорусских, украинских, – ориентируясь на внутренний отклик. В ее репертуаре – около 15 композиций, включая обработанные «щедровки» – так называют славянские обрядовые песни, и авторские мелодии арфиста Элизбара.

Фото Дениса Моргунова

– Главное – не жанр, а чувство, – уверена гуслярка. – Когда ты играешь от души – люди это чувствуют. Сейчас я работаю над собой и принятием себя, и это очень сильно влияет на музыку и на то, как на нее реагируют люди.

«Мечтаю создать свою школу гуслей»

– У меня есть мечта – открыть свою школу, – поделилась планами Светозара. – Но не официальную музыкалку, а такое пространство, где люди действительно хотят играть. Где можно выйти в парк и всем вместе сыграть мелодию. Где гусли – это не предмет, а путь.

Пока же Светозара совмещает музыку с традиционным ремеслом – ткачеством по обережной технике. В ее одежде и вытканных вручную поясках – соединение народного, городского и личного. «Хочу соединить старое и новое, чтобы это было живое. Обережное», объяснила свое стремление девушка.

Фото Дениса Моргунова

«Гусли стали моей силой»

– Когда я почувствовала, что в моей жизни стало чего-то не хватать – я наполнила ее гуслями. Это и музыка, и дело, и смысл. Это то, что меня держит. И что я могу передать другим, – уверена девушка.

Именно гусли помогли Светозаре принять себя и стать ближе к людям. Девушка призналась: «Раньше я была закрыта, а сейчас я смотрю на людей – и понимаю: это наша сила. От людей идет невероятный отклик. И это вдохновляет».

Цитаты Светозары Перуновой

– «Меняешь имя – и меняется жизнь».

– «Гусли – это не инструмент. Это магический артефакт, способный исцелять и дарить свет».

– «Я умею ткать узор нитками. Играя на гуслях, я словно ткy звук».

– «Если играть от души – люди это чувствуют».

– «Гусли стали частью меня».

Интересные и малоизвестные факты о гуслях

Гусли были разными. Существовало множество форм: шлемовидные, крыловидные, звончатые, на коленях, псалтириевидные – и все звучали по-своему.

Это был не просто музыкальный инструмент, а средство общения. Считалось, что через гусли можно говорить с Богом, духами предков или же пророчествовать.

Гусляры были в почете. Легендарный гусляр Боян, по преданию, сопровождал князя Олега в походах. Их называли «вещими» – за способность вдохновлять воинов и рассказывать былины.

Гусли в прошлом были инструментом, запрещенным церковью. В некоторые эпохи гусли и балалайки считались «бесовскими» – их уничтожали, а исполнителей преследовали.

Гусляры играли ногтями и кольцами. Для щипка струн музыканты надевали специальные костяные или металлические кольца, усиливающие звучание.

Многие модели гуслей не имели фиксированной музыкальной шкалы – исполнителю без точной настройки приходилось полагаться на слух и внутреннее чувство.

В 2008 году российский космонавт Сергей Волков взял с собой мини-гусли на МКС – как символ связи поколений и культур.

О празднике

День необычных музыкальных инструментов отмечают ежегодно 31 июля. Цель праздника – привлечь внимание к редким, забытым или экзотическим музыкальным инструментам, которые выходят за рамки привычных гитар, пианино и скрипок.

Праздник возник в США, но постепенно стал популярным во многих странах благодаря музыкальным энтузиастам, фольклористам и коллекционерам.

В этот день музыканты демонстрируют инструменты, которые удивляют не только звучанием, но и внешним видом – например, терменвокс, арфагитара, водяная труба, стеклянная гармоника, футурафон, диджериду, гусли, жидкий синтезатор, и даже растения, играющие музыку через сенсоры.

В этот день часто устраивают фестивали, перформансы, лекции и мастер-классы, где можно не только увидеть, но и попробовать сыграть на необычных инструментах.

Даниил Крамер в Тюмени: «90% попсы – это одна и та же сосиска в разных обёртках»

04 декабря

Концерт Вани Дмитриенко в Тюмени перенесли на пять месяцев

04 декабря