О будущем города-миллионника Тюмени рассказал мэр Максим Афанасьев
Масштабные планы – в разговоре с изданием «Тюменская область сегодня»
Фото Дениса Моргунова
Далее в сюжете: Международный летний научный институт открылся в Тюмени
Я люблю Тюмень. Я знаю ее разной: с огромными горками у Выставочного зала из серо-бурого снега, что, впрочем, нисколько не уменьшало моей детской радости от катания; пьянящей ароматом цветущих яблонь на Мельникайте и сирени во дворах на Одесской; чавкающей осенне-весенней грязью даже на центральных улицах, а потом вдруг резко гордо блестящей свежеуложенной тротуарной плиткой и удивительно ровным асфальтом; буйно-зеленой и заботливо прячущей тебя в тени от летнего зноя; стелющей тебе под ноги подушку тополиного пуха; обдающей стеной воды в грозу в День города и укрывающей дворы тихо падающими огромными хлопьями снега под Новый год.
Еще недавно Тюмень – столица деревень. И вот накануне 439-летия – уже фактически город-миллионник, где новые микрорайоны всё быстрее и быстрее стремятся ввысь – и это несмотря на явный спад строительной отрасли, обусловленный общероссийскими экономическими причинами. В свое солидное пятое столетие Тюмень – дама активная: рекордный ввод жилья – только за последние 10 лет построено более 10 миллионов квадратных метров жилья, темпы строительства в 2 раза выше среднероссийских; развитие инфраструктуры можно описать прочно вмонтированным в городской контекст слоганом «Тюмень – лучший город Земли», бизнес-среда, конечно, не без потерь, но выдержала даже пандемию. Так что День города – это разговор не столько о прошлом, сколько о будущем.
Что такое мастер-план?
С главой Тюмени Максимом Афанасьевым мы встретились на большом форуме, посвященном отчасти градостроению.
– Максим Викторович, понятно, что Тюмень будет и дальше расти, звание города-миллионника, думаю, можно уже считать пройденным этапом. На какой период времени теперь нужно планировать действия по развитию городской инфраструктуры, прежде всего?
– Действительно, мы входим в число немногих городов России с положительной динамикой прироста населения – как за счет естественного роста, так и миграции. Прирост населения за последние 5 лет – 64 800 человек, из них почти 12 900 – это естественный прирост. До недавнего времени для нас горизонт планирования всегда определялся через генеральный план периодом до 2040 года, а через муниципальные и региональные программы – пятилетним сроком. Но есть важный момент – не всегда в стратегии управления применяют бизнес-подходы к планированию, и здесь мастер-план, который разработают, поможет понять и проанализировать ситуацию. Поэтому сегодня мы перешли на бизнес-подход к планированию, основанный на мастер-плане. Он может быть оптимистичный, пессимистичный, реалистичный и, в первую очередь, построен не на желаемых результатах, а с учетом макро- и микроэкономических процессов.
То есть это модель, сценарий реального развития территории. Минимальный срок, на который он разрабатывается – 15 лет. Это вполне реалистичный срок, он может быть меньше на какую-то отдельную территорию, но в целом не более чем на 15 лет. Иначе невозможно в нынешних условиях прогнозировать дальнейший сценарий. Сегодня даже в мировом масштабе эксперты с учетом нестандартных векторов развития экономики не могут что-то спрогнозировать на более длительный срок. Поэтому в долгую заходить нельзя, но точно это уже не 5 лет, а 15.
– Но за 15 лет многое может резко измениться. В Тюмени был период стагнации и потом резкий рост, прежде всего, строительного рынка, рост новых микрорайонов, куда надо дороги, транспорт, детские садики, школы.
– 15 лет – это развитие города с учетом изменения численности населения. Если есть тенденция увеличения роста населения за счет внешней миграции или рождаемости, то мы должны быть готовы оборудовать к этому садики, школы. А если прогнозируется, что через 15 лет не будет внешних перемещений в наш город и будет прироста меньше, то можно инвестировать во что-то другое, создавая инфраструктурные объекты, например, для студенческого сообщества. Мы понимаем, что Тюмень была и остается молодежным городом. Городом, где будут создаваться возможности получить образование и на этапе стартапа в той или иной мере себя реализовать.
Меняя городскую среду, мы смотрим на ситуацию с разных сторон. У нас с обеспечением местами в школах нет вопросов, но вот расстояние от дома до школы не всегда соответствует нормативу, установленному законодательством – 500 метров. Мы сейчас выходим на федеральный уровень с инициативой пересмотреть нормативные акты по использованию школьных автобусов. Это будет еще одним способом обеспечить доступность социальных объектов. Кстати, что касается новых школ, то сейчас в высокой степени у нас уже подготовка предложения для строительного рынка о строительстве школ в рамках комплексного развития территории по фиксированной цене в рассрочку за счет средств бюджетной системы.
Фото Дениса Моргунова
В январе этого года, когда начался спад в строительной отрасли, мы на постоянной основе встречались с застройщиками у губернатора Тюменской области Александра Моора решали, что необходимо проанализировать обоснованность нормативов парковочного пространства для многоквартирных домов. Вместе с застройщиками и с экспертами провели диагностику. И вот буквально сейчас фактически приняли решение, оно находится на стадии юридического управления – местные нормативы уменьшаются. Если раньше застройщик был обязан обеспечить двор парковкой из расчета 0,85 машино-мест при расчете количества постоянного места хранения автотранспорта на одну квартиру, то для тех, кто работает с нами по программам комплексного развития территории, мы устанавливаем норматив 0,7. А для тех, кто еще и на условиях софинансирования участвует в строительстве объектов социальной инфраструктуры, школ, мы останавливаемся на нормативе 0,65. Делаем это для того, чтобы наш строительный бизнес чувствовал себя уверенно и цены на жилье были конкурентоспособными.
Что касается городского транспорта, ежедневно на линию выходят порядка 900 единиц, 325 их них большого класса, и мы увеличиваем количество автобусов, постепенно заменяя ими маловместимые маршрутки. На этот год запланировано 37 автобусов большого класса вместо транспорта среднего и малого класса.
– Вы говорите о мастер-плане исторического центра. Он такой очень интересный, подробный, с большими перспективами развития.
– Почему мы взяли во внимание сейчас центр города? Им в первую очередь нужно заниматься. Это лицо города, это визитка Тюменской области. Театр начинается с вешалки. Ты приезжаешь в какой-то город, а вокруг всё облезло, какие-то частные дома с трубами, еще и печки топят. О каком городе XXI века можно говорить? Ну да, новые микрорайоны есть, но их в поле построили, это молодцы. Всё-таки мы должны поддерживать статус города, отразить в этом еще и обязательно его айдентику и историческую особенность.
Мы не за расширение Тюмени, мы за инновацию, за улучшение качества, качественного жилья, качественного постройки городской среды. Исторический центр будет обновляться за счет ликвидации неблагоустроенного частного жилого фонда и появления взамен современных технологичных объектов, как жилых, так и коммерческих, с системой «умный город». И именно это является сегодня точкой притяжения для позиционирования города потенциальным трудовым ресурсам, которые могут приехать.
Мы должны друг друга услышать
– Тогда давайте об истории. Последние полвека Тюмени – это наше с вами время. Для меня одни из самых ярких изменений – моя родная улица Энергетиков перестала быть «долиной гейзеров», как ее раньше называли из-за вечно парящих теплотрасс. Второе – город стал чистым: и под ногами не хлюпает, и мусора нет. И третье – у Тюмени появилась набережная, укрепленный правый берег, о чем мечтали аж с конца XVIII века. А для вас есть какие-то ключевые вещи?
– Я родился и жил в центре города, в частном секторе, ходил в школу всё время в сапогах, потому что не было тротуаров, не было дорог. Сегодня наш город – это место, где цивилизованно, культурно можно ходить, грязи в прямом и переносном смысле слова нет. Второе – это то, что у Тюмени есть свой стандарт благоустройства – об этом в принципе никто не говорил. Раньше рассуждали – тут нужен фонарь, тут нужна лавочка. Сейчас мы формируем философию жизни человека в городской среде. И третье, у нас есть районы, которые уже утратили свою, так скажем, негативную смысловую историю. Например, Лесобаза. Спросите там ребенка, он и не подумает, что недавно Лесобаза была такой. Эта территория, которая сейчас получает новую жизнь.
– Да, оказалось, что Лесобаза – это исторический район Казачьи луга, одна из первых казачьих застав для обороны города. А в вашем родном районе что-то кардинально изменилось?
– Я – городищенский. В районе стадиона родился, в 50-й школе учился, там как был частный сектор, так и остался, вообще ничего не поменялось. Поэтому, так сказать, «пользуясь нынешним положением», считаю, что нужно уделить внимание и этой части города. Но только с быстрым выходом на строительную площадку можно таких дров наломать, что город окажется в тупике. Поэтому мы применили инструмент мастер-плана – это совместная работа бизнеса, власти, экспертов, историков, где мы должны все выговориться и друг друга услышать.
Первый проект, который мы реализовали в нашей стране – «Комфортная городская среда» – показал, насколько важно для человека место, где он живет. Где будут учиться его дети, получать медицинские услуги в том числе его родители. Он чувствует заботу, уверенность в завтрашнем дне. Поэтому мы поставили задачу развивать градостроительную политику через комплексный подход. Мы – одни из пионеров по реализации комплексного развития территории, за последние четыре года было заключено 20 договоров комплексного развития, вот буквально в июле два проекта уже прошли торги, еще два в стадии заключения договоров. Комплексный подход предусматривает не только задачу по ликвидации аварийного жилья, а создание качественно другой среды, другой, где человек будет по-настоящему себя чувствовать счастливым.
Фото Дениса Моргунова
Сейчас крайне важно увеличить количество зон отдыха в городе, хотя, вроде бы, за последнее время появилось несколько новых площадок: «Подземка» – пространство прямо на территории многоуровневой парковки у набережной. В городских мероприятиях активно задействован сквер Згерского. Дополнительно за счет спонсоров создается пространство рядом с фиджитал-центром. Готов к открытию сквер Медицинских работников, еще один сквер откроется на улице Карла Маркса, строится сквер Ершова в Заречном микрорайоне, в этом году будет сделана Аллея на проезде Геологоразведчиков, там будет интересное оформление, посвященное нашим геологам-первооткрывателям. В ближайшем будущем планируется закончить работы по обустройству парка в районе Комарово, а также формируем мастер-план третьей очереди популярного экопарка Затюменского.
– А почему вопрос с новыми скверами и парками стал крайне важным?
– Нужно перераспределить людские потоки и снизить избыточную нагрузку на центральные районы города, сделав пребывание горожан максимально комфортным и приятным.
– В связи с этим есть один важный, на мой взгляд, момент. В новых микрорайонах история старого города практически не отражена. Может быть, как-то их соединить? Мало кто из жителей интересуется хотя бы тем, в честь кого названы улицы, на которых они покупают квартиры, на слуху только названия микрорайонов от маркетологов строительного рынка.
– Согласен. Вопрос, который требует внимания.
– Что пожелаете нашей с вами Тюмени и тюменцам по случаю Дня города?
– Я бесконечно благодарен активным тюменцам за живое заинтересованное участие во всех аспектах городской жизни. Особый почет и уважение представителям бизнеса, трудовым коллективам предприятий и организаций, которые вносят огромный вклад в развитие Тюмени и благополучие жителей. Из-за этого наша Тюмень станет еще краше и успешнее!
Особое мнение
Как отражение разговора с главой Тюмени – разговор в этот же день с двумя таксистами, у них ведь всегда особое мнение, сформированное огромным количеством общения. Оба моих случайных собеседника среднего возраста. Руслан в Тюмени всего год, родился в Салехарде, к нам переехал вместе с семьей.
– Почему решили переехать?
– Мы на Севере уже прожили столько, сколько можно. Зарплаты там сейчас практически такие же, как в Тюмени, да и здоровье там оставляешь. А здесь овощи-фрукты местные покупаем, они намного дешевле. Да еще дочь старшая в вуз поступила. И младшей надо учиться.
– Вам в Тюмени удобно?
– Да, дороги хорошие, красиво, чисто. Это и пассажиры приезжие говорят сразу.
– Они вас наверняка о достопримечательностях спрашивают?
– Приезжие часто горячими источниками интересуются. Это, конечно, здорово, что можно так отдыхать. А на Севере в городах еще можно где-то с ребенком погулять, а в поселках выйти некуда.
– А в Тюмени где гуляете?
– В парк Лагунова любим ходить. Там интересно всё сделано. Сразу книги его вспоминаю, которые в детстве читал, и мультики смотрел.
Андрей в Тюмени родился, родной район – улица Ставропольская.
– Вот с тех пор в моем районе вообще ничего не изменилось! Хочу переехать в новый район.
– А куда?
– Новостройки в районе Комарово. Мы в детстве туда бегали за кукурузой. Там парк будет, говорят, 3 гектара, по-моему, уже какую-то основу заложили. Правда, приехал я туда и увидел тех, кто переехал из нашего «негритянского квартальчика» (смеется). Сейчас смотрю на новые дома на ДОКе, а вообще нравится за городом жить, в своем доме. Хотя, вот то же Комарово – думали, что будут жить за городом, а город сам к ним пришел.
Тюмень – большой и живой город. Утром он заряжает энергией, а вечером расслабляет шелестом листьев или красивым закатом и видом на соседний район с оригинальной архитектурной подсветкой высоток – вот преимущество жизни на новых окраинах. Он большой, шумный, иногда настырный, но для меня по-прежнему уютный на фоне других больших городов. Поэтому я люблю возвращаться в Тюмень.
Фото Дениса Моргунова
Цитата
«Почему мы взяли во внимание сейчас центр города? Им в первую очередь нужно заниматься. Это лицо города, это визитка Тюменской области. Театр начинается с вешалки. Ты приезжаешь в какой-то город, а вокруг всё облезло, какие-то частные дома с трубами, еще и печки топят. О каком городе XXI века можно говорить?
Я родился и жил в центре города, в частном секторе, ходил в школу всё время в сапогах, потому что не было тротуаров, не было дорог. Сегодня наш город – это город, где цивилизованно, культурно можно ходить, грязи в прямом и переносном смысле слова нет. Второе – это то, что у Тюмени есть свой стандарт благоустройства – об этом в принципе никто не говорил. Раньше рассуждали – тут нужен фонарь, тут нужна лавочка. Сейчас мы формируем философию жизни человека в городской среде. И третье, у нас есть районы, которые уже утратили свою, так скажем, негативную смысловую историю», – глава города Тюмени Максим Афанасьев.
Ранее в сюжете



