Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменские этнографы рассказали, как изучают историю по куклам

Всероссийский День этнографа отмечался 17 июля. Поверьте, простые самодельные игрушки хранят в себе не одну историю

Слушать новость
Тюменские этнографы рассказали, как изучают историю по куклам. Всероссийский День этнографа отмечался 17 июля. Поверьте, простые самодельные игрушки хранят в себе не одну историю.

Весной 2021-ого года несколько исследователей отправились в этнографическую экспедицию по деревням юга Тюменской области. Команда состояла из специалистов-ремесленников, изучающих народные костюмы, песни и куклы. За игрушки отвечала Ирина Тарасенко – это была её первая экспедиция. Жительница Ишима уже тогда считалась мастером по традиционной кукле, хоть и не имела профессионального этнографического образования.

Экспедиция охватила несколько районов: Тюменский, Ишимский, Исетский, Бердюжский. Исследователи посетили села Кулаково, Караскуль, Исетское, деревню Кирсаново. В отличие от прежних времён, когда этнографы стучались в дома без предупреждения, исследователям помогали местные руководители поселений. Они находили старожил и договаривались с ними о встрече. Исследователи всеми силами стремились наладить контакт, разговорить жителей. Память пожилых людей требовала времени: одни вспоминали детали лишь после чаепития или песен, другие – спустя несколько дней.

Из скорлупы и лебеды

Ирина признается – первое, что она слышала почти в каждом доме, было короткое предложение: «Мы не играли, нам некогда было – работали, косили». Но постепенно – за чаем и разговором – люди вспоминали, как мастерили кукол из остатков тканей, яичной скорлупы или даже корня лебеды.

– Ково мы там делали? Палочка, да и всё! Я любила хоронить их. Лечила их в начале, а потом в сугробе хоронила. А весной посмотрю: «Где же ты моя куколка?» Ручьи-то унесли мою куколку, – рассказала этнографам Валентина Чайкина из села Кулаково.

Воспоминание женщины 1938 года рождения бережно сохранено в экспедиционном дневнике исследовательницы. Там же, рядышком, есть и друга история:

– Дед обстрогает палочку, оденем платочек и всё! Разыгрывали куклы: мама, папа. Лялек маленьких делали? Да! Из палочки, так же запеленаем и всё. И играем, – вспоминает Эльвира Емельянова, жительница села Исетское.

По собранным историям можно судить о жизни деревень, их благополучии. Так, к примеру, Ишимский район считался зажиточным:

– Мы там встречали людей, которые подробно рассказывали о куколках из тряпочек. Они вспоминали, что у них в хозяйстве было много ткани. Такое могли позволить себе далеко не все семьи – иногда не хватало на пошив одежды себе, какие куклы… По рассказам Эльвиры Константиновны получилось восстановить игрушку из полешки с целым костюмом в придачу: стилизованной рубашкой, юбкой, поясом, передником и платком, – рассказывает о местных традициях мастерица.

В других поселениях кукол делали из подручных материалов: кукурузных початков, щепок, лопухов и даже корня лебеды. Иногда это были просто щепки, деревянные палочки – особо изобретательные ребята на них надевали скорлупки от яиц. Так у кукол-мужчин появлялась лысая макушка вместо волос.

Фото из личного архива героини

Обряды и обереги

Одной из самых трогательных находок стал обряд «кукушечка», а точнее остатки этой традиции. «Кукушку» создавали из травы, украшали платочком, а затем «хоронили» – этот ритуал символизировал переход от зимы к лету.

– То есть дети играли в дочки-матери, в семью, в гости, в свадьбу, но не играли в похороны. Это было запрещено старшими. Но вот такие обряды календарного цикла были. В итоге дети играли во всё то, чем живут взрослые – так или иначе, – объясняет мастерица.

Были и другие обрядовые куклы, сохранившиеся в памяти сторожилов. Например, для проводов парней в армию.

– Приходили деревенские девушки на проводы и приносили вышитые платочки, потом все платочки вешали на один гвоздь на фронтоне дома. Когда парень возвращался – снимали. Во время экспедиции мы нашли такой домой. Я спросила хозяйку, мать трёх сыновей, почему не сняли платки, она ответила: «Пусть висят!». Получается, обряд сохранился до наших дней, – рассуждает исследовательница. – Кстати, девушки для своих «залеточек» и «ягодиночек» готовили вышитые платки – на дорожку. Такой подарок возлагал на них определенные обязательства: раз дала платок – значит, должна дождаться.

Однако обережных кукол, вопреки распространённому мнению, в Тюменской области почти не было – их отсутствие подтвердили даже местные этнографы. Сейчас Ирина Тарасенко продолжает свои исследования и мечтает создать методичку по истории кукол Тюменской области. Она уверена: даже простые «узелочки» и «завертыши» хранят в себе уникальные традиции, которые важно сохранить:

– Дети тех лет были счастливы по-своему, – уверена Ирина. – Они мало играли летом, но зимой, сидя на печке, давали волю воображению. И сегодняшние бабушки с восторгом вспоминают те куклы. Дети есть дети во все времена. Были игры, были куклы и, что самое важное, была фантазия.

Фото Анастасии Квизикявичус

Весной 2021-ого года несколько исследователей отправились в этнографическую экспедицию по деревням юга Тюменской области. Команда состояла из специалистов-ремесленников, изучающих народные костюмы, песни и куклы. За игрушки отвечала Ирина Тарасенко – это была её первая экспедиция. Жительница Ишима уже тогда считалась мастером по традиционной кукле, хоть и не имела профессионального этнографического образования.

Экспедиция охватила несколько районов: Тюменский, Ишимский, Исетский, Бердюжский. Исследователи посетили села Кулаково, Караскуль, Исетское, деревню Кирсаново. В отличие от прежних времён, когда этнографы стучались в дома без предупреждения, исследователям помогали местные руководители поселений. Они находили старожил и договаривались с ними о встрече. Исследователи всеми силами стремились наладить контакт, разговорить жителей. Память пожилых людей требовала времени: одни вспоминали детали лишь после чаепития или песен, другие – спустя несколько дней.

Из скорлупы и лебеды

Ирина признается – первое, что она слышала почти в каждом доме, было короткое предложение: «Мы не играли, нам некогда было – работали, косили». Но постепенно – за чаем и разговором – люди вспоминали, как мастерили кукол из остатков тканей, яичной скорлупы или даже корня лебеды.

– Ково мы там делали? Палочка, да и всё! Я любила хоронить их. Лечила их в начале, а потом в сугробе хоронила. А весной посмотрю: «Где же ты моя куколка?» Ручьи-то унесли мою куколку, – рассказала этнографам Валентина Чайкина из села Кулаково.

Воспоминание женщины 1938 года рождения бережно сохранено в экспедиционном дневнике исследовательницы. Там же, рядышком, есть и друга история:

– Дед обстрогает палочку, оденем платочек и всё! Разыгрывали куклы: мама, папа. Лялек маленьких делали? Да! Из палочки, так же запеленаем и всё. И играем, – вспоминает Эльвира Емельянова, жительница села Исетское.

По собранным историям можно судить о жизни деревень, их благополучии. Так, к примеру, Ишимский район считался зажиточным:

– Мы там встречали людей, которые подробно рассказывали о куколках из тряпочек. Они вспоминали, что у них в хозяйстве было много ткани. Такое могли позволить себе далеко не все семьи – иногда не хватало на пошив одежды себе, какие куклы… По рассказам Эльвиры Константиновны получилось восстановить игрушку из полешки с целым костюмом в придачу: стилизованной рубашкой, юбкой, поясом, передником и платком, – рассказывает о местных традициях мастерица.

В других поселениях кукол делали из подручных материалов: кукурузных початков, щепок, лопухов и даже корня лебеды. Иногда это были просто щепки, деревянные палочки – особо изобретательные ребята на них надевали скорлупки от яиц. Так у кукол-мужчин появлялась лысая макушка вместо волос.

Фото из личного архива героини

Обряды и обереги

Одной из самых трогательных находок стал обряд «кукушечка», а точнее остатки этой традиции. «Кукушку» создавали из травы, украшали платочком, а затем «хоронили» – этот ритуал символизировал переход от зимы к лету.

– То есть дети играли в дочки-матери, в семью, в гости, в свадьбу, но не играли в похороны. Это было запрещено старшими. Но вот такие обряды календарного цикла были. В итоге дети играли во всё то, чем живут взрослые – так или иначе, – объясняет мастерица.

Были и другие обрядовые куклы, сохранившиеся в памяти сторожилов. Например, для проводов парней в армию.

– Приходили деревенские девушки на проводы и приносили вышитые платочки, потом все платочки вешали на один гвоздь на фронтоне дома. Когда парень возвращался – снимали. Во время экспедиции мы нашли такой домой. Я спросила хозяйку, мать трёх сыновей, почему не сняли платки, она ответила: «Пусть висят!». Получается, обряд сохранился до наших дней, – рассуждает исследовательница. – Кстати, девушки для своих «залеточек» и «ягодиночек» готовили вышитые платки – на дорожку. Такой подарок возлагал на них определенные обязательства: раз дала платок – значит, должна дождаться.

Однако обережных кукол, вопреки распространённому мнению, в Тюменской области почти не было – их отсутствие подтвердили даже местные этнографы. Сейчас Ирина Тарасенко продолжает свои исследования и мечтает создать методичку по истории кукол Тюменской области. Она уверена: даже простые «узелочки» и «завертыши» хранят в себе уникальные традиции, которые важно сохранить:

– Дети тех лет были счастливы по-своему, – уверена Ирина. – Они мало играли летом, но зимой, сидя на печке, давали волю воображению. И сегодняшние бабушки с восторгом вспоминают те куклы. Дети есть дети во все времена. Были игры, были куклы и, что самое важное, была фантазия.

По сносу комплекса «Искер» под Тобольском обратились в суд

05 декабря

Что такое «жестяное кружево», украшающее тюменские улицы?

03 декабря