Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Интеллектуальные светофоры устанавливают на перекрестках в Тюмени

Светофор тоже может думать

Слушать новость
Интеллектуальные светофоры устанавливают на перекрестках в Тюмени. Светофор тоже может думать.

Интеллектуальные светофоры, видеоаналитика, защита от дорожно-транспортных происшествий с фурами – всё это инновационные разработки тюменского инженера. Генеральный директор компании «Дорожный эксперт» Александр Булдаков рассказал о своих изобретениях и том, как они делают более безопасными движение на дорогах региона.

Датчики и видеокамеры

Компания «Дорожный эксперт» под руководством Александра Булдакова с 2011 года установила более 200 светофорных объектов в Тюмени и области, в том числе на 9 интеллектуальных перекрестках, оснащенных системой видеоаналитики.

– Мы разрабатываем решения для адаптивного управления дорожным движением, – пояснил Александр Александрович. – Например, на трассе у Боровской птицефабрики машины с выезда долго не могли влиться в поток. Поставили обычный светофор – и он бы всё равно отдавал приоритет основному движению. А мы реализовали вызывную транспортную фазу – с датчиками и видеокамерами, которые распознают автомобиль и меняют сигнал светофора только тогда, когда это действительно нужно.

Фото Дениса Моргунова

Сердце системы – интеллектуальный контроллер, получающий сигналы от инфракрасных датчиков и видеокамер. Их программа интерпретирует и в зависимости от дорожной ситуации регулирует фазы работы светофора. Такая логика уже доказала свою эффективность: за три года после внедрения на одном из участков – ни одного аварийного случая.

– Это не просто «умный светофор», – подчеркнул разработчик. – Это адаптивная система, которая управляется не человеком, а алгоритмом, в зависимости от реального потока транспорта.

Габариты под контролем

Еще одно изобретение Александра Булдакова – система контроля превышения габарита транспорта. Она предотвращает аварии с участием самосвалов и фур с поднятым кузовом, которые раньше врезались в надземные переходы и мосты.

– Мы используем двойную лазерную систему, – рассказал инженер. – Один лазер определяет наличие транспорта, второй – его габарит. Если превышен – включается табло с надписью «Стоп! Превышен габарит», мигают желтые светофоры, срабатывает звуковой сигнал. Водитель останавливается, и трагедии не происходит.

Пять подобных объектов уже работают на Тобольском и Московском трактах. Каждый такой комплекс позволяет не только сохранить дорогостоящую инфраструктуру, но и спасти жизни.

Инженер с инновационными идеями

Александру Булдакову 77 лет. Он родился в Новосибирской области, получил образование в Омской академии инженеров транспорта и с юности занимался техническим творчеством.

– Я всегда работал на стыке разработки и практики, – объяснил Александр Александрович. – В советские годы участвовал в хоздоговорных темах, работал с заводами и придумывал системы управления для промышленных объектов.

Фото Дениса Моргунова

К созданию адаптивных систем управления движением его подтолкнуло задание управления автомобильных дорог Тюменской области. Сначала были консультации и эксперименты, затем – серийная реализация. Программирование, схемотехника, монтаж – всё сосредоточено в руках специалиста-новатора.

– Я просто люблю свою работу. И важно, что всё, что делаю, реально работает: снижает аварийность и спасает жизни людей, – обозначил свое жизненное кредо тюменский инженер.

Изобретения и признание

За последние годы тюменская система интеллектуального управления движением получила признание не только в регионе, но и на федеральном уровне. В 2020 году Александра Булдакова наградили Международной премией в области транспортного строительства. Его разработкам были посвящены статьи в профильном федеральном журнале, их обсуждали на форумах по безопасности дорог в Челябинске, Екатеринбурге, Казани.

Компания «Дорожный эксперт» ведет техническое обслуживание установленных объектов: следит за исправностью оборудования, проводит регламентные работы, оперативно устраняет неполадки. Все системы работают в автономном режиме и не зависят от постоянного подключения к интернету.

– У нас стоят источники бесперебойного питания, – уточнил новатор. – Если пропадет свет – шесть часов система проработает автономно. А если прервется связь из-за проблем с доступом к Интернету – перейдет в локальный режим управления.

Фото Дениса Моргунова

Зеленый свет для инноваций

В планах – расширение числа интеллектуальных перекрестков, интеграция новых функций, в том числе с приоритетом для пешеходов и специального транспорта. Но главное ограничение – финансирование.

– Мы готовы внедрять систему в других регионах, – рассказал Александр Александрович. – К нам обращаются, консультируются. Но дальше дело часто не идет – нужны деньги, а бюджеты ограничены.

При этом опыт показывает: такие системы не только делают дороги безопаснее, но и повышают эффективность движения – снижают заторы, уменьшают выбросы, упрощают жизнь пешеходам и водителям.

Принципы жизни

Оглядываясь назад на десятилетия работы, Александр Булдаков признался, что секрет его успеха – в любви к профессии и готовности постоянно учиться.

– Начинал с советских радиокружков и учился с паяльником в руках, – рассказал Александр Булдаков. – Сейчас работаю с десятками промышленных языков, создаю системы, которые действительно нужны. И знаю, что инженер должен быть не просто исполнителем, а человеком, который думает, как сделать мир безопаснее и умнее.

Фото Дениса Моргунова

Цифры и факты

В Тюменской области насчитывается около 500 светофоров. Из них более 50 установлены на региональных и федеральных дорогах. Значительная часть этих светофоров – порядка 460 – находится непосредственно в Тюмени. Эта цифра включает как обычные светофоры, так и мигающие желтые.

Собственниками светофорных объектов являются различные ведомства. В пределах города Тюмени за светофоры отвечает «Тюменьгортранс». Что касается региональных и федеральных дорог, то их владельцами являются управление автомобильных дорог Тюменской области и федеральные казенные учреждения.

Фото Дениса Моргунова

Справка

Как рассказал начальник отделения дорожного надзора управления Госавтоинспекции МВД России по Тюменской области Алексей Макаров, ГАИ активно взаимодействует с «Тюменьгортрансом», управлением автомобильных дорог и собственниками. Эта работа направлена на повышение безопасности дорожного движения. Например, если на каком-либо участке дороги образуется место концентрации дорожно-транспортных происшествий, и ГАИ считает целесообразным установить там светофор, то cпециалисты вносят соответствующие предложения и рассматривают их совместно с собственниками дорог.

– Специалисты ГАИ положительно относятся к инновациям в управлении светофорами, таким, как системы видеоаналитики с датчиками движения. Мы считаем, что такие технологии могут значительно повысить безопасность движения. В частности, адаптивные светофоры, которые подстраиваются под интенсивность транспортного потока, помогают более эффективно регулировать движение, особенно в часы пик, – рассказал начальник отделения дорожного надзора управления Госавтоинспекции Тюменской области Алексей Макаров. – Что касается использования искусственного интеллекта в управлении светофорными объектами в Тюмени, то эксперты считают это вполне возможным направлением развития. Хотя требуется тщательная проработка и расчеты, внедрение ИИ и систем видеоаналитики может значительно оптимизировать дорожное движение в будущем.

Важно отметить, что установка светофорных объектов регулируется строгими требованиями ГОСТ-52289 о технических средствах организации дорожного движения, которые определяют четыре основных условия для их обустройства. Это значит, что светофор не может быть установлен в любом месте, а только там, где это оправдано и соответствует нормативам.

Фото Дениса Моргунова

Фото Дениса Моргунова

Далее в сюжете: Промышленные альпинисты рассказали о работе на высотках Тюмени

Интеллектуальные светофоры, видеоаналитика, защита от дорожно-транспортных происшествий с фурами – всё это инновационные разработки тюменского инженера. Генеральный директор компании «Дорожный эксперт» Александр Булдаков рассказал о своих изобретениях и том, как они делают более безопасными движение на дорогах региона.

Датчики и видеокамеры

Компания «Дорожный эксперт» под руководством Александра Булдакова с 2011 года установила более 200 светофорных объектов в Тюмени и области, в том числе на 9 интеллектуальных перекрестках, оснащенных системой видеоаналитики.

– Мы разрабатываем решения для адаптивного управления дорожным движением, – пояснил Александр Александрович. – Например, на трассе у Боровской птицефабрики машины с выезда долго не могли влиться в поток. Поставили обычный светофор – и он бы всё равно отдавал приоритет основному движению. А мы реализовали вызывную транспортную фазу – с датчиками и видеокамерами, которые распознают автомобиль и меняют сигнал светофора только тогда, когда это действительно нужно.

Фото Дениса Моргунова

Сердце системы – интеллектуальный контроллер, получающий сигналы от инфракрасных датчиков и видеокамер. Их программа интерпретирует и в зависимости от дорожной ситуации регулирует фазы работы светофора. Такая логика уже доказала свою эффективность: за три года после внедрения на одном из участков – ни одного аварийного случая.

– Это не просто «умный светофор», – подчеркнул разработчик. – Это адаптивная система, которая управляется не человеком, а алгоритмом, в зависимости от реального потока транспорта.

Габариты под контролем

Еще одно изобретение Александра Булдакова – система контроля превышения габарита транспорта. Она предотвращает аварии с участием самосвалов и фур с поднятым кузовом, которые раньше врезались в надземные переходы и мосты.

– Мы используем двойную лазерную систему, – рассказал инженер. – Один лазер определяет наличие транспорта, второй – его габарит. Если превышен – включается табло с надписью «Стоп! Превышен габарит», мигают желтые светофоры, срабатывает звуковой сигнал. Водитель останавливается, и трагедии не происходит.

Пять подобных объектов уже работают на Тобольском и Московском трактах. Каждый такой комплекс позволяет не только сохранить дорогостоящую инфраструктуру, но и спасти жизни.

Инженер с инновационными идеями

Александру Булдакову 77 лет. Он родился в Новосибирской области, получил образование в Омской академии инженеров транспорта и с юности занимался техническим творчеством.

– Я всегда работал на стыке разработки и практики, – объяснил Александр Александрович. – В советские годы участвовал в хоздоговорных темах, работал с заводами и придумывал системы управления для промышленных объектов.

Фото Дениса Моргунова

К созданию адаптивных систем управления движением его подтолкнуло задание управления автомобильных дорог Тюменской области. Сначала были консультации и эксперименты, затем – серийная реализация. Программирование, схемотехника, монтаж – всё сосредоточено в руках специалиста-новатора.

– Я просто люблю свою работу. И важно, что всё, что делаю, реально работает: снижает аварийность и спасает жизни людей, – обозначил свое жизненное кредо тюменский инженер.

Изобретения и признание

За последние годы тюменская система интеллектуального управления движением получила признание не только в регионе, но и на федеральном уровне. В 2020 году Александра Булдакова наградили Международной премией в области транспортного строительства. Его разработкам были посвящены статьи в профильном федеральном журнале, их обсуждали на форумах по безопасности дорог в Челябинске, Екатеринбурге, Казани.

Компания «Дорожный эксперт» ведет техническое обслуживание установленных объектов: следит за исправностью оборудования, проводит регламентные работы, оперативно устраняет неполадки. Все системы работают в автономном режиме и не зависят от постоянного подключения к интернету.

– У нас стоят источники бесперебойного питания, – уточнил новатор. – Если пропадет свет – шесть часов система проработает автономно. А если прервется связь из-за проблем с доступом к Интернету – перейдет в локальный режим управления.

Фото Дениса Моргунова

Зеленый свет для инноваций

В планах – расширение числа интеллектуальных перекрестков, интеграция новых функций, в том числе с приоритетом для пешеходов и специального транспорта. Но главное ограничение – финансирование.

– Мы готовы внедрять систему в других регионах, – рассказал Александр Александрович. – К нам обращаются, консультируются. Но дальше дело часто не идет – нужны деньги, а бюджеты ограничены.

При этом опыт показывает: такие системы не только делают дороги безопаснее, но и повышают эффективность движения – снижают заторы, уменьшают выбросы, упрощают жизнь пешеходам и водителям.

Принципы жизни

Оглядываясь назад на десятилетия работы, Александр Булдаков признался, что секрет его успеха – в любви к профессии и готовности постоянно учиться.

– Начинал с советских радиокружков и учился с паяльником в руках, – рассказал Александр Булдаков. – Сейчас работаю с десятками промышленных языков, создаю системы, которые действительно нужны. И знаю, что инженер должен быть не просто исполнителем, а человеком, который думает, как сделать мир безопаснее и умнее.

Фото Дениса Моргунова

Цифры и факты

В Тюменской области насчитывается около 500 светофоров. Из них более 50 установлены на региональных и федеральных дорогах. Значительная часть этих светофоров – порядка 460 – находится непосредственно в Тюмени. Эта цифра включает как обычные светофоры, так и мигающие желтые.

Собственниками светофорных объектов являются различные ведомства. В пределах города Тюмени за светофоры отвечает «Тюменьгортранс». Что касается региональных и федеральных дорог, то их владельцами являются управление автомобильных дорог Тюменской области и федеральные казенные учреждения.

Фото Дениса Моргунова

Справка

Как рассказал начальник отделения дорожного надзора управления Госавтоинспекции МВД России по Тюменской области Алексей Макаров, ГАИ активно взаимодействует с «Тюменьгортрансом», управлением автомобильных дорог и собственниками. Эта работа направлена на повышение безопасности дорожного движения. Например, если на каком-либо участке дороги образуется место концентрации дорожно-транспортных происшествий, и ГАИ считает целесообразным установить там светофор, то cпециалисты вносят соответствующие предложения и рассматривают их совместно с собственниками дорог.

– Специалисты ГАИ положительно относятся к инновациям в управлении светофорами, таким, как системы видеоаналитики с датчиками движения. Мы считаем, что такие технологии могут значительно повысить безопасность движения. В частности, адаптивные светофоры, которые подстраиваются под интенсивность транспортного потока, помогают более эффективно регулировать движение, особенно в часы пик, – рассказал начальник отделения дорожного надзора управления Госавтоинспекции Тюменской области Алексей Макаров. – Что касается использования искусственного интеллекта в управлении светофорными объектами в Тюмени, то эксперты считают это вполне возможным направлением развития. Хотя требуется тщательная проработка и расчеты, внедрение ИИ и систем видеоаналитики может значительно оптимизировать дорожное движение в будущем.

Важно отметить, что установка светофорных объектов регулируется строгими требованиями ГОСТ-52289 о технических средствах организации дорожного движения, которые определяют четыре основных условия для их обустройства. Это значит, что светофор не может быть установлен в любом месте, а только там, где это оправдано и соответствует нормативам.

Фото Дениса Моргунова

Ранее в сюжете

Музыка стреляет: тюменцы привезли 13 медалей со всероссийских соревнований

14

Советы по снастям, наживке и технике ловли на донные удочки от опытного рыбака

13

Студент ТИУ разработал систему автоматизации пассажиропотока

05 декабря

В 2026 году стартует капитальный ремонт федеральной трассы Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск

04 декабря