Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как рождался аккумуляторный завод в Тюмени

Его история началась в декабре 1941 года

Слушать новость
Как рождался аккумуляторный завод в Тюмени. Его история началась в декабре 1941 года.

Сегодня аккумуляторы тюменского завода известны не только в России, но и за рубежом. Хотя 85 лет назад в провинциальном городке никто даже и не думал, что именно здесь развернется такое нужное стране и фронту производство. Очередная встреча в рамках проекта «Труженики тыла», проводимого Библиотекой истории города им. А.И. Текутьева, была посвящена Тюменскому аккумуляторному заводу.

Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Во время Второй мировой войны источники питания различных типов использовались в военной технике, средствах связи, а также в различных устройствах и приборах. Поставки аккумуляторов для автомобилей и тяжелой техники обеспечивал тюменский завод.

История одного из передовых предприятий промышленности тыловой Тюмени началась в декабре 1941 года, когда в город вместе с рядом других «переселенцев» прибыл эвакуированный завод из Подольска. В то время только это предприятие производило батареи, и сохранить его требовалось любой ценой, поэтому завод был отправлен сюда – подальше от боевых действий.

Предполагалось, что в Сибири разместится завод-дублер, но жизнь повернула иначе, и предприятие начало активную работу именно под маркой Тюменского аккумуляторного завода.

Холодный прием

Вагоны с механизмами и материалами прибыли в Тюмень под конец 1941 года – дорога заняла несколько недель. Вместе с оборудованием приехали и специалисты, им предстояло в кратчайшие сроки запустить производство. Но здесь ждало новое испытание – термометр на станции показывал –53 градуса.

В этих условиях люди вручную грузили оборудование, часто весьма внушительных габаритов, в сани – машин в городе было крайне мало, и перевозили его в отведенное место. Закон предписывал разгружать вагоны незамедлительно, страна и фронт ждали аккумуляторы, а в пути и так было потрачено слишком много времени.

– Оборудование Подольского аккумуляторного завода и эвакуированные специалисты были размещены в бывших купеческих складах на улице Луначарского, 18. На тот момент склады уже были гвоздарными мастерскими артели «Рекорд». В тяжелейших условиях, в помещениях высотой до трех метров, при недостатке электроэнергии, тепла, квалифицированных кадров началось становление предприятия, – рассказывает куратор проекта Дмитрий Падерин.

Фото Екатерины Христозовой

У него в руках – один из основных источников сведений о заводе – выпущенная десятилетие назад книга «Дорогу осилит идущий». Здесь кроме скупых исторический сведений собраны и воспоминания свидетелей тех далеких лет – самих тружеников тыла. Например, Тихона Савинова.

– Всё начиналось с нуля, ведь ничего кроме обшарпанных пустых помещений в мастерской «Рекорд» не было. Потолки низкие, пришлось углублять пол на три метра. Землю таскали на носилках, потом грузили на тележки и вывозили к реке. Горы земли перелопатили вручную. Несколько десятков тонн, не меньше. Сутками работали на народной стройке. Так мы называли прокладку деревянной канализационной трубы, ведь без стока промышленных вод аккумуляторное производство невозможно. Вот и пришлось тянуть длинную – от завода на улице Луначарского до реки Туры – траншею глубиной в 4 метра. И это в морозы, которые перехлестывали порой 50-градусную отметку. Разводили костры через каждые 10 метров, чтобы хоть немного прогреть промерзшую до крепости камня землю. Потом брались за ломы и лопаты, – зачитывает Дмитрий.

Без отдыха трудились все – рядовые работники, мастера, директор завода и его заместители. Мужчинам требовалось за сутки вырыть два куба земли, женщинам – один.

Вредное производство

В мирные годы новый Тюменский аккумуляторный завод строился и вводился в производство более 10 лет, а тот, первый выдал продукцию уже через два месяца, еще до того, как была завершена установка всего оборудования.

Квалифицированных специалистов-подольчан в Тюмень приехало мало, рабочих не хватало, и на завод пришли местные женщины и подростки.

По ходу дела приводились в порядок цеховые помещения и прилегающая территория.

Рабочие вспоминали, что условия труда оставались очень тяжелыми, в цехах были большие проблемы с вентиляцией.

– Свинцовые испарения и пыль в цехах, серно-кислотный туман в помещениях для формировки пластин сжимали легкие, не давали дышать, разрушали зубы. Не доставало суконной спецодежды, резиновых рукавиц, перчаток. Подольчанам, уже знавшим, что такое аккумуляторное производство, поначалу было даже трудно представить себе, что в таких маленьких помещениях, где раньше выпускали сковородки, лопаты и гвозди, можно сделать в нашем производстве что-то стоящее. Мы ведь должны были наладить выпуск аккумуляторных батарей для бронемашин и автотранспорта. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И мы делали всё что нужно, без роптаний, – зачитывает Дмитрий воспоминания работников тех далеких лет.

Рационализаторский БРИЗ

Это сейчас на эмблеме предприятия изображен лось как символ того, что на данный момент производство аккумуляторов безопасно. В военные же годы об этом работники завода даже и мечтать не могли. Проводя ежедневно по 16–17 часов в невыносимых условиях, причем в радиационной атмосфере, люди получали проблемы со здоровьем.

Конечно, оборудование и само производство постоянно дорабатывались, но то время, которое за два года уже провели рабочие у станков, дало о себе знать. С 1944 года начинается череда приказов, чтобы улучшить безопасность на предприятии.

Так в августе 1944 года на Тюменском аккумуляторном появилось Бюро рационализации и изобретательства – БРИЗ. Задачей бюро было привлечение рационализаторской мысли рабочих и инженерно-технических работников для увеличения количества выпускаемой продукции и улучшения ее качества путем внедрения изобретений. В случае успеха автору даже выплачивалось вознаграждение. И таких новаторских идей поступало сотни.

Архивы и пресса

Некоторый свет на историю предприятия проливают газетные статьи времен Великой Отечественной войны, а также архивные материалы, ярко демонстрирующие суть трудового подвига заводчан. Публикаций в прессе было немного, возможно, из-за секретности производства. С упоминанием названия завода обнаружилось лишь две статьи, и еще несколько – с указанием на директора Михаила Рогачёва. На тыловых предприятиях достаточно часто менялись директора, но Рогачёв занимал этот пост до 1947 года, причем отзывы о нем были самые лучшие – как о крепком хозяйственнике и человеке, заботящемся о рабочих.

Фото Екатерины Христозовой

А люди ударно трудились. Коллектив завода брал на себя повышенные обязательства и выполнял их, занимая победные места в соцсоревнованиях.

К 1 декабря 1944 года на заводе работали 386 человек, многие из которых являлась стахановцами. Еще они успевали участвовать в общественной жизни, делать подарки для детей фронтовиков и организовывать для малышни утренники.

Сегодня работники Тюменского аккумуляторного завода заботятся о сохранении своего исторического наследия: у входа в управление установлена композиция «Стела из аккумуляторов». Она представляет собой башню, собранную из корпусов нескольких типов аккумуляторных батарей. На гранях постамента размещена информация об истории завода, в том числе о годах Великой Отечественной войны, когда всё только начиналось.

Фото Екатерины Христозовой

Сегодня аккумуляторы тюменского завода известны не только в России, но и за рубежом. Хотя 85 лет назад в провинциальном городке никто даже и не думал, что именно здесь развернется такое нужное стране и фронту производство. Очередная встреча в рамках проекта «Труженики тыла», проводимого Библиотекой истории города им. А.И. Текутьева, была посвящена Тюменскому аккумуляторному заводу.

Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Во время Второй мировой войны источники питания различных типов использовались в военной технике, средствах связи, а также в различных устройствах и приборах. Поставки аккумуляторов для автомобилей и тяжелой техники обеспечивал тюменский завод.

История одного из передовых предприятий промышленности тыловой Тюмени началась в декабре 1941 года, когда в город вместе с рядом других «переселенцев» прибыл эвакуированный завод из Подольска. В то время только это предприятие производило батареи, и сохранить его требовалось любой ценой, поэтому завод был отправлен сюда – подальше от боевых действий.

Предполагалось, что в Сибири разместится завод-дублер, но жизнь повернула иначе, и предприятие начало активную работу именно под маркой Тюменского аккумуляторного завода.

Холодный прием

Вагоны с механизмами и материалами прибыли в Тюмень под конец 1941 года – дорога заняла несколько недель. Вместе с оборудованием приехали и специалисты, им предстояло в кратчайшие сроки запустить производство. Но здесь ждало новое испытание – термометр на станции показывал –53 градуса.

В этих условиях люди вручную грузили оборудование, часто весьма внушительных габаритов, в сани – машин в городе было крайне мало, и перевозили его в отведенное место. Закон предписывал разгружать вагоны незамедлительно, страна и фронт ждали аккумуляторы, а в пути и так было потрачено слишком много времени.

– Оборудование Подольского аккумуляторного завода и эвакуированные специалисты были размещены в бывших купеческих складах на улице Луначарского, 18. На тот момент склады уже были гвоздарными мастерскими артели «Рекорд». В тяжелейших условиях, в помещениях высотой до трех метров, при недостатке электроэнергии, тепла, квалифицированных кадров началось становление предприятия, – рассказывает куратор проекта Дмитрий Падерин.

Фото Екатерины Христозовой

У него в руках – один из основных источников сведений о заводе – выпущенная десятилетие назад книга «Дорогу осилит идущий». Здесь кроме скупых исторический сведений собраны и воспоминания свидетелей тех далеких лет – самих тружеников тыла. Например, Тихона Савинова.

– Всё начиналось с нуля, ведь ничего кроме обшарпанных пустых помещений в мастерской «Рекорд» не было. Потолки низкие, пришлось углублять пол на три метра. Землю таскали на носилках, потом грузили на тележки и вывозили к реке. Горы земли перелопатили вручную. Несколько десятков тонн, не меньше. Сутками работали на народной стройке. Так мы называли прокладку деревянной канализационной трубы, ведь без стока промышленных вод аккумуляторное производство невозможно. Вот и пришлось тянуть длинную – от завода на улице Луначарского до реки Туры – траншею глубиной в 4 метра. И это в морозы, которые перехлестывали порой 50-градусную отметку. Разводили костры через каждые 10 метров, чтобы хоть немного прогреть промерзшую до крепости камня землю. Потом брались за ломы и лопаты, – зачитывает Дмитрий.

Без отдыха трудились все – рядовые работники, мастера, директор завода и его заместители. Мужчинам требовалось за сутки вырыть два куба земли, женщинам – один.

Вредное производство

В мирные годы новый Тюменский аккумуляторный завод строился и вводился в производство более 10 лет, а тот, первый выдал продукцию уже через два месяца, еще до того, как была завершена установка всего оборудования.

Квалифицированных специалистов-подольчан в Тюмень приехало мало, рабочих не хватало, и на завод пришли местные женщины и подростки.

По ходу дела приводились в порядок цеховые помещения и прилегающая территория.

Рабочие вспоминали, что условия труда оставались очень тяжелыми, в цехах были большие проблемы с вентиляцией.

– Свинцовые испарения и пыль в цехах, серно-кислотный туман в помещениях для формировки пластин сжимали легкие, не давали дышать, разрушали зубы. Не доставало суконной спецодежды, резиновых рукавиц, перчаток. Подольчанам, уже знавшим, что такое аккумуляторное производство, поначалу было даже трудно представить себе, что в таких маленьких помещениях, где раньше выпускали сковородки, лопаты и гвозди, можно сделать в нашем производстве что-то стоящее. Мы ведь должны были наладить выпуск аккумуляторных батарей для бронемашин и автотранспорта. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. И мы делали всё что нужно, без роптаний, – зачитывает Дмитрий воспоминания работников тех далеких лет.

Рационализаторский БРИЗ

Это сейчас на эмблеме предприятия изображен лось как символ того, что на данный момент производство аккумуляторов безопасно. В военные же годы об этом работники завода даже и мечтать не могли. Проводя ежедневно по 16–17 часов в невыносимых условиях, причем в радиационной атмосфере, люди получали проблемы со здоровьем.

Конечно, оборудование и само производство постоянно дорабатывались, но то время, которое за два года уже провели рабочие у станков, дало о себе знать. С 1944 года начинается череда приказов, чтобы улучшить безопасность на предприятии.

Так в августе 1944 года на Тюменском аккумуляторном появилось Бюро рационализации и изобретательства – БРИЗ. Задачей бюро было привлечение рационализаторской мысли рабочих и инженерно-технических работников для увеличения количества выпускаемой продукции и улучшения ее качества путем внедрения изобретений. В случае успеха автору даже выплачивалось вознаграждение. И таких новаторских идей поступало сотни.

Архивы и пресса

Некоторый свет на историю предприятия проливают газетные статьи времен Великой Отечественной войны, а также архивные материалы, ярко демонстрирующие суть трудового подвига заводчан. Публикаций в прессе было немного, возможно, из-за секретности производства. С упоминанием названия завода обнаружилось лишь две статьи, и еще несколько – с указанием на директора Михаила Рогачёва. На тыловых предприятиях достаточно часто менялись директора, но Рогачёв занимал этот пост до 1947 года, причем отзывы о нем были самые лучшие – как о крепком хозяйственнике и человеке, заботящемся о рабочих.

Фото Екатерины Христозовой

А люди ударно трудились. Коллектив завода брал на себя повышенные обязательства и выполнял их, занимая победные места в соцсоревнованиях.

К 1 декабря 1944 года на заводе работали 386 человек, многие из которых являлась стахановцами. Еще они успевали участвовать в общественной жизни, делать подарки для детей фронтовиков и организовывать для малышни утренники.

Сегодня работники Тюменского аккумуляторного завода заботятся о сохранении своего исторического наследия: у входа в управление установлена композиция «Стела из аккумуляторов». Она представляет собой башню, собранную из корпусов нескольких типов аккумуляторных батарей. На гранях постамента размещена информация об истории завода, в том числе о годах Великой Отечественной войны, когда всё только начиналось.