Возвращение Персефоны. Новое прочтение
Сюжет мифа о богине лег в основу множества произведений искусства
Фото из личного архива Павла Михалёва, автор неизвестен
Образ прекрасной Персефоны – богини плодородия и царства мертвых, владычицы преисподней – вдохновлял многочисленных писателей, поэтов, художников и композиторов. Трогательный сюжет мифа о ней лег в основу множества произведений искусства. Совсем недавно их число пополнила рок-опера «Персефона». Это совместный проект тюменского музыканта-мультиинструменталиста, лидера известной группы Aeterna Павла Михалёва и екатеринбургской поэтессы и исполнительницы Анны Махневой.
О новом музыкальном творении рассказал Павел.
– Это только первый акт рок-оперы. Он состоит из 14 композиций, над которыми мы работали два года.
– Два года для создания такого музыкального произведения – это много или мало?
– Исходя из моего опыта, могу сказать, что обычно всё происходит дольше. Но у нас были четкие тайминги и дедлайны, и это значительно ускорило процесс.
– Как проходила работа с соавтором из другого города?
– Мы начали с того, что Анна записала все партии в формате песен под гитару, на диктофон. А я уже писал аранжировки и делал из них полноценные музыкальные произведения. Все инструменты записывались здесь, в студии, а вокальные партии – по большей части в Екатеринбурге. Так потихоньку, по одному треку, мы записали первый акт рок-оперы. Впереди еще два.
Совместная работа авторов из разных городов сейчас, благодаря развитию цифровых и коммуникационных технологий, достаточно распространенная практика. И я бы не сказал, что это замедляет процесс или ухудшает качество.
– Либретто вашей оперы соответствует первоисточнику или у вас свое видение и прочтение античного сюжета?
– События «Персефоны» происходят в современном мире. Древние боги ушли из него, но продолжают существовать в другой, параллельной реальности. И там Аид всё так же хочет вернуть себе свою жену, а Деметра этим недовольна. По сюжету Персефона перерождается каждую весну в нашем мире в новой смертной девушке. Аид заключает сделку с персонажем по имени Димитриус, который может сделать так, чтобы эта девушка осознала свою божественную сущность и смогла воссоединиться с богом подземного мира. Эти события и служат отправной точкой для нашего сюжета.
Боги Аид и Деметра соответствуют своим мифологическим образам. Ну а в целом наша история несколько про другое. Думаю, каждый найдет в ней что-то близкое для себя. Здесь и взаимоотношения родителей и детей, и любовный треугольник, и отношения между двумя людьми, которых в той или иной мере покалечила судьба. Вопросы поднимаются серьезные, непростые и неоднозначные.
Маленькая столица фолка
– Павел, как бы вы охарактеризовали в нескольких словах тюменскую рок-музыку и рок-движение на современном их этапе?
– В областном центре работает множество коллективов, значительную часть из них я даже не знаю. В тюменских музыкальных чатах чуть ли не каждый день появляются сообщения о новых релизах. Очень много молодых музыкантов. Поэтому мне кажется, что у тюменской рок-сцены огромный потенциал, и она активно развивается.
– Наш географический сосед, Екатеринбург, в свое время сумел стать, наряду с Питером и Москвой, одной из столиц русского рока. Почему это не получилось у Тюмени?
– Екатеринбург всё же, во-первых, ближе к центру страны, и оттуда до этого центра проще и доехать, и «достучаться». А во-вторых, он сам по себе масштабнее Тюмени, и в нём больше всяческой «движухи», в том числе и музыкальной.
– Екатеринбургские рок-группы, во всяком случае, времен их расцвета, всегда можно отличить от других, будь то «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Настя» или другие. У них есть свой узнаваемый, неповторимый стиль, присущий только свердловскому року. Наших восточных соседей, сибирских панков во главе с «Гражданской обороной» тоже ни с кем не спутаешь. А есть ли что-то свое, самобытное, в творчестве тюменских рок-музыкантов?
– Многие называют Тюмень маленькой музыкальной столицей фолк-рока. У нас всегда было множество замечательных фолк-коллективов, которые пользовались большим спросом и много гастролировали как по Сибири, так и по всей России. Могу выделить такие группы, как Gilead, Drinking Pumpkins, Sever Ga, Vraja Dasein…
Так что считаю, что особенность тюменской рок-музыки – эта вот фольклорная направленность. Конечно, в других городах тоже есть подобные группы, но там их, как правило, одна-две, а в Тюмени всегда было множество.
– Насколько знаю, ваш музыкальный проект, Aeterna, тоже работает в жанре Progressive Folk Metal.
– Вообще-то мы пытаемся выйти за жанровые рамки и совместить кажущееся на первый взгляд несовместимым. Фолк-метал – достаточно обширное музыкальное направление, в котором работает множество коллективов, и все они во многом похожи. Нам же хочется сделать что-то, чего еще никогда не было. И мне кажется, что у нас получается. Во всяком случае, многие наши слушатели и поклонники утверждают, что ничего подобного еще не слышали. Особенно это касается последних песен. Из чего заключаю, что мы идем в правильном направлении.
– Я еще застал времена, в конце 1980-х – начале 1990-х, когда чуть ли не каждый второй был металлистом. Кстати, я и сам им был. А много ли, по вашим наблюдениям, поклонников брутальной музыки осталось сейчас?
– Они остались, хотя, конечно, не в таких масштабах, как раньше. Выступления «металлических» групп пользуются популярностью. Стадионов, как в конце 1980-х, конечно, никто из них не собирает, но в своих кругах метал живет и процветает.
– Каков средний возраст современного металлиста?
– На концертах Aeterna можно встретить и подростков, и взрослых, и «ветеранов», которым уже под шестьдесят. Основная масса – это, конечно, люди, чье становление пришлось на эпоху метала (конец 1980-х – прим. ред.).
– Где и как можно познакомиться с творчеством Aeterna и рок-оперой «Персефона»?
– Первый акт «Персефоны» можно услышать на стриминговых сервисах. Там же лежит альбом Aeterna «Легенда начинается», выпущенный в 2018 году. Кроме того, у нашей группы имеется страница «ВКонтакте», где можно послушать песни и узнать самые актуальные новости о творчестве.