В Тюмени президиум Совета судей России обсудил проблемы правосудия
Запрос на справедливость в нашем обществе – колоссальный
Фото Екатерины Христозовой
О развитии судебной системы Российской Федерации и проблемах судопроизводства сегодня шла речь на выездном заседании президиума Совета судей Российской Федерации, проходившем в стенах нового корпуса ТюмГУ
Главный федеральный инспектор по Тюменской области Дмитрий Кузьменко приветствовал участников форума от имени полномочного представителя президента России в Уральском федеральном округе Артёма Жоги и отметил высокие требования к судьям и рост запроса граждан на справедливость. Он обратил внимание судебного корпуса на более активную судебную защиту интересов участников и ветеранов специальной военной операции, их семей и социально уязвимых граждан.
– Очень важно то, что вы делаете для развития судебной системы страны и защиты прав граждан. Множество людей внимательно наблюдает за вашей работой, потому что вопрос правосудия – вопрос последнего аргумента, – приветствуя участников выездного заседания, отметил исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Павел Белявский и добавил, что Совет судей России – один из ключевых институтов, играющий важную роль в совершенствовании судебной системы. А справедливое судопроизводство – залог стабильности общества и основа сильной государственности. Поэтому совершенствование судебной системы приобретает особое значение в условиях современных вызовов.
Доверие судебной системе
Фото Екатерины Христозовой
– Заметно растет доверие общества к судебной системе. Только в год российские суды рассматривают около 43 миллионов дел. Мы понимаем, что наше общество ждет от судебной власти, и пытаемся решить проблему доверия к ней созданием такой модели, которая бы позволила любому гражданину при минимальных экономических затратах достичь искомого результата: справедливого решения в суде, – заявил в своем выступлении председатель Совета судей России Виктор Момотов.
По его словам, у судопроизводства существует ряд проблем. Одна из них – цифровизация. Не все регионы одинаково развиты, и он назвал Тюменскую область прогрессивной, с потенциальными возможностями для дальнейшей цифровизации судебной системы.
Одним кликом в смартфоне
Виктор Викторович посетовал на то, что пока нет единой цифровой платформы, которая бы соединяла суды с органами исполнительной власти. Правда, существуют отдельные системы, работающие по программе федеральных судов (ГАС «Правосудие»). В мировой юстиции свои программные продукты, в 13 регионах такая же ситуация, а в арбитражном суде – своя.
– Мы намерены довести до совершенства такую цифровую платформу, которая позволила бы судье и гражданину быстро, эффективно и в кратчайшие сроки рассматривать дела. Чтобы судья не делал письменные запросы, допустим, в Росреестр или другие институты, чтобы получить значимую информацию для судебного процесса, а делал это в электронном виде одним кликом пальца на смартфоне. Чтобы гражданин мог подключиться к видеоконференцсвязи и быстро, эффективно разрешить судебный спор, – рассказывает Виктор Викторович.
Граждане не спешат примиряться
Обсуждая развитие досудебных примирительных процедур, глава Совета судей России не без сожаления заметил, что наши граждане не спешат примиряться и их эмоциональные, а не правовые конфликты становятся предметом судебного разбирательства. Высокая судебная нагрузка приводит к тому, что судья настолько завязан в делах, что у него порой не хватает времени, чтобы глубже погрузиться в правовые проблемы, по-настоящему касающиеся судебного разбирательства. Досудебные процедуры способны снизить нагрузку на суды, чтобы судья мог более творчески подходить к своей работе, связанной с правом, а не с вопросами человеческого общежития.
Виктор Викторович считает, что вопросы с конфликтной эмоциональной окраской надо выводить из суда, которому они совершенно не присущи, и привёл в пример англо-саксонскую правовую практику, где в большинстве случаев конфликты разрешают не судьи, а адвокаты. Именно они подсказывают участникам процесса, насколько экономически выгодно сутяжничать.
Правосудие у нас в стране бесплатное, но с недавним повышением государственных пошлин граждане начинают задумываться: судиться или закончить спор миром через примирителя, который объясняет перспективу и выгоду спора.
Досудебные примирительные процедуры не так давно получили дополнительный импульс. А сейчас сложилась такая ситуация, что в общей сложности сравнялось количество действующих судей и находящихся в отставке. Судьи в отставке могли бы активнее участвовать в медиации, судебном примирении и снизить нагрузку на судей, как в Тюменской области.
С начала марта текущего года впервые в Тюменской области заработала процедура судебного примирения в пяти кабинетах судебных примирителей, которые рассмотрели 60 дел. Каждое третье удалось завершить миром! Это доказательство того, что примирительная процедура способствует решению сложных споров, не доводя их до суда, и снижает нагрузку на суды.
Искусственный интеллект на службе судебной системы
На вопрос о внедрении технологий искусственного интеллекта в деятельность судебной системы Виктор Момотов рассказал, что разделил бы её на «слабый» и «сильный» искусственный интеллект. Первый уже используется в системе «ГАС-правосудие», а в некоторых регионах существуют программы, помогающие гражданину сформулировать исковые требования и рассчитать государственную пошлину. Он облегчает сам процесс вхождения в суд, чтобы гражданину не отказали в заявлении на формальных основаниях. Эта система успешно работает в мировой юстиции. Особенно она важна там, где существует приказное, рутинное по своей сути, производство, где человека заменяют системы «слабого» искусственного интеллекта. А вот система «сильного» интеллекта только в перспективе. Она будет призвана заниматься аналитикой, реализацией прогнозов, перспектив и анализом судебной практики. Но это вопрос будущего.
– Почему решения принимает судья, а не искусственный интеллект? Наверное, потому что в судебном процессе существуют вопросы, требующие личностного измерения. Добросовестность, справедливость и милосердие не присущи искусственному интеллекту, а только человеку. И не любому, а только тому, у кого есть большой жизненный и профессиональный опыт, человеку, который через своё сердце и руки пропустил не один десяток дел. И только тогда зрелый человек в социальном плане может вынести справедливое, обоснованное и законное решение. Жизнь права никогда не была жизнью логики, а всегда была жизнью опыта, который имеет только человек! – утверждает Виктор Викторович.