Тюменцы рассказали о своих собаках редких пород
Собака – единственное существо на свете, которое любит тебя больше, чем себя (Американский писатель Джош Биллингс)
Фото Ларисы Кунцевич
2 июля отмечается Международный день собак. Да, это неофициальный праздник – но всё более ценимый собачниками. В этот день можно пожертвовать деньги в приют, посмотреть старый добрый фильм о четвероногих друзьях или узнать что-то новое. С этим помогут тюменцы – многие содержат редкие породы и готовы о них рассказать.
Тридцать лет порядка и педантичности
Что вы знаете о керри-блю-терьерах? Их англоязычное название чуждо для ушей сибиряков – блю-терьеры здесь безызвестны и малораспространены. Может быть, дело в цене – щенок этой породы стоит от 100 до 150 тысяч рублей. А может, проблема кроется в малом количестве питомников – покупателям приходится ездить в Новосибирск, Екатеринбург, Иваново.
– Щенки рождаются черненькими и кучерявенькими. А к году они становятся голубыми – будто бы постепенно седеют. У кого-то это ярче выражено, а у кого-то только брюшко и лапки голубые, – рассказывает Лариса Кунцевич о породе своей собаки.
Маня – уже третий керри-блю-терьер в их семье. Опыт в три десятилетия позволяет хозяйке с уверенностью говорить о главных бытовых особенностях породы:
– Они, во-первых, не линяют и не имеют запаха. И это, кажется, самое главное условие для тех, у кого сильно развито обоняние. Есть и свои особенности характера. Они дружелюбные, энергичные и очень умные. Во время дрессуры схватывают всё на лету. Маня даже иногда меня удивляет. Говорю ей: «Ну что ты здесь лежишь? Иди вон там приляг», а она правда встает и идет. Всё понимает.
Но главная особенность породы, по словам Ларисы, – их невероятная педантичность и приверженность ритуалам. Это отмечалось у всех трех собак в их семье:
– После прогулки всегда нужно дать что-то вкусненькое. Не дашь – обидится, не будет разговаривать, надуется. А если утром что-то идет не по плану – совсем беда. А недавно мы выяснили, что у Мани есть свой маршрут прогулки для каждого члена семьи – именно так, всё строго по ее правилам.
Несмотря на энергичность, керри-блю-терьеры умеют быть ненавязчивыми и занимают себя сами – к примеру, любят мягкие игрушки. Как утверждает хозяйка Мани, к такой породе собак легко прикипеть – и, судя по ее тридцатилетнему опыту, это навсегда.
Шерсть, слюни и 80 килограммов счастья
Ньюфаундленд – порода, выделяющаяся внушительными габаритами. Иногда – очень внушительными. Каково это – делить квартиру с 80-килограммовым «медведем»? Это не понаслышке знает Денис Пермяков. Его ньюфаундленд щенком помещался в ладони – а через год достиг своей весовой нормы в 80 килограммов.
– Назвали его Шаманом. Почему? Большой собаке нужна большая кличка. Но пес, хоть и вырос, внутренне остался щенком. Это здоровенная собака размером с рабочий стол, но с душой ребенка, – с теплом рассказывает о своем хвостатом друге мужчина.
Живут они дружно в обычной квартире – и тем самым разрушают миф, что больших собак можно держать только в частном доме. Самое главное в содержании этой породы – хороший выгул. Пес должен выплеснуть свою энергию на улице, иначе дома начнут появляться погрызенные провода, ножки стульев и столов...
Фото Дениса Пермякова
Еще одна небольшая (или все-таки большая?) сложность – это шерсть:
– Сначала хотели продавать – настолько много ее было. Но она никому в таких количествах не нужна. Шерсть дома везде – ни один пылесос с ней не справится, только веником, по старинке. Сами Шамана не вычесываем, отдаем на экспресс-линьку в салон. И там его – просто представьте – пять человек вычесывает на протяжении шести часов без остановки. Пес оттуда выходит изрядно «похудевший», – шутит владелец ньюфаундленда.
А еще Денис признается – собак этой породы побаиваются и другие собаки, и люди. Причем зря. Да, Шаман бывает упрямым, но он совершенно не злобный:
– Это чуть ли не единственная порода, у которой отсутствует ген агрессии. Кусать не будет, не тронет. Но команды, да, бывает не слушает. С ним можно только договориться. Поэтому у меня в карманах всегда есть собачий корм – это самый действенный способ прийти к компромиссу.
Бдительность и безопасность
Джесси – собака с историей и с большим жизненным опытом. Русский спаниель появился в семье Светланы Голяковой 14 лет назад благодаря череде случайностей.
– Джесси родилась в милицейском питомнике от «заслуженных сотрудников правоохранительных органов», но помет был внеплановым – считалось, что такие щенки «бракованные», мол, мама-собака не отдохнула еще от прошлых родов. Поэтому их отдавали в добрые руки. И вот одним вечером муж приносит домой Джесси, – вспоминает владелица.
Тогда у них уже жила кошка, которая не обрадовалась щенку. Спустя время лед растаял – во многом благодаря усилиям хозяев животных.
– Мы всем гостям говорили – сначала гладим кошку, а потом только собаку. Это подействовало. Они даже стали «бандой» – кошка воровала мясо для собаки. Я как-то готовила, отошла на пару минут и вижу: кошка сидит на столе и скидывает лапкой кусочки Джесси, – рассказывает Светлана Голякова.
Фото Светланы Голяковой
Смерть кошки стала ударом для Джесси. Тоска по «подруге» проявилась и спустя годы, когда на даче нашли ее старую миску. Собака легла, обняв лапами тарелку, и долго скулила. Хозяйка делится не только личными историями, но и интересным фактами о породе. Например, русский спаниель был выведен в 50-е годы в СССР как охотничья собака – она должна была уметь нырять за подстреленными утками. Но главная особенность породы, по словам рассказчицы, не столь очевидна:
– Эти собаки как-то даже на уровне сердцебиения связываются с человеком, они подстраивают свой стук сердца под стук человека. Мы с Джесси на охоту не ходим, она выросла в квартире, но, бывает, сядет так рядом с нами, голову на грудь положит и слушает. И если есть какое-то нервное состояние в теле, то всё исчезает.
Вопреки городской жизни охотничьи корни дают о себе знать – например, Джесси следит за хозяевами в лесу.
– Когда мы ходим за грибами или гуляем около дачи, она бегает от одного члена семьи к другому, проверяет. Мол, все ли на месте, никто ли не потерялся, – с улыбкой рассказывает Светлана о своем русском спаниеле.