Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменец рассказал, как научиться банному ремеслу

Общество, 09:19, 01 июля 2025, Дарья Юшкова
Слушать новость
Тюменец рассказал, как научиться банному ремеслу. .

«Ах, Баба-яга, костяная нога, ты бы меня прежде накормила, напоила, в баньке выпарила. А потом бы и спрашивала», – эту цитату из русской народной сказки про Царевну-лягушку знают многие. Но многие ли замечали, что образ бани в фольклоре такой же популярный, как образ самой старухи-колдуньи или Ивана-царевича. Издревле баня была важной частью русской культуры. И сегодня она сочетает в себе науку и поверья. Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек.

Если копнуть глубже, то можно обнаружить, что Баба-яга была отменной банщицей! Она и печь затопит, и воды принесет, а после парения накормит и напоит. Съест ли после этого гостя – вопрос другой. Во всяком случае, сказочным персонажам всегда удавалось уйти от фольклорной героини живыми и здоровыми. И даже чуть здоровее, чем ранее, ведь баня очень полезна.

«Работа меня не запарила»

Сегодня банное ремесло всё так же окутано традициями и поверьями, но стоит на прочной основе физиологии и психологии. За вениками – не сказочные герои, а настоящие мастера своего дела.

Тюменец Александр Ларионов как раз из таких. Он – основатель регионального центра банной культуры, обучает ремеслу желающих и знает многое об искусстве парения.

– Александр, сперва предлагаю разобраться, кто же вы – банщик или парильщик? Вариантов названия у вашего ремесла уйма.

– Да, на эту тему идут настоящие дебаты. Я слышал и другие версии: пармейстер, парщик и даже парбанщик. Многие в споре ссылаются на толковый словарь, который говорит, что банщик – служащий бани. Якобы тазики моет. А вот парильщик знает, как управлять паром.

Но по такой логике нужны отдельно и водомастера, и веникотрясы. Я же за то, что мы – банщики. Потому что, когда приезжают гости, мы и тазик помоем, и попарим. Часто к ремеслу приписывают эзотерику, поэтому банщик и духов призовет, если надо. Плюс это определение интуитивно понятно людям. А работа наша – многогранна, и тем интересна.

– Где же вы учились ремеслу?

– Везде потихоньку. Вообще я – военный химик, но в банном деле уже пять лет, и могу сказать, что себя нашел. Иначе говоря – работа не запарила (улыбается). Каждый заходит в ремесло со своей сильной стороны. Есть массажисты, врачи. И даже тамада. Некоторым гостям в душу лезть не надо, а кто-то захочет поговорить, и такой банщик будет кстати.

Но в любом случае наш ключевой принцип – не навреди. Человек доверяет нам самое дорогое, что у него есть – свое тело. И банщик должен объединять много разных знаний. Гостя нужно правильно «считать». А потому знать строение и физиологию организма. Плюс в парной человек находится в уязвимом состоянии, в том числе психологически. Поэтому имеет значение и каждое слово, которое скажет банщик. Безусловно, мы не строим из себя врачей или психологов, но обязаны учитывать множество нюансов.

Взять ароматерапию. Используем травы, угощаем гостей чаем. Вроде бы чай и чай. Но, между прочим, через запахи человека можно программировать. Ведь это самая короткая нейронная связь. Есть ароматы, которые вызывают спокойствие, есть те, что ассоциируются со страстью или богатством. А некоторые могут даже вызывать панику, поэтому с ними надо быть осторожнее. Как с привычным чесноком, например. Он здорово ускоряет частоту сердечных сокращений, поэтому с ним нужно быть аккуратным.

Фото из личного архива Александра Ларионова, автор неизвестен

– А как сами банщики следуют принципу «не навреди»? Ведь вы находитесь в парной чаще и дольше гостей. И ладно бы лежали, так ведь орудуете веником.

– Конечно, чем ты более физически развит и здоров, тем лучше. Но, на самом деле, банщики бывают разные: кто-то работает с экстремальными температурами и на высоком пару. А есть те, кто и при 50 градусах похлопает человека веничком, попарит и сильно не устанет. Кому-то и такой вариант подойдет.

Мы всегда думаем, как сберечь себя, чтобы отдать больше сил гостю. И, в конце концов, у всех есть семьи, мы сами у себя есть. Вот и придумываем разное, чтобы не перегреваться. Знаете ведь популярный секрет здоровья: держи ноги в тепле, а голову в холоде. А у нас всё наоборот: головой в жаре, ногами в прохладе. И нам не лишним будет создать некий термос вокруг себя: одеться потеплее, например. Я даже знаю, что некоторые пробовали брать в парную авиационную маску: трубку выводить на улицу, чтобы лучше дышалось, и так парить.

– А гостем вы часто в бане бываете?

– Специально я ее не ищу. Мне больше по душе массаж. Но если приезжаю в новый город, то ради интереса могу заглянуть в баню.

– И что выяснили? Техника банщиков в разных городах отличается?

– Больше скажу: если я посмотрю на незнакомых коллег, то примерно смогу определить, откуда они. Россия – большая многонациональная страна, и баня вобрала в себя разные культуры и традиции.

К примеру, в Санкт-Петербурге банщики работают на низком пару, движения у них легкие, размеренные. Татары так вообще, пока кожа волдырями не покроется, из парной не выйдут. На юге страны баня почти не развита, потому что жарко, и там предпочитают хамам. Уральская школа, куда относится и Тюменская область, славится динамикой и высоким паром. А самой Тюмени присуще разнообразие подходов, потому что на нашей территории живут разные народности.

И сегодня мы можем обмениваться опытом благодаря банным форумам и чемпионатам профмастерства. Ведь это крайне интересно. Популярность набирает и банный туризм. К нам приезжают гости из Тольятти, Москвы, Санкт-Петербурга, даже иностранцы бывают. Сомневаюсь, что кто-то едет целенаправленно в наши бани. Но в Тюменской области отлично развиты термальные источники, а мы с ними прекрасно дополняем друг друга.

«Часто прошу гостя поблагодарить веник»

– Банный туризм, соревнования, форумы... Выходит, баня сегодня в тренде?

– Да, и это очень хорошо! В популяризацию вмешались политические и экономические факторы. Но в любом случае здорово, что мы вновь ориентируемся на русские ценности. Ведь в 2000-х случился бум подвальных саун, с кожаными диванами, алкоголем... История превратилась в бизнес. И многие выросли на стереотипе, что баня – это грязное место.

Но русская баня не имеет ничего общего с тем, что процветало в начале века. Она про уют и спокойствие. И приведу интересный факт. Не зря Тюмень называют столицей деревень. Благодаря этому мы всегда воспринимали баню как баню. А еще во многих городах женский разряд считается самым убыточным. Но только не у нас (улыбается). Многие тюменские девушки являются ярыми поклонницами бани.

– Итак, раз сегодня баня снова популярна, то нужно вспомнить и традиции, связанные с ней. Например, в бане не принято ругаться…

– Нельзя ссорить с кем-то, браниться. А если ввернуть крепкое словцо на эмоциях, от удовольствия, то пожалуйста.

– Допустим. А о каких еще поверьях вы можете рассказать?

– Баня пропитана фольклором. Ведь издревле она была частью русского быта, даже рожать ходили туда. Конечно, баня обросла приметами и сказками. Да взять нашу Бабу-ягу. Она живет в избушке на курьих ножках, но курьи – не значит куриные. По одной из версий, ее жилище – это курная изба, то есть баня. И в печь она сажала не просто так, и тем более не для того, чтобы съесть своего гостя. Это старая русская традиция «допекать» недоношенных детей.

Своим гостям я тоже рассказываю сказки. Например, вот: мало кто знает, что в бане живет дух банник, и у есть у него жена подируха. Если человек приходит в баню без уважения, то подируха его гонит: то голова начинает болеть, то еще что. Но если по телу бегут мурашки от удовольствия, это подируха царапает вас коготочками. И неважно, сколько человеку лет, даже скептики начинают в это верить! И желания загадывают.

– А с пословицей, что веник в бане – всему голова, вы согласитесь?

– На самом деле, я – не сторонник эзотерики. Верю в физиологию, психологию, на которых всё в бане завязано. Но приметы на пустом месте не появляются: человек всегда стремится наполнить мир вокруг себя смыслом. То же случилось и с веником.

Он – важный атрибут в нашем ремесле. И, чтобы добиться результата, гостя на него нужно настроить. В конце я часто даже прошу человека поблагодарить веник, ведь он проделал большую работу: помог в оздоровлении, тело очистить, от ненужного избавиться.

Фото Сергея Куликова

«Ах, Баба-яга, костяная нога, ты бы меня прежде накормила, напоила, в баньке выпарила. А потом бы и спрашивала», – эту цитату из русской народной сказки про Царевну-лягушку знают многие. Но многие ли замечали, что образ бани в фольклоре такой же популярный, как образ самой старухи-колдуньи или Ивана-царевича. Издревле баня была важной частью русской культуры. И сегодня она сочетает в себе науку и поверья. Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек.

Если копнуть глубже, то можно обнаружить, что Баба-яга была отменной банщицей! Она и печь затопит, и воды принесет, а после парения накормит и напоит. Съест ли после этого гостя – вопрос другой. Во всяком случае, сказочным персонажам всегда удавалось уйти от фольклорной героини живыми и здоровыми. И даже чуть здоровее, чем ранее, ведь баня очень полезна.

«Работа меня не запарила»

Сегодня банное ремесло всё так же окутано традициями и поверьями, но стоит на прочной основе физиологии и психологии. За вениками – не сказочные герои, а настоящие мастера своего дела.

Тюменец Александр Ларионов как раз из таких. Он – основатель регионального центра банной культуры, обучает ремеслу желающих и знает многое об искусстве парения.

– Александр, сперва предлагаю разобраться, кто же вы – банщик или парильщик? Вариантов названия у вашего ремесла уйма.

– Да, на эту тему идут настоящие дебаты. Я слышал и другие версии: пармейстер, парщик и даже парбанщик. Многие в споре ссылаются на толковый словарь, который говорит, что банщик – служащий бани. Якобы тазики моет. А вот парильщик знает, как управлять паром.

Но по такой логике нужны отдельно и водомастера, и веникотрясы. Я же за то, что мы – банщики. Потому что, когда приезжают гости, мы и тазик помоем, и попарим. Часто к ремеслу приписывают эзотерику, поэтому банщик и духов призовет, если надо. Плюс это определение интуитивно понятно людям. А работа наша – многогранна, и тем интересна.

– Где же вы учились ремеслу?

– Везде потихоньку. Вообще я – военный химик, но в банном деле уже пять лет, и могу сказать, что себя нашел. Иначе говоря – работа не запарила (улыбается). Каждый заходит в ремесло со своей сильной стороны. Есть массажисты, врачи. И даже тамада. Некоторым гостям в душу лезть не надо, а кто-то захочет поговорить, и такой банщик будет кстати.

Но в любом случае наш ключевой принцип – не навреди. Человек доверяет нам самое дорогое, что у него есть – свое тело. И банщик должен объединять много разных знаний. Гостя нужно правильно «считать». А потому знать строение и физиологию организма. Плюс в парной человек находится в уязвимом состоянии, в том числе психологически. Поэтому имеет значение и каждое слово, которое скажет банщик. Безусловно, мы не строим из себя врачей или психологов, но обязаны учитывать множество нюансов.

Взять ароматерапию. Используем травы, угощаем гостей чаем. Вроде бы чай и чай. Но, между прочим, через запахи человека можно программировать. Ведь это самая короткая нейронная связь. Есть ароматы, которые вызывают спокойствие, есть те, что ассоциируются со страстью или богатством. А некоторые могут даже вызывать панику, поэтому с ними надо быть осторожнее. Как с привычным чесноком, например. Он здорово ускоряет частоту сердечных сокращений, поэтому с ним нужно быть аккуратным.

Фото из личного архива Александра Ларионова, автор неизвестен

– А как сами банщики следуют принципу «не навреди»? Ведь вы находитесь в парной чаще и дольше гостей. И ладно бы лежали, так ведь орудуете веником.

– Конечно, чем ты более физически развит и здоров, тем лучше. Но, на самом деле, банщики бывают разные: кто-то работает с экстремальными температурами и на высоком пару. А есть те, кто и при 50 градусах похлопает человека веничком, попарит и сильно не устанет. Кому-то и такой вариант подойдет.

Мы всегда думаем, как сберечь себя, чтобы отдать больше сил гостю. И, в конце концов, у всех есть семьи, мы сами у себя есть. Вот и придумываем разное, чтобы не перегреваться. Знаете ведь популярный секрет здоровья: держи ноги в тепле, а голову в холоде. А у нас всё наоборот: головой в жаре, ногами в прохладе. И нам не лишним будет создать некий термос вокруг себя: одеться потеплее, например. Я даже знаю, что некоторые пробовали брать в парную авиационную маску: трубку выводить на улицу, чтобы лучше дышалось, и так парить.

– А гостем вы часто в бане бываете?

– Специально я ее не ищу. Мне больше по душе массаж. Но если приезжаю в новый город, то ради интереса могу заглянуть в баню.

– И что выяснили? Техника банщиков в разных городах отличается?

– Больше скажу: если я посмотрю на незнакомых коллег, то примерно смогу определить, откуда они. Россия – большая многонациональная страна, и баня вобрала в себя разные культуры и традиции.

К примеру, в Санкт-Петербурге банщики работают на низком пару, движения у них легкие, размеренные. Татары так вообще, пока кожа волдырями не покроется, из парной не выйдут. На юге страны баня почти не развита, потому что жарко, и там предпочитают хамам. Уральская школа, куда относится и Тюменская область, славится динамикой и высоким паром. А самой Тюмени присуще разнообразие подходов, потому что на нашей территории живут разные народности.

И сегодня мы можем обмениваться опытом благодаря банным форумам и чемпионатам профмастерства. Ведь это крайне интересно. Популярность набирает и банный туризм. К нам приезжают гости из Тольятти, Москвы, Санкт-Петербурга, даже иностранцы бывают. Сомневаюсь, что кто-то едет целенаправленно в наши бани. Но в Тюменской области отлично развиты термальные источники, а мы с ними прекрасно дополняем друг друга.

«Часто прошу гостя поблагодарить веник»

– Банный туризм, соревнования, форумы... Выходит, баня сегодня в тренде?

– Да, и это очень хорошо! В популяризацию вмешались политические и экономические факторы. Но в любом случае здорово, что мы вновь ориентируемся на русские ценности. Ведь в 2000-х случился бум подвальных саун, с кожаными диванами, алкоголем... История превратилась в бизнес. И многие выросли на стереотипе, что баня – это грязное место.

Но русская баня не имеет ничего общего с тем, что процветало в начале века. Она про уют и спокойствие. И приведу интересный факт. Не зря Тюмень называют столицей деревень. Благодаря этому мы всегда воспринимали баню как баню. А еще во многих городах женский разряд считается самым убыточным. Но только не у нас (улыбается). Многие тюменские девушки являются ярыми поклонницами бани.

– Итак, раз сегодня баня снова популярна, то нужно вспомнить и традиции, связанные с ней. Например, в бане не принято ругаться…

– Нельзя ссорить с кем-то, браниться. А если ввернуть крепкое словцо на эмоциях, от удовольствия, то пожалуйста.

– Допустим. А о каких еще поверьях вы можете рассказать?

– Баня пропитана фольклором. Ведь издревле она была частью русского быта, даже рожать ходили туда. Конечно, баня обросла приметами и сказками. Да взять нашу Бабу-ягу. Она живет в избушке на курьих ножках, но курьи – не значит куриные. По одной из версий, ее жилище – это курная изба, то есть баня. И в печь она сажала не просто так, и тем более не для того, чтобы съесть своего гостя. Это старая русская традиция «допекать» недоношенных детей.

Своим гостям я тоже рассказываю сказки. Например, вот: мало кто знает, что в бане живет дух банник, и у есть у него жена подируха. Если человек приходит в баню без уважения, то подируха его гонит: то голова начинает болеть, то еще что. Но если по телу бегут мурашки от удовольствия, это подируха царапает вас коготочками. И неважно, сколько человеку лет, даже скептики начинают в это верить! И желания загадывают.

– А с пословицей, что веник в бане – всему голова, вы согласитесь?

– На самом деле, я – не сторонник эзотерики. Верю в физиологию, психологию, на которых всё в бане завязано. Но приметы на пустом месте не появляются: человек всегда стремится наполнить мир вокруг себя смыслом. То же случилось и с веником.

Он – важный атрибут в нашем ремесле. И, чтобы добиться результата, гостя на него нужно настроить. В конце я часто даже прошу человека поблагодарить веник, ведь он проделал большую работу: помог в оздоровлении, тело очистить, от ненужного избавиться.