Светлана Касенова: Как хорошо, что я живу в Заводоуковске
В этом году городу Заводоуковску исполнилось 65 лет
Фото Дениса Моргунова
Далее в сюжете: Луиза Носкова завершила новый набор в школу олимпийского резерва Тюменской области
В этом году городу Заводоуковску исполнилось 65 лет. Району – 60 лет, чуть меньше. Растут села, производства, экономика. Всё это благодаря живущим здесь людям. Через их историю судьба малой родины звучит более достоверно и пронзительно.
Журналист издания «Тюменская область сегодня» встретился с главой Заводоуковского муниципального округа Светланой Касеновой. Они посетили несколько объектов муниципалитета.
«Только Света может стать космонавтом»
Глава Заводоуковского муниципального округа стоит на пороге родной сельской школы. Светлана Касенова – а тогда просто Света – ездила сюда из соседней деревни Яковлево каждый день. А сейчас воспоминает, как каталась на лыжах, решала контрольные по математике и, конечно же, мечтала.
– Многое поменялось здесь? Что чувствуете?
– Когда приезжаю сюда – такой трепет в душе, всегда. На соседней улице дом моей первой учительницы – Эрны Александровны. И здесь же, в селе, живет классная руководительница, Лариса Викторовна. А вот в этом кабинете был мой первый класс. Я, кстати, никогда не ходила в детский сад – в Яковлево его просто не было. Но мне повезло, сестра моей бабушки работала учителем и готовила меня. Я пришла в школу и уже умела считать до ста, знала алфавит… Легко влилась в школьный коллектив.
– За какой партой вы сидели?
– Когда я пришла в школу, была очень высокая. Правда, в 14 лет перестала расти. Но к этому моменту уже как-то прижилось – из-за роста я сидела за последней партой. Иногда за предпоследней. Первый ряд, у окошка. Тогда еще и доски были грифельные, черные – как положено. Была первоклассницей, школа казалась мне огромной. Сразу была активисткой, классом руководила, потом пионерской дружиной, стала секретарем комсомольской организации. И вся моя жизнь в итоге с этим связана.
– Много детей тогда училось в этой школе?
– Сначала сюда ездили ребята из Бигилы, Яковлево, потом добавились из Дронова, Першино. Добирались точно так же, как и сейчас – на школьном автобусе. Дорога была грунтовая, после дождя не проехать. Иногда автобус тянули тягой на тракторе, иногда он просто не приходил, иногда опаздывал. Тогда мы шли по тропинке около леса – два километра пешком. А иногда мальчишки, которым учиться неохота, приезжали на автобусе, а потом по той дорожке обратно шли домой (смеется).
– Получается, вы уже в школе руководили, значит, отвечали за коллектив, за людей. А как, например, двоечников подтягивали? Была такая обязанность?
– У меня вообще ответственность за всё была. К примеру, у меня красивый почерк, и я подписывала всем тетрадки в классе. А подтягивали как? Вовлекали в конкурсы, в турпоходы ходили. Старались, чтобы они вместе с нами всегда находились. А еще я приглашала в свой кабинет – да, у меня, когда я стала руководителем комсомольской организации, он был. Там даже до смешного доходило – мальчишки из старших классов боялись уколов и осмотров стоматолога. Прятались у меня. Убегали и под стол. Приходила, вытаскивала, мол, так нельзя, это же стыдно. Как-то со всеми хорошо общалась – и с двоечниками, и с отличниками.
– А с учителями как?
– Я помню третий класс, День космонавтики, учительница говорила, как это престижно – осваивать космос. И добавила: «У нас вот только Света может стать космонавтом». И я с третьего класса мечтала об этом. И самое-самое интересное – у меня день рождения в один день с Юрием Гагариным – 9 марта.
– Но в итоге пошли учиться на юриста.
– А моя мама мечтала, чтобы я стала учителем. Все мне об этом говорили, да и я так думала. Но судьба распорядилась по-своему. В 90-е профессия юриста стала входить в моду, и я пошла на юридический факультет, мечтая работать в прокуратуре. Поступила, отучилась. Прошла практику в суде и поняла, что это не мое дело. Не получается у меня эмоционально – доказательства за одно, а мои чувства за другое. И тут в местную администрацию понадобился юрист. Сомневалась, но согласилась. И в 22 года стала специалистом правового комитета, через год – уже его председателем. Тогда в администрации на протяжении долгого времени я была самым молодым сотрудником.
– Будто бы и преподавание, и юридическая работа – это про вас сегодняшнюю?
– Да, стараюсь общаться с людьми и говорить на простом русском языке. Сотрудники в администрации хорошо это знают. Я не подписываю ни один документ, пока его не прочитаю. Открываю и сразу вижу ошибки, если они есть. Отправляю обратно – сотрудникам приходится самостоятельно искать и исправлять их. И прокурором в администрации тоже бываю. Рассматриваем обращения граждан. Одни хотят срубить старые тополя, другие постоянно жалуются из-за вырубки. Решаем, ищем компромиссы. Так же ли это тяжело эмоционально? Сейчас у меня возраст совершенно другой. Жизненный опыт накладывает отпечаток.
– А есть что-то космическое в вашей работе? Что-то от той самой первой мечты?
– Мечты о Заводоуковске точно космические, планы космические. И я иногда сижу и думаю, что мне не хватит моего рабочего, профессионального пути, чтобы воплотить всё, что у меня в голове есть. Но мечты надо немного приземлить, и всё вполне реально. Я говорю нашим сотрудникам администрации, что мы должны с вами работать так, чтобы человек, выходя на улицу, думал: «Как хорошо, что я здесь живу».
– Не жалеете, что не получилось стать прокурором или тем же космонавтом?
– Не жалею. У меня об этом часто спрашивают. Вот, мол, приглашали в Тюмень на разные должности, а я всегда отказывалась. Иногда были причины – дети маленькие, родители здесь, а потом… я сознательно искала причины остаться.
– Где родился, там и пригодился?
– Да, я верю в это всей душой. Дедушка мечтал: «Вот Светка вырастет и тогда…» Папа всегда говорил, что я должна остаться здесь – много пользы принесу. И когда мне предложили стать главой, первым об этом узнал мой супруг, а вторым стал папа. Я в тот же вечер поехала к нему за советом.
«Видят перспективу»
Высокие деревья, памятники и взлетающий планер в центре парка – макет, напоминающий о военных заслугах Заводоуковска. В 40-е годы прошлого века здесь строили безмоторные летательные аппараты – ведь и древесины много, и рабочие руки есть. Более половины деревянных планеров Советского Союза производили в этой сибирской глубинке. В прошлом году при поддержке правительства региона и партии «Единая Россия» в городе открыли памятную зону «Крылья Победы».
Фото Дениса Моргунова
– Мы, когда памятную зону делали, задумывали так: вот стоит солдат, смотрит на пролетающий планер над взлетной полосой. А на постаменты, кстати, нанесены фамилии всех работников авиазавода, все имена, что мы смогли восстановить. Рядом решили поставить детскую площадку, тоже тематическую – там свои «самолетики», – показывает парк Светлана Анатольевна.
Глава Заводоуковского муниципального округа подчеркивает – месторасположение памятной зоны обсуждалось с населением, запускали опросы в социальных сетях, размещали их на «Госуслугах». В итоге остановились на Парке машиностроителей – недалеко от него стоит машиностроительный завод, где раньше и строили планеры. Такой подход – через совместные обсуждения и решения – позволяет достигать результатов. Так Центральный парк Заводоуковска победил на Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды.
– Раньше, в советское время, тут был парк аттракционов с качелями. К концу 80-х он развалился, территория запустела. Все мечтали о восстановлении. Проект обсуждали с населением: и со старшим поколением, и с молодежью. Все локации согласовывали, выиграли в конкурсе, который реализовывался в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда», построили на федеральные и областные деньги. А в прошлом году парк стал лауреатом первой парковой премии России, – с гордостью рассказывает Светлана Анатольевна. – Вот даже здесь раньше было болото. А по проекту – пруд. Строители долго не могли дойти до воды, очищали и очищали. Я всё думала: «Так где же она?», волновалась. А потом вода появилась! Теперь здесь пруд, набережная, а зимой заливают каток.
Парк достаточно большой – 6 гектаров. В нем регулярно появляются новые арт-объекты. А еще он ежегодно становится площадкой для фестиваля «Колмаковский пряник». Уже разработаны туристические маршруты – в прошлом году на фестиваль приехали две организованные группы из областной столицы. Сейчас работают турагентства, музей, специалисты проводят экскурсии – как пешие, так и автобусные.
– Бизнес развивается активно и вкладывается. К примеру, в 2024 году на сопровождении было 102 инвестиционных проекта! В сравнении, годом ранее – 32. Инвесторы вкладываются в свою землю, видят перспективу. Это проекты в сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг, что самое важное! – подводит итоги Светлана Касенова.
«Главное – время и руки!»
В одной из пекарен Заводоуковска можно купить пряник, приготовленный по старинной рецептуре. Он представляет собой достаточно большой и плоский прямоугольник из плотного теста, при этом разделенный на клеточки – в каждой из них есть сокращенное слово псалма «Живый в помощи Вышняго...».
– Да, это исторически подверженный факт. Купцы Колмаковы на свои пряники наносили текст из 90-го псалма. Мы так и делаем – берем несколько букв, пишем в сокращенном варианте – видите, в самом начале написано «ЖИВ» – объясняет Кристина Колобанова, пекарь, индивидуальный предприниматель.
Колмаковы торговали разными товарами – у них было мукомольное, пряничное, маслобойное производство. А еще они были верующими – это объясняет украшение пряников псалмами. Благодаря династии купцов Заводоуковская Заимка разрослась, появилась железная дорога и даже, как утверждают некоторые исследователи, теплица с бананами!
– Мы искали изюминку города. Начали с памятника купцу Колмакову на музейной площади. Потом решили раскручивать эту идею – развивать туризм и гастрономию. Долго искали рецепт – везде нам говорили: «Не сохранился». Собирали по крупицам: в музеях Заводоуковска, Тюмени, Тюменской области. Нашли упоминания ингредиентов, технологий. Это была кропотливая многолетняя работа! – вспоминает Светлана Анатольевна.
После этого в Заводоуковск пригласили специалиста из столицы – восстановить рецепт и адаптировать его на современный лад. Так, к примеру, заменили картофельную патоку. Но специи остались прежними: это кардамон, душистый перец, корица и цедра апельсина. Причем всё, как и в оригинальном рецепте, измельчают вручную. После замешивания тесто оставляют на несколько дней – оно должно «вылежаться». Катают шарики, формуют, запекают.
– Остывшие пряники промазываем венгерской глазурью, покрываем золотом – кандурином – и упаковываем в пленку. Здесь главное – время и руки! Признаюсь, уже мечтаю об автоматизированном цехе, таком вот «пряничном заводе», – рассказывает пекарь.
45 тонн молока ежедневно
Едем смотреть еще одно предприятие – один из лидеров сельского хозяйства округа. В просторном ангаре расположены 600 коров – они беспривязные, могут свободно гулять, есть, лежать и чесать бока о специальные щетки. Кормят их круглосуточно, доят – дважды в день. Как итог – каждые сутки предприятие отправляет 45 тонн молока на перерабатывающий завод.
История этого предприятия уходит корнями в далекое прошлое. Директор Алексей Швецов почти 50 лет работает в этом хозяйстве, пришел сюда сразу после окончания сельхозинститута, но до сих пор удивляется – недавно в архивах нашел книгу 1936 года. Она стала уточнением истинного возраста агрофирмы:
– Мы всегда считали, что Падунское было создано в 1920, в этом году отметили 105-летие. В книге же написано, что отсчет хозяйства ведется с 1918 года, – объясняет Алексей Иванович.
На предприятии содержится почти четыре тысячи голов крупнорогатого скота, в том числе 1300 голов – дойное стадо Производственные показатели впечатляют – в прошлом году надой на одну фуражную корову составил 11 432 килограмма, а за год было произведено свыше 15 тысяч тонн молока.
Поголовье содержится в современных условиях – уютные животноводческие помещения были построены в 2007 году по программе государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Кроме того, на ферме имеются родильное отделение и помещения для доращивания молодняка.
– Они под лампой находятся для того, чтобы обсохнуть. Вот этот учится стоять, а вот эти еще мокрые даже – да, он совсем недавно рожденный. Его принимала ночная смена, – показывает на малышей руководитель предприятия.
Все они одной породы – это голштино-фризские коровы. Осеменяют коров искусственно, закупают семя импортных быков. После приобретения УЗИ-аппарата удалось в 2 раза сократить сроки определения стельности коров, что значительно увеличило эффективность воспроизводства стада.
– Средняя продолжительность продуктивной жизни коровы составляет 3 года, хотя бывают коровы имеющие 5–6 лет лактаций. – рассказывает Алексей Иванович.
Хозяйство постоянно модернизируется. В прошлом году заменили крыши коровников, в этом году обновили покрытие кормовых столов. Сейчас идет замена вентиляторов – их будет 40 штук, нужны они для поддержания комфортного микроклимата в животноводческих помещениях. – Алексей Иванович признается, что содержание высокопродуктивных коров рентабельно, в отличие от мясного скотоводства.
Предприятие, чья история насчитывает более века, успешно сочетает традиции с современными технологиями, оставаясь лидером молочного производства в своем районе.
«Надо, надо завершить!»
Недалеко от коровников – буквально за поворотом дороги – раскинулись поля. На одних колосятся уже готовые к уборке многолетние травы, на других зеленеют всходы зерновых и яровых культур. Заводоуковская земля щедрая. По итогам соревнования в отраслях сельского хозяйства в Тюменской области заводоуковцы более 10 раз из 23 лет истории соревнований становились победителями и обладателями переходящего знамени губернатора.
– Я вот почему здесь остановился (проезжая мимо – прим. автора) – сначала мы сеяли кукурузу на поле справа от дороги, а через 3–4 дня высадили кукурузу уже слева. Разница во времени небольшая, но какая в росте, смотрите, – обращает внимание на влияние погодных условий в период сева на темпы роста культур Алексей Швецов, директор ЗАО «Падунское».
Почти на 6,5 тысячах гектар растениеводы выращивают пшеницу, ячмень, овес, выращивают кукурузу, многолетние травы, однолетние, просо. Для обеспечения сытой зимовки своего поголовья скота, ведь это главная цель растениеводческого направления предприятия. Чтобы прокормить всё стадо, падунцам необходимо заготавливать на зиму 16 000 тонн сенажа, 12 000 тонн кукурузного силоса и 1 000 тонн сена. Всё уходит на корм, но при благоприятных условиях остатки становятся переходящим фондом – даже сейчас, в конце июня, под крышами хранится много стогов сена.
Фото Дениса Моргунова
Но последние дни агрономы переживают из-за осадков – плохо, когда дождей нет, но и когда они не прекращаются, появляются свои сложности. Надо начинать заготовку кормов, а влажность высокая. Вторая проблема – из-за дождя затрудняется проходимость техники на полях. Алексей Иванович признается: в этом районе за одну только прошлую субботу выпало 20 миллиметров осадков, это почти половина месячной нормы. Но аграрии справляются, есть цель – вырастить хороший урожай, собрать его в срок – и её надо достигнуть. И мы уверены, благодаря высочайшему профессионализму работников сельского хозяйства и любви к родной земле – эта цель покорится!
В момент завершения уборочной кампании глава Заводоуковского муниципального округа готовит диплом каждому предприятию – иногда его получается вручить прямо в поле.
– Знаете, они еще и скрывают от нас, что закончили – только утром об этом говорят. А мы, как получаем информацию, сразу выезжаем, поздравляем руководителя. И есть традиция – покупаем арбуз и дыню и отдаем их мужчинам, той бригаде, работавшей в поле, – объясняет Светлана Анатольевна. – А еще у нас есть единственная женщина руководитель сельхозпредприятия – Татьяна Мосеева. Она, как правило, завершает уборку первой. К ней – обязательно с цветами!
Заводоуковский муниципальный округ старается завершить уборочную кампанию первым среди районов – это и производственная цель, и азарт. В том году об урожае очень волновались – по словам Светланы Анатольевны, весной везде шли дожди, а в Заводоуковске их не было. Осенью, наоборот, надо было убирать хлеб, но мешала большая влажность. Механизаторы стояли, переживали: «Надо, надо, надо завершить!»
– И знаете, наши аграрии справились – и при этом стали первыми! – вспоминает глава муниципалитета. – Вы спрашивали про любовь к родной земле, к труду – так вот, она в крови у наших работников сельского хозяйства. Здесь сильны традиции, очень много трудовых династий. Люди с молоком матери впитали эту любовь к малой родине.

