Как социальные работники помогают тюменским бабушкам и дедушкам
С большой душой и добрым сердцем. Профессиональный праздник отмечают социальные работники 8 июня
Фото Сергея Куликова
Далее в сюжете: Получившие паспорта тюменские подростки мечтают стать тренерами и онкологами
В календаре профессиональных праздников много дат. Но есть одна профессия, связанная с особой миссией – помогать нуждающимся, опекать слабых и беззащитных. 8 июня в России отмечается День социального работника. В системе социальной защиты Тюменской области трудятся 400 социальных работников, которые предоставляют социальные услуги на дому более 7 000 граждан, нуждающихся в уходе.
Рабочий день социального работника Людмилы Шкляевой начинается рано. Утром она успела сбегать за продуктами, приготовить кашу и накормить одну из своих подопечных. Уже в 10 часов – на втором адресе, в доме Натальи Андреевны Симоновой. Три года женщина заботится о 97-летней тюменке, а с некоторыми из своих подшефных знакома уже более 20 лет. Общий стаж в профессии социального работника насчитывает три десятилетия.
Родной человек
– Этот человек дан мне Богом. Внимательная, добрая, спокойная, появилась она в моем доме по рекомендации знакомой. Представилась Людмилой Ивановной. Поглядела на нее, как-то она мне сразу приглянулась: «Такая хорошенькая. Какая Людмила Ивановна?». И вот уже три года со мной Людочка – больше никак, – признается Наталья Андреевна.
Фото Сергея Куликова
У нее два сына, внуки и уже правнуки. Они не забывают о бабушке, но дети и сами уже немолоды, так что помощь социального работника очень кстати. Тюменка, хоть уже вплотную приблизилась к столетнему юбилею, еще старается многое делать сама, даже готовит, но вот помыться или сделать уборку без помощи уже не может.
– Не представляю, как бы обходилась без нее. Недавно сообщила мне, что уходит в отпуск. Я так распереживалась, ночь не спала – кто-то ко мне придет? Она же для меня родной человек, – признается бабушка.
Непростая жизнь
Раскрываются пожилые люди не сразу и не всем, их доверие еще нужно заслужить. Понемногу, постепенно рассказала Наталья Андреевна соцработнику о своей жизни.
Родилась она в Омской области. В годы Великой Отечественной войны хрупкую 13-летнюю девочку взяли работать на эвакуированный из Ленинграда завод. Там юная Наташа трудилась в цехе по изготовлению деталей для самолетов, потом работала заливщицей. Далее были курсы медсестер, которые организовали тут же при заводе. Спустя три месяца учебы отправилась Наталья на передовую, да только повоевать не довелось: получила боевое ранение – вражеский снаряд взорвался рядом с машиной, осколки угодили ей в голову и живот. Пока лежала в госпитале, война закончилась.
Доучилась в вечерней школе, поступила в институт, вышла замуж, в семье появились двое детей. В 1963 году переехали в Тюмень. Жизнь не была простой. Давно уже нет мужа, выросли дети и внуки. Сейчас она даже по дому передвигается с ходунками, а на улице уже и не вспомнит, когда была в последний раз. Главная связь с миром идет через ее Людочку.
Фото Сергея Куликова
Это она, делая работу по дому, сообщает, что во дворе зацвела сирень и поют птицы, что подорожала картошка, а в магазинах стали продавать абрикосы – значит, совсем лето наступило… Она поинтересуется, как самочувствие, и лишний раз измерит давление, скачущее вверх-вниз от перепадов погоды. Людмила проверит, пришла ли выплата, и даже найдет и принесет расческу, чтобы на фотографии бабушка получилась во всей красе: «вдруг какой-то дедушка увидит и влюбится».
Как в семье
– Я ничего не знала о соцработе, когда знакомая предложила попробовать. Решила, что пойду на полгода, не больше. А задержалась на 30 лет. Это моя профессия. Помню всех своих подопечных – все они разные по возрасту, образованию, характеру, мировосприятию. У каждого своя боль, свои проблемы. Хочется облегчить их жизнь – мы становимся их руками и ногами, а в первую очередь – их связью с миром, – говорит Людмила Шкляева. – Прихожу к подопечной, вижу – расстроена, готова заплакать. Естественно, я могла бы сделать работу, закрыть двери и уйти, но я так не могу: пока не подниму ей настроение, пока она не заулыбается – не уйду. Бывает, и у меня что-то болит, что-то тревожит, но я этого не показываю. Иногда не я им, а они мне настроение поднимают: песни поют, стихи читают.
Людмила признается, что помнит всех своих подопечных – все они разные по возрасту, образованию, характеру, мировосприятию. У каждого своя боль, свои проблемы. «Хочется облегчить их жизнь – мы становимся их руками и ногами, а в первую очередь – их связью с миром», – говорит она.
В детстве Людмилу воспитывали бабушка и дедушка, что очень помогло в работе, которой она привыкла отдаваться полностью, без остатка, и стала своей для многих опекаемых ею.
– Каждый мой день как будто короткометражный художественный фильм – кто-то мне истории рассказывает, кому-то – я. Целые мини-спектакли получаются. Пока мою пол или посуду, мне сообщают, например, как в России отменяли крепостное право: мы изучали это в школе, а я – еще и на примере прадеда своего подшефного. Мы же не роботы, поддерживаем разговор, чувствуем настроение. Это как в семье. Многие меня даже доченькой называют! Они привыкают, и мы привыкаем. Они за нас переживают, а мы – за них, – признается соцработник.
Просто по-человечески
Задача Людмилы Ивановны – выполнить всё согласно договору. Для каждого опекаемого – свой перечень. Но и жизнь вносит коррективы. Например, иногда начинать визит приходится не с запланированных уборки или подготовки документов, а с измерения давления, покупки необходимого лекарства, вызова врача. Или бабушка вспомнила о лежащей на антресолях шали, но найти ее не может, и уже чуть не плачет – в поиски включается Людмила.
– Мы им помогаем, чем можем – и это наша работа, – признается она. –Помимо договора, не могу не исполнить и по-человечески какую-то просьбу. А еще мы – универсалы: должны разбираться в политике, чтобы поддержать разговор, быть экономистами – не покупать в магазине всё без разбора, а просчитывать цены и отслеживать акции, немного юристами – знать, какие льготы оформить, и прочее, – поясняет Людмила Ивановна.
Фото Сергея Куликова
Не секрет, что с возрастом кроме букета заболеваний многие люди приобретают и такие качества, как забывчивость, обидчивость, раздражительность. «Я не капризная, это болезнь капризная», – например, говорит Наталья Андреевна. Соцработник, как психолог, должен учитывать все нюансы поведения, иметь запас терпения, понимания, сострадания, чтобы, несмотря ни на что, поддержать своих подопечных. А еще по-доброму проявить интерес, подарить немного внимания, простого человеческого участия.
Обогреть и защитить
На ее попечении находятся сегодня 16 человек. В день – по 5–7 визитов. Кому – лекарства, кому – уборка, другим приготовить супчик или помыть в ванне. Вот сейчас после Натальи Андреевны ей нужно бежать в магазин за продуктами для другой подшефной, а потом оказывать услуги сиделки. К вечеру устает, но силы дают ее же бабушки, их благодарность, а еще понимание того, что делаешь человеку добро.
Когда случаются минуты хандры, Людмила Шкляева перечитывает поздравление с Новым годом, полученное от одной из своих подопечных в далеком 2011-м. Посланий было немало, но это она хранит как знак важности дела, которому посвятила жизнь.
«Милая Людочка, спасибо тебе! Ты помогаешь нам жить! Твое отзывчивое сердечко старается всех обогреть, защитить. Ты сохранила в себе прекрасный букет человеческих качеств – честность, порядочность, доброту. Храни тебя Бог!»

