Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Геология – призвание и образ жизни

Слушать новость
Геология – призвание и образ жизни. .

В первое воскресенье апреля в нашей стране отмечают День геолога. В истории Тюменской области, недра которой богаты полезными ископаемыми, люди этой профессии играют особую роль.

В преддверии праздника расскажем о геологах нефтедобывающего предприятия «РН-Уватнефтегаз» (входит в НК «Роснефть»), на долю которого приходится 80 процентов добываемой в регионе нефти. Еще одна его особенность заключается в том, что в недрах Уватского района находятся небольшие по размеру, удаленные друг от друга месторождения, разрабатывать ко­торые приходится в условиях автономии.

Заглянуть в недра земли

Современный геолог должен хорошо понимать строение месторождения, зако­номерности залегания продуктивных пла­стов и применять весь спектр инструментов геологического изучения, считает главный специалист отдела геолого-гидродинамического моделирования Адель Шилова.

– Мы ведем поиски нефтяных месторождений как в районах высокой изучен­ности, так и в более сложных условиях, на больших глубинах или в нетрадиционных отложениях. За последние годы в хорошо, казалось бы, геологически изученном Уватском районе по материалам сейсморазведочных работ было локализовано немало перспективных структур. Мы ищем не просто мелкие объекты, а целые нефтегазоносные комплексы, которые по тем или иным причинам выпали из фокуса нашего внимания. К примеру, баженовские отложения на севере района никогда не считались перспективными, но последние результаты исследований доказали обратное. Новые подходы позволяют поддерживать нефтедобычу в регионе на заданном уровне и с уверенностью смотреть в будущее.

Фото Андрея Сергиенко

Адель Радиковна выросла в семье геологов.

– Мама – геолог, папа – геофизик, у каждого больше 35 лет стажа. Оба осваивали Север – там и познакомились. Я родилась и выросла в маленьком городке нефтяников, впитала эту атмосферу с детства, поэтому мой путь в профессию был предопределен. Когда пришло время выбирать вуз, отказалась от переезда в Москву или Казань, откуда родом мои родители. Ближайшим городом была Тюмень, я поступила в Тю­менский индустриальный университет на кафедру геологии и уже с третьего курса начала работать в Тюменском проектном научном центре, – рассказала Адель Шилова.

Уже более 10 лет она принимает участие в экспертизе авторских геолого-гидродинамических моделей для всех месторождений «РН-Уватнефтегаза». Интенсивность рабо­ты исключает рутину: за последнюю пятилетку в среднем бурится до 10 скважин каждый месяц. Работы много – всё время что-то новое.

Она отмечает, что новые технологии значительно упростили работу: раньше была только 2D-сейсмика, модели были менее точными. Сейчас есть 3D, 4D-сейсмика, ней­росети, которые адаптируют информацию.

Но даже в современном технологичном мире не обойтись без человека. «Сколько геологов – столько и мнений», – приводит Адель Радиковна распространенную среди коллег поговорку. Геолог заглядывает на 2 000–2 700 метров в глубину. Но невозможно точно сказать, что там, под землей. Каждый специалист приводит аргументы и защищает свою точку зрения.

Она любит свою работу, которая ее увлекает и вдохновляет. Несмотря на загруженность, Адель Шилова активна во всех сферах своей жизни, воспитывает двоих сыновей. Младший, девятилетний Тимофей о выборе профессии еще не думает, а старший Ярослав, которому уже 13 лет, говорит, что будет цирковым артистом. При этом по линии отца у него в роду пять поколений геологов! Ему бы идти по их стопам, но мальчик пока выбирает другой путь. Родители не настаивают и поощряют увлечения сына. Правда, надеются, что в момент выбора профессии геология возьмет верх.

Передовые технологии и опыт

Ведущий специалист отдела анализа эф­фективности геолого-технических мероприятий Максим Соснин работает в «РН-Уватнефтегазе» уже четыре года. Он пришел на Уватский проект молодым специалистом и за это время профессионально вырос и рас­крыл свой потенциал.

Максим Соснин родился в Башкирии – регионе, где добыча нефти началась одной из первых в России.

– Во время поездок по республике видишь вдоль дорог станки-качалки. В детстве спрашивал: «Что это? Для чего?» Каждый взрослый рассказывал об этом на свой лад, для меня это всегда было интересно, – вспо­минает геолог.

Фото Андрея Сергиенко

Это детское любопытство привело его в Санкт-Петербургский горный университет, где он обучался по направлению «Разработка нефтяных и газовых месторождений». После вуза начал с рабочей специальности – оператором по добыче нефти и газа. Параллельно участвовал в научно-техниче­ских конференциях «Роснефти», которые открыли для молодого специалиста новые возможности.

– Уватский проект достаточно молодой и перспективный. Здесь применяются со­временные методы добычи и передовые технологии. Мы оцениваем показатели работы скважины до и после проведения геолого-технических мероприятий. Наша главная цель – повышение нефтеотдачи на месторождениях, – рассказывает о своей работе Максим.

К примеру, для увеличения продуктивности нефтяного пласта на скважине про­водят гидроразрыв или обработку призабойной зоны.

Геолог отмечает, что на первых этапах работы у молодых специалистов есть наставники – это очень помогает адаптироваться в коллективе и в профессии, впитать корпоративную культуру.

Максим Соснин считает, что легкой работы у геологов не бывает, но трудности его только закаляют.

– Если есть возможность развиваться, получать знания и видеть результат своего труда, то это стоит всех усилий, – говорит он.

Свободное время геолог целиком посвя­щает близким.

– На работе провожу больше времени, чем дома, поэтому вне офиса главное – семья, – делится геолог.

Добыча по-научному

Специалист геологической службы укрупненного нефтепромысла № 2 «РН-Уватнефте- газа» Денис Салихянов участвует в разработке месторождений непосредственно на нефтяном промысле. Работает вахто­вым методом: месяц на месторождении, месяц – дома.

Денис Салихянов – потомственный нефтяник.

– Отец работал на буровой, и его рассказы меня целиком захватывали, – вспоминает он.

Фото Андрея Сергиенко

Молодой человек учился в Тюменском индустриальном университете, а после его окончания начал работать оператором добычи на знаменитом Самотлорском ме­сторождении.

– После Самотлора пришел работать в «РН-Уватнефтегаз». И могу сказать, что здесь геология сама меня выбрала, так сложился профессиональный путь, – говорит Денис.

По его словам, геологическая служба такого современного нефтегазодобываю­щего предприятия, как «РН-Уватнефтегаз» – это по сути научный блок, а геолог в нефтянке выполняет те же исследовательские задачи, что и ученый: ему приходится иметь дело с объектами, которые находятся на глубине в несколько тысяч метров. Только инженерный и геолого- геофизический анализ, выполнение множества различных расчетов, сопоставление результатов и оценка вероятностей помогают получить полную картину того, что на­ходится под землей.

– Для выполнения поставленных задач у нас есть набор инструментов и программных продуктов, которые постоянно совер­шенствуются, мы движемся в ногу с прогрессом, – делится секретами профессии ведущий геолог.

По его словам, среди основных источников получения необходимой информации, в первую очередь, сейсмические исследования и скважинные данные – бурение, керны, каротаж (геофизика), пробы нефти, газа и воды. В то же время повышается точность прогнозирования и сложность интерпрета­ции, поэтому геолог должен быть настоящим универсалом, обладающим глубокими профессиональными знаниями.

Несмотря на плотный рабочий график, Денис много времени уделяет спорту – на месторождениях «Роснефти» есть такая возможность. На вахте это помогает раз­грузиться и свежим взглядом посмотреть на привычные цифры и графики.

***

Каждый из наших героев принимает активное участие во всех стадиях жизни место­рождений и занимает свое место в сложной цепочке нефтедобычи. Их глубокие знания и колоссальный опыт помогают принимать ответственные решения и определять вектор развития топливно-энергетического комплекса России.

Подсчет запасов, мониторинг сырьевой базы, создание и актуализация трех­мерных геологических моделей, геолого-экономическая оценка запасов, прогнозирование нефтегазоносности, сейсмические исследования и их мониторинг – вот далеко не полный перечень геологических задач, выполняемых сегодня специалистами предприятия. Но за цифрами, сложными расчетами и технологиями проступает всё тот же дух геологов-искателей. Благодаря им и их неутомимой жажде открытий меняется мир.

Фото Сергея Татарских

В первое воскресенье апреля в нашей стране отмечают День геолога. В истории Тюменской области, недра которой богаты полезными ископаемыми, люди этой профессии играют особую роль.

В преддверии праздника расскажем о геологах нефтедобывающего предприятия «РН-Уватнефтегаз» (входит в НК «Роснефть»), на долю которого приходится 80 процентов добываемой в регионе нефти. Еще одна его особенность заключается в том, что в недрах Уватского района находятся небольшие по размеру, удаленные друг от друга месторождения, разрабатывать ко­торые приходится в условиях автономии.

Заглянуть в недра земли

Современный геолог должен хорошо понимать строение месторождения, зако­номерности залегания продуктивных пла­стов и применять весь спектр инструментов геологического изучения, считает главный специалист отдела геолого-гидродинамического моделирования Адель Шилова.

– Мы ведем поиски нефтяных месторождений как в районах высокой изучен­ности, так и в более сложных условиях, на больших глубинах или в нетрадиционных отложениях. За последние годы в хорошо, казалось бы, геологически изученном Уватском районе по материалам сейсморазведочных работ было локализовано немало перспективных структур. Мы ищем не просто мелкие объекты, а целые нефтегазоносные комплексы, которые по тем или иным причинам выпали из фокуса нашего внимания. К примеру, баженовские отложения на севере района никогда не считались перспективными, но последние результаты исследований доказали обратное. Новые подходы позволяют поддерживать нефтедобычу в регионе на заданном уровне и с уверенностью смотреть в будущее.

Фото Андрея Сергиенко

Адель Радиковна выросла в семье геологов.

– Мама – геолог, папа – геофизик, у каждого больше 35 лет стажа. Оба осваивали Север – там и познакомились. Я родилась и выросла в маленьком городке нефтяников, впитала эту атмосферу с детства, поэтому мой путь в профессию был предопределен. Когда пришло время выбирать вуз, отказалась от переезда в Москву или Казань, откуда родом мои родители. Ближайшим городом была Тюмень, я поступила в Тю­менский индустриальный университет на кафедру геологии и уже с третьего курса начала работать в Тюменском проектном научном центре, – рассказала Адель Шилова.

Уже более 10 лет она принимает участие в экспертизе авторских геолого-гидродинамических моделей для всех месторождений «РН-Уватнефтегаза». Интенсивность рабо­ты исключает рутину: за последнюю пятилетку в среднем бурится до 10 скважин каждый месяц. Работы много – всё время что-то новое.

Она отмечает, что новые технологии значительно упростили работу: раньше была только 2D-сейсмика, модели были менее точными. Сейчас есть 3D, 4D-сейсмика, ней­росети, которые адаптируют информацию.

Но даже в современном технологичном мире не обойтись без человека. «Сколько геологов – столько и мнений», – приводит Адель Радиковна распространенную среди коллег поговорку. Геолог заглядывает на 2 000–2 700 метров в глубину. Но невозможно точно сказать, что там, под землей. Каждый специалист приводит аргументы и защищает свою точку зрения.

Она любит свою работу, которая ее увлекает и вдохновляет. Несмотря на загруженность, Адель Шилова активна во всех сферах своей жизни, воспитывает двоих сыновей. Младший, девятилетний Тимофей о выборе профессии еще не думает, а старший Ярослав, которому уже 13 лет, говорит, что будет цирковым артистом. При этом по линии отца у него в роду пять поколений геологов! Ему бы идти по их стопам, но мальчик пока выбирает другой путь. Родители не настаивают и поощряют увлечения сына. Правда, надеются, что в момент выбора профессии геология возьмет верх.

Передовые технологии и опыт

Ведущий специалист отдела анализа эф­фективности геолого-технических мероприятий Максим Соснин работает в «РН-Уватнефтегазе» уже четыре года. Он пришел на Уватский проект молодым специалистом и за это время профессионально вырос и рас­крыл свой потенциал.

Максим Соснин родился в Башкирии – регионе, где добыча нефти началась одной из первых в России.

– Во время поездок по республике видишь вдоль дорог станки-качалки. В детстве спрашивал: «Что это? Для чего?» Каждый взрослый рассказывал об этом на свой лад, для меня это всегда было интересно, – вспо­минает геолог.

Фото Андрея Сергиенко

Это детское любопытство привело его в Санкт-Петербургский горный университет, где он обучался по направлению «Разработка нефтяных и газовых месторождений». После вуза начал с рабочей специальности – оператором по добыче нефти и газа. Параллельно участвовал в научно-техниче­ских конференциях «Роснефти», которые открыли для молодого специалиста новые возможности.

– Уватский проект достаточно молодой и перспективный. Здесь применяются со­временные методы добычи и передовые технологии. Мы оцениваем показатели работы скважины до и после проведения геолого-технических мероприятий. Наша главная цель – повышение нефтеотдачи на месторождениях, – рассказывает о своей работе Максим.

К примеру, для увеличения продуктивности нефтяного пласта на скважине про­водят гидроразрыв или обработку призабойной зоны.

Геолог отмечает, что на первых этапах работы у молодых специалистов есть наставники – это очень помогает адаптироваться в коллективе и в профессии, впитать корпоративную культуру.

Максим Соснин считает, что легкой работы у геологов не бывает, но трудности его только закаляют.

– Если есть возможность развиваться, получать знания и видеть результат своего труда, то это стоит всех усилий, – говорит он.

Свободное время геолог целиком посвя­щает близким.

– На работе провожу больше времени, чем дома, поэтому вне офиса главное – семья, – делится геолог.

Добыча по-научному

Специалист геологической службы укрупненного нефтепромысла № 2 «РН-Уватнефте- газа» Денис Салихянов участвует в разработке месторождений непосредственно на нефтяном промысле. Работает вахто­вым методом: месяц на месторождении, месяц – дома.

Денис Салихянов – потомственный нефтяник.

– Отец работал на буровой, и его рассказы меня целиком захватывали, – вспоминает он.

Фото Андрея Сергиенко

Молодой человек учился в Тюменском индустриальном университете, а после его окончания начал работать оператором добычи на знаменитом Самотлорском ме­сторождении.

– После Самотлора пришел работать в «РН-Уватнефтегаз». И могу сказать, что здесь геология сама меня выбрала, так сложился профессиональный путь, – говорит Денис.

По его словам, геологическая служба такого современного нефтегазодобываю­щего предприятия, как «РН-Уватнефтегаз» – это по сути научный блок, а геолог в нефтянке выполняет те же исследовательские задачи, что и ученый: ему приходится иметь дело с объектами, которые находятся на глубине в несколько тысяч метров. Только инженерный и геолого- геофизический анализ, выполнение множества различных расчетов, сопоставление результатов и оценка вероятностей помогают получить полную картину того, что на­ходится под землей.

– Для выполнения поставленных задач у нас есть набор инструментов и программных продуктов, которые постоянно совер­шенствуются, мы движемся в ногу с прогрессом, – делится секретами профессии ведущий геолог.

По его словам, среди основных источников получения необходимой информации, в первую очередь, сейсмические исследования и скважинные данные – бурение, керны, каротаж (геофизика), пробы нефти, газа и воды. В то же время повышается точность прогнозирования и сложность интерпрета­ции, поэтому геолог должен быть настоящим универсалом, обладающим глубокими профессиональными знаниями.

Несмотря на плотный рабочий график, Денис много времени уделяет спорту – на месторождениях «Роснефти» есть такая возможность. На вахте это помогает раз­грузиться и свежим взглядом посмотреть на привычные цифры и графики.

***

Каждый из наших героев принимает активное участие во всех стадиях жизни место­рождений и занимает свое место в сложной цепочке нефтедобычи. Их глубокие знания и колоссальный опыт помогают принимать ответственные решения и определять вектор развития топливно-энергетического комплекса России.

Подсчет запасов, мониторинг сырьевой базы, создание и актуализация трех­мерных геологических моделей, геолого-экономическая оценка запасов, прогнозирование нефтегазоносности, сейсмические исследования и их мониторинг – вот далеко не полный перечень геологических задач, выполняемых сегодня специалистами предприятия. Но за цифрами, сложными расчетами и технологиями проступает всё тот же дух геологов-искателей. Благодаря им и их неутомимой жажде открытий меняется мир.