Как биотехнологии спасут человечество от старения и смерти
На планете осталось лишь два больших региона, где рождаемость превышает смертность

Далее в сюжете: Что такое информационная гигиена и как ее соблюдать
Перед человеческой цивилизацией периодически встают глобальные проблемы и вызовы, требующие привлечения всех сил и ресурсов для их преодоления. Это и угроза ядерной войны, и загрязнение мирового океана, и изменение климата. Стремительное старение населения в развитых странах – очередная такая опасность. Она еще недостаточно отрефлексирована и озвучена, но уже грозит превзойти все предыдущие.
На планете осталось лишь два больших региона, где рождаемость превышает смертность, это Африка и Индия. Во всех других странах население сокращается пугающими темпами. Даже китайцев, долгое время бывших демографическими рекордсменами, согласно прогнозам, через четверть века станет на 200 миллионов меньше.
Ставка на повышение рождаемости себя не оправдала. Просто потому, что постиндустриальное общество не «заточено» на высокую рождаемость. А возвращаться в традиционные аграрные уклады вряд ли кому-нибудь захочется. Поэтому всё более популярной становится другая идея – вместо увеличения рождаемости поднять продолжительность активной жизни. А для этого направить в нужное русло развитие биотехнологий.
Обсуждению теоретических и практических аспектов развития таких технологий и была посвящена конференция «Древо жизни», прошедшая на площадке московского Старт Хаба на Красном Октябре. В течение двух дней ведущие ученые-геронтологи, биотехнологические предприниматели и стартаперы, а также эксперты и лидеры мнений в сфере здорового образа жизни и биохакинга обменивались опытом и строили планы на будущее.
«Волонтеры долголетия»
Конференция собрала несколько тысяч участников и более ста спикеров, в числе которых оказался и глава Тюменского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Михаил Мельцер. Он выступил на открытии конференции с докладом «Демографический переход и стратегическая цель: долголетие – ключ к будущему Цивилизации», а также принял участие в пленарной дискуссии «Ключевые задачи продления жизни».

Помимо лекционной программы, тюменская делегация представила на конференции площадку «Волонтеры долголетия», где можно было пройти тесты по определению биологического возраста и интерактивные 3D-презентации фестиваля будущего «Иннофест», посвященные достижениям современного биотеха.
– Ценность конференции в том, что она смогла познакомить сторонников различных аспектов идеи максимального продления человеческой жизни – научных, социальных, философских и других, и помочь им найти точки соприкосновения. Каждый из участников посмотрел на проблему с разных точек зрения, сформировав полную и объективную картину, – рассказывает Михаил. – Я по опыту строительства нашего тюменского Альянса социально ориентированных НКО знаю, что именно такая конфигурация обладает огромным потенциалом для совершения прорывов.
Если мы не обеспечим прорыв в этой области, то во второй половине века столкнемся с тотальным уменьшением количества людей (и прежде всего работоспособного населения), потерей триллионов рублей в экономике и почти неизбежным поражением в конкуренции с искусственным интеллектом.
У нас в России есть силы и ресурсы, чтобы этому противостоять. Конференция «Древо жизни» подняла флаг идеи преодоления пределов человеческой жизни на совершенно новый уровень. И очень важно, что этому мы обязаны молодой команде активистов. Это значит, что в движении появилась новая, полная энергии сила, и на этих людей я возлагаю огромные надежды. Очень рассчитываю на то, что мы, собравшись вместе в Москве, хотя бы немного, но изменили будущее.
Основные направления по продлению жизни
– Каковы на настоящий момент главные научные направления в поисках технических средств продления жизни?
– Их несколько. Самое популярное, куда направлена львиная доля сил и вложений, – так называемый эпигенетический откат. Другими словами – омоложение генома. В разные периоды жизни у нас «включаются» и «отключаются» разные гены. Задача исследователей – «откатить» настройки генома до показателей нужного возраста независимо от числа прожитых лет. На мушках и червях-нематодах такой метод работает. Будет ли так же работать на человеческом организме – сказать пока сложно. Но основания надеяться есть.
Второе направление – корректировка межклеточного матрикса – белковых соединений, на которых «растут» наши клетки. Эти структуры со временем изнашиваются, и клетки стареют вместе с ними. Доказано, что одно сопряжено с другим, потому что, если мы даже возьмем молодые клетки и поместим на изношенный матрикс, они тоже стремительно постареют. Есть основания думать, что этот процесс работает и в обратную сторону – если мы научимся восстанавливать межклеточную основу, омолаживая ее, то и наши клетки будут на ней молодеть без всякого эпигенетического отката.

Совсем новое направление антиэйджинга – физико-математическое моделирование процессов старения и их возможного «отката» при помощи нейронных сетей. В числе прочих этим небезуспешно занимается основатель и научный директор биотехнологической компании Gero Пётр Федичев.
И наконец, самое реальное и достижимое на данный момент направление – это различные виды трансплантаций. Недавно впервые в истории человеку было успешно пересажено сердце свиньи. Возможность выращивать в животных или печатать на биопринтере органы для пересадки человеку и «ремонтировать» с их помощью организм – конечно, не панацея, но может дать человеку много дополнительных лет жизни, а с ними – возможность дождаться новых средств и методов ее продления.
Это лишь некоторые, самые основные из антиэйджинговых направлений. И их количество всё увеличивается. Собственными проектами по продлению жизни обзавелись такие технологические гиганты, как Google с его дочерней компанией Calico (California Life Company), Amazon со своим стартапом AltosLabs, а также множество других.
Если же говорить о социальной составляющей, хотел бы особо выделить крупный проект российского ученого, живущего сейчас в Калифорнии, Михаила Батина, – Open Longeviti. Недавно к нему присоединился известнейший популяризатор науки Александр Панчин, он сейчас пишет книгу на тему радикального продления жизни.

– Технический директор Google Рэймонд Курцвейл считает, что уже в начале 40-х годов при помощи технических средств будет достигнута практически неограниченная продолжительность человеческой жизни. А стало быть, ныне живущее поколение 40–50-летних еще имеет шансы застать эти времена. Согласны ли вы с ним?
– Конечно, считать, что Курцвейл может сказать что-то просто для красного словца, будет явной недооценкой его способностей и уровня осведомленности. Но я полагаю, что это может быть сделано и раньше, и позже – всё зависит от постановки целей и общественных усилий. Если все мы и далее будем считать, что старение и смерть – это неизбежность и, опустив руки, бездействовать, то даже такие энтузиасты, как Курцвейл или Джефф Безос, при всех их возможностях, не смогут сдвинуть систему.
Поэтому главная общественная задача сейчас – добиться, чтобы старение было признано болезнью на уровне ВОЗ и далее рассматривалось именно в качестве болезни, требующей лечения. А стало быть, поиска средств и способов такого лечения на уровне государственных медицинских программ.
Старение – это не проблема каждого из нас в отдельности, не просто личная трагедия для отдельного человека и его близких. Сегодня это – глобальная проблема с гуманистической, демографической и экономической точек зрения, сопоставимая с экологическим, климатическим и другими глобальными кризисами.
Если общество сделает преодоление старости и смерти своей сверхзадачей, как в свое время покорение космоса, когда каждый мальчишка мечтал быть космонавтом, мы сможем достичь результата.
Ранее «Тюменская область сегодня» рассказывала про IT-проект «МетаТюмень». Зачем областную столицу загрузили в 3D-пространство – в этом материале.