Тюменцам объяснили, как убрать со двора брошенный автомобиль
«Автоподснежники» есть везде. За прошлый год в Тюмени выявили более двух тысяч таких машин

Мужчина наводит камеру на старый Nissan – надо сделать пару кадров и можно подавать заявление на эвакуацию. Антон приглядывался к машине несколько месяцев. Сначала ее просто засыпало снегом – слой становился всё толще и толще с каждой неделей. Потом вокруг нее с такой же скоростью начала расти гора мусора. Такие брошенные автомобили можно найти практически в каждом дворе города.
За прошлый год в Тюмени было обнаружено более двух тысяч машин, оставленных водителями на общественных парковках. 256 изъяли уполномоченные организации, остальные эвакуировали владельцы. В городе действует строгий порядок ликвидации брошенных транспортных средств, и первый шаг в решении этой проблемы – их выявление.
Семь лет на одном месте
Квартальные инспекторы регулярно совершают рейды, осматривают общественные территории. Также они реагируют на обращения граждан – как физических, так и юридических лиц. Заявление можно подать через портал управления городом «Тюмень – наш дом» или мобильное приложение «Госуслуги. Решаем вместе». Последним как раз пользуется Антон Юмачиков:
– Моя главная мотивация – наведение чистоты в окружающей меня среде, ведь бесхозные машины препятствуют полноценной уборке дворов. Вокруг и под ними лежит мусор. При длительном простое их начинают «вандалить» – отламывать детали, разбивать стекла, спускать шины. Вид полуразобранных автомобилей иногда побуждает подростков сломать что-нибудь и на соседних.
После того, как Антон оформил заявление, с его двора убрали две машины – одна из них простояла на одном месте целых семь лет, ее будто не замечали! При этом мужчина живет в центре – зачастую там трудно найти свободные парковочные места.
– Опять же, я жалуюсь только на автомобили, которые стабильно вижу в таком состоянии на протяжении минимум трех месяцев. Потому что владелец может быть в отпуске или больнице, – рассуждает мужчина.
Весной он обнаружил в соседнем дворе еще одну заброшенную машину – Антон ежедневно ходит по одному и тому же маршруту, часто обращал на нее внимание. Хозяин так и не появился. Поэтому мужчина решил взять дело в свои руки – сфотографировал, поставил метку на карте и коротко описал проблему в приложении. Дальше в работу включаются управы.
У заброшенных автомобилей своя жизнь после «смерти»
В течение двух рабочих дней после получения заявления должностное лицо управы направляет запрос в органы ГИБДД и размещает информацию на сайте администрации города. Таким образом пытаются выявить владельца. Через 15 календарных дней автомобиль вновь проверяют. Квартальный инспектор совершает повторный осмотр, заполняет акт.
При этом акцент ставится на конкретные признаки «брошенности»:
- Разукомплектованность – отсутствие одного или нескольких конструктивных элементов транспортного средства: двери, колеса, стекла, капота, крышки багажника, крыла, шасси, иных узлов, агрегатов, деталей;
- Транспортное средство является местом скопления мусора, веток, листьев, снега, а также отсутствуют следы протектора шин (в зимний период);
- Наличие свободного доступа в транспортное средство;
- Отсутствие государственных регистрационных знаков;
- Видимые повреждения шин;
- Отсутствие фактов перемещения автомобиля в пределах территории выявления на момент осмотра.
Если эти признаки подтверждаются, в течение пяти рабочих дней информация о будущей эвакуации размещается в открытых источниках. Когда закончится срок, автомобиль изымается. Кстати, все расходы, связанные с его эвакуацией и хранением, ложатся на ее владельца. А что происходит далее?
Если в течение трех месяцев после эвакуации владелец не обратится с обращением вернуть транспортное средство, то управа направляет запрос в органы ГИБДД, проводит оценку стоимости и просит суд признать автомобиль бесхозяйным. После этого есть два пути. Первый – документы направляются в департамент, и машина становится муниципальным имуществом. Второй путь, если автомобиль сильно поврежден и непригоден к эксплуатации, ведет на свалку. Департамент закрепляет его за управой для утилизации, в это время в органах ГИБДД он снимается с регистрационного учета.
Движение – это жизнь и для машины
Но даже если автомобиль «пережил» зиму и его не эвакуировали, проблемы у водителей не исчезают. Находясь без движения и тем более под открытым небом, машина стареет в разы быстрее тех, что регулярно выезжают.
В первую очередь, конечно, страдает аккумулятор – сигнализация, электронный блок управления и другие устройства продолжают получать питание. За несколько недель аккумулятор может сесть полностью. При особо сложных условиях – сильных морозах и длительном времени простоя – владельцу придется покупать новый прибор, подзарядка в этом случае не поможет. Также за зиму может потрескаться резина – как на покрышках, так и на щетках стеклоочистителя. Всё дело в перепаде температур и направленных лучах солнца.
Стоит упомянуть и коррозию – да, под «снежной шапкой» портится всё, но больше всего страдает металл. У оставленных машин начинают гнить пороги, двери, крылья… Моторное масло расслаивается или окисляется, в тормозной жидкости накапливается вода, а из-за перепадов температур топливо то расширяется, то сжимается – бак может просто треснуть.
Отметим также, что за месяцы «без движения» страдают не только автомобили, но и водители, а точнее – их навыки вождения.
– В большей степени риску подвержены пенсионеры. Они обычно используют машины летом – доехать до дачи и обратно. А зимой оставляют под окнами. Иногда проходит около полугода, прежде чем пенсионер вновь садится за руль. За это время забываются правила дорожного движения, теряются какие-то навыки управления. Им нужна адаптация, – отмечает Анжела Борисова, начальник отделения пропаганды областного УГИБДД.
«Подснежники» оттаивают, и начинается работа – одни машины эвакуируют, другие с трудом заводят и отправляют в первые рейсы, третьи отдают в ремонт – вот что значит наступила весна.

Справка
Штраф за парковку брошенных транспортных средств на территориях общего пользования составляет:
- от 1 000 до 5 000 рублей для физических лиц;
- от 5 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
- от 10 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.