Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как тюменцу достался раритетный автомобиль «Комби»

Это первый и последний советский автомобиль с кузовом типа «лифтбек»

Слушать новость
Как тюменцу достался раритетный автомобиль «Комби». Это первый и последний советский автомобиль с кузовом типа «лифтбек».

Ярко-зеленый автомобиль Иж-2125 проезжает по Заречному району. Он приковывает взгляды и на фоне белого снега, и массы черных «китайцев». Мальчишки на остановке достают телефоны, фотографируют, что-то кричат вслед, взрослые – оборачиваются. Ринат Шарафутдинов привык к такому вниманию – эта машина в его семье с детства.

Два «москвича» на весь район

Тогда, в 1989-м, на весь Ярковский район было всего два «москвича» – оба зеленые, точь-в-точь одинаковые, они отличались лишь единственной цифрой в номере. Один из автомобилей принадлежал семье Шарафутдиновых.

– Когда я учился в Ярково в училище, тогда родители и купили эту машину. На ней мы ездили по грибы, на покос, на все хозяйственные дела. Справлялась ли она с нагрузкой? У нас тогда не было выбора. В советские времена встали в очередь и вот попался этот «москвич». А так-то машина хорошая получилась, на ней можно было даже перевозить мешки картошки и сено, как помню.

На тот момент Ринату было 17 лет, и после школы он пошел учиться на водителя. Как получил удостоверение – сразу сел за руль. Спустя много лет продолжает водить «москвич» – но уже так, раз в месяц, для профилактики. «Комби» – это пенсионер, который свое отработал еще в молодости.

– Я вырос в деревне. Там бездорожье было. Только в 2000-х годах у нас мост построили, асфальт наконец-то дошел. До сих пор нет газификации. Наша деревня расположена между реками Тобол и Тура – даже совхоз раньше назывался Междуреченским. Так вот по деревням мы привыкли ездить. На этой машине – по бездорожью, как дождь пройдет, – так проблема была. Отец специально купил резину – она называлась «Снежинка», была вездеходная, – вспоминает Ринат.

Реставрация в память об отце

Зеленый «Комби» ломался, впрочем, как и любая машина. Чинили своими силами. В деревне, где в основном люди держали лошадей, а не автомобили, приходилось разбираться в деталях самостоятельно. Отец Рината был директором школы, преподавал физику, математику – эти знания помогали в работе с техникой. Привлекал к ремонту трактористов, шоферов. Автомобиль берегли, он был особенным – как только в семье появилась грузовая машина, «Комби» выезжал из гаража только для «выхода в свет».

Сейчас владельцем машины стал Ринат. Его матери 83 года, отца уже несколько лет нет в живых. В память о нем мужчина решил отреставрировать автомобиль.

Ремонт занял полгода – перебрали двигатель, от родного кузова осталась только крыша – все остальное пришлось поменять. Машину перекрасили, сиденья обтянули искусственной кожей. Панель решили оставить – под солнцем она пахнет теплым пластиком так же, как и в 1989-м.

– Сажусь за руль – и сразу вспоминаю детство, деревню. Мама поддержала ремонт машины. В прошлом году я ездил к ней. Машину показал, по деревне ее повозил – у нее слезы потекли, – коротко вспоминает мужчина.

Ринат хочет продолжить семейную традицию – у него два сына, старшему 28, младшему 14 лет. Оба уже успели прикипеть к раритету. Ездят вместе с отцом ремонтировать «Комби», помогают, интересуются.

– Я пытался узнать судьбу той, второй машины из нашего района, – рассказывает Ринат, – Как-то видел ее в 90-е, потом в 2000-е замечал. А сейчас ее вообще не видно – наверное, сломалась. Когда в деревню приезжаю, все знакомые говорят, мол, молодцы, что восстановили – таких машин сейчас нет. Все на металлолом сдают, редко кто восстанавливает.

На вопрос, как на ремонт машины отреагировал бы отец, Ринат коротко и с улыбкой отвечает: «Он бы порадовался».

Фото Екатерины Христозовой

Интересно

Название «Комби» происходит из немецкоязычной терминологии и означает любой автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Ижевские мастера использовали иностранное слово, чтобы подчеркнуть «комбинированность» качеств автомобиля, в котором сочетались плюсы и универсала, и седана.

Фото Екатерины Христозовой

Ярко-зеленый автомобиль Иж-2125 проезжает по Заречному району. Он приковывает взгляды и на фоне белого снега, и массы черных «китайцев». Мальчишки на остановке достают телефоны, фотографируют, что-то кричат вслед, взрослые – оборачиваются. Ринат Шарафутдинов привык к такому вниманию – эта машина в его семье с детства.

Два «москвича» на весь район

Тогда, в 1989-м, на весь Ярковский район было всего два «москвича» – оба зеленые, точь-в-точь одинаковые, они отличались лишь единственной цифрой в номере. Один из автомобилей принадлежал семье Шарафутдиновых.

– Когда я учился в Ярково в училище, тогда родители и купили эту машину. На ней мы ездили по грибы, на покос, на все хозяйственные дела. Справлялась ли она с нагрузкой? У нас тогда не было выбора. В советские времена встали в очередь и вот попался этот «москвич». А так-то машина хорошая получилась, на ней можно было даже перевозить мешки картошки и сено, как помню.

На тот момент Ринату было 17 лет, и после школы он пошел учиться на водителя. Как получил удостоверение – сразу сел за руль. Спустя много лет продолжает водить «москвич» – но уже так, раз в месяц, для профилактики. «Комби» – это пенсионер, который свое отработал еще в молодости.

– Я вырос в деревне. Там бездорожье было. Только в 2000-х годах у нас мост построили, асфальт наконец-то дошел. До сих пор нет газификации. Наша деревня расположена между реками Тобол и Тура – даже совхоз раньше назывался Междуреченским. Так вот по деревням мы привыкли ездить. На этой машине – по бездорожью, как дождь пройдет, – так проблема была. Отец специально купил резину – она называлась «Снежинка», была вездеходная, – вспоминает Ринат.

Реставрация в память об отце

Зеленый «Комби» ломался, впрочем, как и любая машина. Чинили своими силами. В деревне, где в основном люди держали лошадей, а не автомобили, приходилось разбираться в деталях самостоятельно. Отец Рината был директором школы, преподавал физику, математику – эти знания помогали в работе с техникой. Привлекал к ремонту трактористов, шоферов. Автомобиль берегли, он был особенным – как только в семье появилась грузовая машина, «Комби» выезжал из гаража только для «выхода в свет».

Сейчас владельцем машины стал Ринат. Его матери 83 года, отца уже несколько лет нет в живых. В память о нем мужчина решил отреставрировать автомобиль.

Ремонт занял полгода – перебрали двигатель, от родного кузова осталась только крыша – все остальное пришлось поменять. Машину перекрасили, сиденья обтянули искусственной кожей. Панель решили оставить – под солнцем она пахнет теплым пластиком так же, как и в 1989-м.

– Сажусь за руль – и сразу вспоминаю детство, деревню. Мама поддержала ремонт машины. В прошлом году я ездил к ней. Машину показал, по деревне ее повозил – у нее слезы потекли, – коротко вспоминает мужчина.

Ринат хочет продолжить семейную традицию – у него два сына, старшему 28, младшему 14 лет. Оба уже успели прикипеть к раритету. Ездят вместе с отцом ремонтировать «Комби», помогают, интересуются.

– Я пытался узнать судьбу той, второй машины из нашего района, – рассказывает Ринат, – Как-то видел ее в 90-е, потом в 2000-е замечал. А сейчас ее вообще не видно – наверное, сломалась. Когда в деревню приезжаю, все знакомые говорят, мол, молодцы, что восстановили – таких машин сейчас нет. Все на металлолом сдают, редко кто восстанавливает.

На вопрос, как на ремонт машины отреагировал бы отец, Ринат коротко и с улыбкой отвечает: «Он бы порадовался».

Фото Екатерины Христозовой

Интересно

Название «Комби» происходит из немецкоязычной терминологии и означает любой автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Ижевские мастера использовали иностранное слово, чтобы подчеркнуть «комбинированность» качеств автомобиля, в котором сочетались плюсы и универсала, и седана.

В Тюменской области поймали почти 700 пьяных водителей за два месяца

09 марта

Известные тюменки рассказали о своих первых автомобилях

08 марта