Специалист телефона доверия назвала проблемы, с которыми обращаются тюменские дети
Позвонить на детский телефон доверия можно по номеру 8-800-2000-122

Известно, что несовершеннолетние ограничены в своих возможностях. В частности, они не могут обратиться за помощью и консультацией к психологам и другим специалистам без того, чтобы об этом не узнали родители. А бывают ситуации, когда это необходимо. Тогда на помощь приходят специалисты детского телефона доверия.
Это бесплатная анонимная служба, созданная по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для оказания экстренной психологической помощи детям и их родителям. Каждый год сюда поступает около миллиона обращений.
Специалисты детского телефона доверия не афишируют себя, поэтому «Тюменская область сегодня» не называет имя собеседницы, которая рассказала, кто и с какими проблемами обращается за помощью.
Позвонить на детский телефон доверия можно по номеру 8-800-2000-122 с любого стационарного или мобильного аппарата или по короткому номеру 124 только с мобильного телефона.
Когда доверие утрачено
– Как возникают ситуации, когда дети не могут обратиться за поддержкой к самым близким людям?
– Если ребенок приходит к родителю и говорит, что с ним случилась беда, а тот его выслушает и, как минимум, не накричит, не отругает – он сделает это и в следующий раз. Но бывает, что взрослым некогда, они отмахиваются и говорят: «Разбирайся сам в своих проблемах». Не потому, что они злые или черствые, а потому, что порой родители не придают особого значения детским переживаниям. Им кажется, что это или сиюминутный каприз, или что ребенок уже достаточно самостоятелен.
На самом деле, если подросток обращается к взрослому, значит, сейчас ему очень сложно, он не справляется, нужны совет или помощь со стороны. Но когда родители оттолкнули и не уделили должного внимания, второй раз, скорее всего, он к ним не подойдет. Доверие утрачено...
Как вариант, может обратиться к ровесникам или школьному учителю, но это совсем не то, что нужно...
Вот тут и необходим детский телефон доверия.
Здесь играет на руку так называемый «эффект попутчика» – незнакомому человеку, да еще по телефону, гораздо легче рассказать о себе и своих проблемах, переживаниях.
– А номера телефонов звонящих не высвечиваются?
– У нас стационарные телефоны, к тому же анонимность – один из принципов нашей деятельности. Позвонивший не обязан сообщать свои данные, даже может представиться вымышленным именем. То же, кстати, касается и консультанта.
Только профессионалы
– Расскажите, кто работает консультантами на телефоне доверия?
– Только опытные профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку по экстренному телефонному консультированию. Специалист должен быть эрудированным, уметь быстро перестраиваться. Каждый звонок – это полноценная психологическая консультация с вопросами-ответами и совместной выработкой алгоритмов действий.
– С какими проблемами обращаются чаще всего?
– Много вопросов о взаимодействии со сверстниками, друзьями, братьями, сестрами и родителями. Бывает, что дети просят помочь не себе, а близким. Говорят: «Я не смогу адекватно и профессионально до них «достучаться», но если бы поговорили вы, было бы очень здорово». Иногда просто передают телефон маме или папе. Но вообще делать так не очень корректно, потому что родитель может быть не готов к подобной беседе. В этих ситуациях мы говорим: «Если взрослый рядом и сейчас готов разговаривать – тогда пожалуйста, а если нет – просто передай ему наш номер телефона, он позвонит, когда посчитает нужным». Зачастую и сами родители делают так – просят консультанта прямо сейчас поговорить с ребенком и сказать, как он должен себя вести, или разъяснить, какое наказание его ждет за тот или иной проступок. Важно понимать, что специалист-психолог не может и не станет заменять родителей, брать на себя их ответственность. Консультант помогает обратившемуся разобраться в причинах его трудностей, его эмоциональном состоянии, понять, какие есть возможности изменить ситуацию в лучшую сторону, переформатировать трудности в опоры для личностного роста.
Иногда специалистам телефона доверия приходится работать со сложными и даже трагическими случаями, например, такими, как желание в сильном эмоциональном порыве наказать обидчика. Тогда консультант обязан отговорить звонящего, привести аргументы и доводы не совершать таких поступков, найти ту ценность, которая не даст ему оступиться. В итоге абонент сам может попросить об экстренной медицинской помощи и назвать свой адрес.
Самый трудный контингент звонящих – люди, готовые сделать последний шаг и попрощаться с жизнью. С такими надо говорить непрерывно, даже если они уже дали свои координаты и к ним едет скорая медицинская помощь. Самое страшное, когда звонок прерывается и консультант сам остается в непонимании, что происходит....
– Принято считать, что люди вашей профессии должны отстраняться от происходящего и отключать эмпатию, чтобы предотвратить выгорание. Так ли это?
– Мы отключаем эмоциональную составляющую, ведь чтобы консультировать, надо иметь холодный рассудок и действовать профессионально. Не впадать в отчаяние помогают коллеги и личные консультации с психологами. Да, у каждого нашего специалиста есть свой психолог.
Посильная помощь
Случается, что на детский телефон доверия звонят не только дети или их родители, но совершенно посторонние взрослые люди и не всегда по профильным вопросам. Специалисты-психологи и в таких случаях не отказывают в консультациях, стараются оказать посильную помощь.
Основные принципы работы детского телефона доверия:
– Бесплатность: звонок любой продолжительности на детский телефон доверия абсолютно бесплатен с любого мобильного или стационарного аппарата.
– Анонимность: общение с консультантом детского телефона доверия полностью анонимно: отсутствует определитель номера, можно представиться вымышленным именем. Консультанты доверия также работают под псевдонимами.
– Доступность: действует на всей территории России, позвонить можно из любой точки страны с любого телефона.
– Конфиденциальность: содержание разговора останется тайной. Никакая информация об обратившемся за помощью на детский телефон доверия, а также о тематике его обращения не раскрывается.
– Профессионализм: на детском телефоне доверия работают только квалифицированные специалисты – прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты.