Китайские автомобили: брать или не брать в 2025 году
Что о текущем состоянии рынка могут рассказать в автосалоне
Фото Сергея Куликова
Тюменский авторынок заполнился китайскими марками. Вместе с этим появились вопросы – почему так быстро появляются и исчезают новые бренды, как образует цены автопром Поднебесной и чем наши машины похожи на машины китайцев. Или все-таки не похожи?
Детали изданию «Тюменская область сегодня» разъяснил Евгений Лысов – директор центра китайских автомобилей.
Развернулись в полной мере
– Тюменский рынок, как, в общем, и весь отечественный, заполнили китайские автомобили. Это связано исключительно с уходом из России известных брендов из США, Японии и Европы?
– Не было бы счастья, да несчастье помогло. Это стечение обстоятельств. Если раньше многим китайским брендам приходилось самим что-то разрабатывать, делать какие-то аналоги, покупать европейские автомобили, разбирать их, понимать, как это все работает, то в 2010 году Geely приобрела компанию Volvo и получила доступ ко всем технологиям.
Практически все китайские фирмы в это время уже вплотную подобрались к уровню знакомых нам марок. И тут санкции! Американские, японские, европейские бизнесы ушли из России, оставив всю нашу большую страну на растерзание, так скажем, китайских брендов. И тут они развернулись в полной мере. И, знаете, как я уже говорил, это стечение обстоятельств. Китайцы к этому моменту уже были готовы, и импортозамещение произошло максимально гладко.
Фото Сергея Куликова
– Есть некая текучка китайских марок. Бренды только-только появляются в нашем поле зрения и потом будто бы исчезают, да?
– В Китае огромное количество предприятий – до этого момента им было сложно зайти на наш рынок, потому что они были неизвестны, не имели такого сильного бренда. Но в 2022 году ворота открылись, и все эти марки хлынули сюда.
Появились те бренды, о которых мы не знали, они пришли сюда, кто-то попытался закрепиться, кто-то очень быстро ушел. Не нашли свою аудиторию или решили осваивать этот рынок не сейчас, а после.
Я думаю, что здесь все просто. Покупатель либо голосует, чтобы бренд остался, причем голосует своими деньгами, либо игнорирует эти бренды. И вот за последний год рынок, так скажем, причесался. После стихийного нашествия огромного количества брендов остались самые сильные.
– А что по цене?
– Экономическая ситуация заставила нас обратить внимание на цены, да. Мы можем найти автомобили, которые с учетом скидок производителя будут стоить менее двух миллионов рублей. А есть машины, которые перешагивают за десять миллионов. Мы ощущаем, что подорожало все – в том числе и автомобили.
Курс влечет за собой подорожание логистики. Все, из чего состоит автомобиль, везут к сборочным предприятиям. Да и сама доставка автомобиля к нам поднялась в цене. Процентная ставка, которая сейчас очень высокая, влечет за собой удорожание себестоимости всего и на всех этапах. Да, стало дороже.
Как два брата-близнеца
– Сейчас наши отечественные марки часто сравнивают с китайскими. И кажется, что с каждым годом разницы становится все меньше…
– Это коллаборация, скажем так. Сейчас мы не можем дать потребителю семейный автомобиль и при этом на сто процентов российский. И чтобы он соответствовал всем ожиданиям и потребностям. Мы ведь хотим безопасный автомобиль, который легко обслуживать, который комфортно едет, быстро разгоняется и обладает всем набором функций. И стоит два-три миллиона. Наши отечественные создатели не справляются с этим. Все стоит денег и времени. Они нашли компанию, которая стала поставщиком технологий и платформой. Так реализуется проект «Москвич» – там есть и наши комплектующие, и китайские. Стоит отметить, что называться российским автомобилем может авто, в котором определенный процент комплектующих произвели на территории России.
– Насколько «китайцы» и новые «москвичи» подходят сибирякам? Мы ведь отличаемся не только культурой, представлениями о прекрасном, но и самое главное – климатом, в котором живем.
– В Китае, конечно же, небо голубее, трава зеленее и зимы не такие суровые. Автомобили, которые производятся для внутреннего рынка, зачастую не обладают теми вещами, которые есть в машинах, продающихся в России. Возьмем два авто – один приобретен по параллельному импорту, другой здесь. Если поставить их рядом и обойти, вы увидите, что они абсолютно одинаковые, как два брата-близнеца.
Но в российском есть подогрев сидений, лобового стекла, подогрев рулевой колонки и полноценная, адекватная, правильная русификация мультимедийной системы. Поэтому те китайские машины, которые производят для России, достаточно подготовлены к нашим условиям. Да, это разговор не про все марки, но некоторые производители адаптируются.
Фото Сергея Куликова
Клубок обратно не смотать
– Говорят, что в некоторых автомастерских принципиально отказываются ремонтировать «китайцев» и вообще не сильно доверяют машинам из Поднебесной. С чем это, по вашему мнению, связно?
– Китайские бренды давно пытались попасть на российский рынок и занять большую нишу. Лет 20 лет назад они продавали довольно-таки небольшое количество автомобилей. Вспомним 2007–2010 годы – Chery, Geely и Lifan на нашем рынке. Они были тогда диковинкой. И те люди, которые набрались отваги купить автомобили, зачастую были недовольны покупкой. Хотели иномарку, но не хватало денег на европейские или корейские, азиатские бренды.
Тогда действительно были проблемы с металлом, автомобили не были готовы к эксплуатации в России. Проблемы с технологичной обработкой, с недолговечностью узлов и агрегатов вызывали вопросы. Вот оттуда и шлейф разговоров о некачественных автомобилях. Китайское автомобилестроение на тот момент было на начальных этапах своего развития.
Потом случился взрывной рост, развитие, но мы, российский рынок, уже получили негативный опыт. Все поменялось, китайские бренды у себя на родине развивались, смогли позволить себе инженеров и дизайнеров. Подросли в качестве и надежности.
– Не могу не спросить про ржавчину. Они перестанут ржаветь?
– Из-за ржавчины, как я уже говорил, в нулевых годах китайцы подмочили себе репутацию. Тогда была некачественная антикоррозийная обработка. Сейчас что мы имеем? Автомобили практически полностью оцинкованы. Кроме этого, основные узлы и агрегаты, которые подвержены как раз-таки воздействию внешней среды, дополнительно обработаны от коррозии. Но вторичка, да – там может попасться старая модель с плохой антикоррозийной обработкой.
– Какое будущее у отечественного авторынка? На чем мы будем ездить через 10 лет?
– Движемся мы в правильном направлении, это точно. Независимо от того, что будет с санкциями, откроется ли наш рынок для брендов, которые покинули Россию, всё, этот клубок уже обратно не смотать. Автомобили, которые китайцы продают на внутреннем рынке, очень футуристичны визуально. Думаю, это доберется и до нас. Также всю большую нишу завоевывают гибриды. Это те машины, у которых есть и классический двигатель внутреннего сгорания, и возможность передвигаться на электротяге. И еще один тренд это, конечно, технологии. Автомобили сейчас становятся все умнее, умнее, умнее.
Они уже могут сами ездить, сами парковаться. К примеру, буквально сегодня увидел, появилась такая технология – автомобиль сам подъезжает к электрозаправочной станции и сам подключается к заправке. А в его фары встроен проектор – машина перед собой на асфальт проецирует уровень заряда и еще какие-то данные, например, время. Вот наше будущее.
Интересно
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» отметили рост числа китайских брендов: в 2023 году их было 29, а к 2024 году этот показатель вырос до 60.
905 949 легковых автомобилей китайских брендов купили россияне в 2024 году по данным «Автостат Инфо».
Доля «китайцев» на авторынке России по итогам прошлого года составила 58,4%, тогда как на долю российских машин пришлось 32%, сообщает «Автостат Инфо».
Продажи новых легковых автомобилей в феврале обвалились по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 25%, до 77 296 машин, следует из статистики Минпромторга.