Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как прошел XVII съезд писателей в Москве: от первого лица

Важнейшее для российской литературы мероприятие посетила «Тюменская область сегодня»

Культура, 13:01, 06 марта 2025, Сергей Козлов
Слушать новость
Как прошел XVII съезд писателей в Москве: от первого лица. Важнейшее для российской литературы мероприятие посетила «Тюменская область сегодня».

Прошедший 27 февраля в Доме Пашкова в центре Москвы XVII съезд писателей всколыхнул творческое пространство «до самых до окраин». Коснулся он не только литературы, потому как она, по большому счету, мать и театра, и кино. «Вначале было Слово», повторяют везде, повторили и на съезде, где в первых рядах сидели писатели, а также именитые режиссеры, по совместительству также писатели.

Краткая предыстория вопроса

Союз писателей СССР был создан в 1934 году, чтобы собрать воедино множество творческих литературных организаций под единый контроль и финансирование. В этом шаге было много преимуществ, но много и недостатков.

Главный плюс – это достойная творческая жизнь, в буквальном смысле – звучащая и кипящая. Союзы появились и во всех республиках. Но главное – через семь лет во время Великой Отечественной войны организация стала боевой творческой единицей.

Писательское сообщество никогда не было однородным в идеологическом плане. Но оно всегда делилось на талантливых и не очень, на умеющих осваивать бюджет и раздувать свою славу и тех, кто пришел, в первую очередь, создавать произведения – великую русскую и, не побоюсь этого прилагательного, советскую литературу.

В 1991 году группа товарищей прозападного толка создала свой. А потом все ушлые стали делить немалое движимое и недвижимое имущество общего союза. Юридическим наследником СП СССР считается только Союз писателей России, который возглавил Валерий Ганичев. В 2018 году председателем был избран Николай Иванов. И вот 27 февраля сего года председателем и первым секретарем стал Владимир Мединский.

А я «закольцую сюжет». Как и в 1941 году – враг у ворот, а вот такого единства в творческом мире, как тогда, нет… И государство спохватилось, оно вдруг вспомнило, что вначале было Слово.

И теперь читателям хоть немного понятно, зачем государству, в списке профессий которого не было емкого слова «писатель» и даже слабенького «литератор», вдруг понадобились «писательские роты». И почему уставшим от проблем с выживанием авторам понадобилось государство. Родину большинство из них любит бескорыстно. Но при общей запущенности литературного процесса трещины обозначились между «поцелованными Богом» и теми, кто «насидел» или «выбегал» себе писательское звание и какое-либо призвание. Впрочем, это было всегда, с того самого момента, как прозвучало первое слово… Как первородный грех.

И теперь, когда по земле российской вдруг пролетел слух, что власть вспомнила о том, что рядом с ней еще живут поэты и прозаики, что большинство из них остались на Родине и с Родиной, несмотря на то, разделяют ли они какие-либо политические убеждения, вспомнила о том, что творческие люди – это не только те, кто делит гранты и дома в Переделкино, пишущие с надеждой обратили взгляды на Кремль.

И да – единогласно выбрали Владимира Мединского, имеющего масштабный управленческий опыт, как и опыт написания книг и бытия в русской литературе, в котором видят возможность представления их интересов для выстраивания работы с властью в новых реалиях.

А что в Тюмени?

Когда-то немногочисленное, но очень весомое отделение СП СССР под руководством Константина Лагунова было рядом и с властью, и с народом. Были большой кабинет в Доме Советов (ныне областная Дума) и Бюро пропаганды художественной литературы на центральной площади рядом с тем же Домом Советов. А на сегодня – писательская организация есть, а помещения у нее нет. Кстати, Тюмень является единственным регионом, где у литераторов нет своего Дома. Впрочем, нет и литературной премии.

Хотя в области есть и положительный опыт: действует Совет по книгоизданию при правительстве области – уникальный опыт сотрудничества творческих людей и власти. Огромную помощь писателям на протяжении этих трудных 30 лет оказывала и оказывает Тюменская областная Дума и народные избранники. А ведь тюменские книги побеждают на всероссийских конкурсах!

Руководители писательского отделения работают на общественных началах. Авторам никто не платит за выступления на мероприятиях и в библиотеках. Еле теплится работа с молодыми литераторами, потому как вычитывать и править тексты приходится тоже бесплатно, а маститому автору надо самому выживать, не говоря уже о времени на написание своих, возможно, бессмертных произведений. Плюс срабатывает провинциальное отношение к писателям – да откуда у нас им взяться?! Но хотелось бы напомнить, что те же Валентин Распутин и Виктор Астафьев – представители провинции, Сибири!

В Тюмени все эти годы продолжал издаваться на деньги правительства области альманах «Врата Сибири». Он получил статус всероссийского толстого литературного журнала. Страницы газеты «Тюменская область сегодня» регулярно предоставляются для творчества маститых и начинающих.

Вообще, следует отметить, что медиахолдинг «Тюменская область сегодня» на протяжении всего времени литераторов Тюменской области поддерживал, традиция эта продолжается, и в этом чувствуется рука правительства области. За что ему поклон. Лично я умею быть благодарным и помню, что помимо литературы у управленцев есть огромная масса первоочередных проблем, в том числе форс-мажорных. Но если говорить о возвращении полноценного статуса писательской организации, то надо хотя бы начать говорить… И писатели, настоящие писатели, в долгу не останутся.

В чем виноваты сами писатели?

В том, что, стараясь расширить «поголовье» так называемой общественной организации и, в буквальном смысле, выжить в эпоху даже не рынка, а базара, напринимали в свою организацию людей, творчество которых даже условно нельзя поставить выше художественной самодеятельности. Было ли такое во время Союза писателей СССР? Было, но не в таких масштабах.

Основные решения действительно самого масштабного за 30 лет съезда

Помимо выборов нового руководителя принят новый Устав. Под него постепенно будут адаптироваться уставы региональных отделений. Тут все было единогласно, потому как подготовка к съезду велась и работа с регионами тоже. Выбраны новые руководящие органы. Тут уже не все так гладко, потому что в списках есть имена, вызывающие вопросы не только у меня, но и у подавляющего большинства. Почему присутствующие на съезде пошли на неслыханный компромисс – читайте выше. А еще потому, что надежда умирает последней.

Многие уже начинают делить шкуру медведя, который вообще пока еще спит в берлоге, хотя весна уже наступила. Именно поэтому лично я пока не делаю никаких оценочных суждений. Я тридцать лет ждал, еще немного подожду.

Лично для меня на съезде главными были ребята, которые вернулись с фронта. Да, многие писатели уже на фронте, а большинство оставались на нем всё время, начиная с того самого 1991-го… И позиций своих не меняли, не оставляли, а паек и денежное содержание не получали.

И да, после съезда очень многие фотографировались с Владимиром Мединским, Александром Прохановым, Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым, Николаем Ивановым… и друг с другом. Для нас это редкая возможность пообщаться с собратьями по перу. Интернет, цифра никогда не заменят живого общения. А о приоритете бумажной книги сегодня не вспомнил только глупый и ленивый.

Ответы на неприятные вопросы:

  • Будут ли недовольные новой командой? Будут.
  • Будут ли снова междусобойчики и выдача своим? Будут.
  • Будут ли выдачи медалек, премий и пр. по заслугам, а не по таланту? Будут…
  • Только в этом во всем виновата не власть, а мы сами…

Чтобы таланты не остались незамеченными

Даже на этом фоне несколько сотен настоящих больших писателей в большой стране смогут больше времени и сил отдавать творчеству, если мы сможем помогать пробиваться молодым, если настоящие таланты не останутся незамеченными, то оно того стоит. И особенно важно, чтобы под видом величайшей свободы не попадала на книжные полки наших магазинов и библиотек, и прежде всего – на детские полки – макулатура, разлагающая душу и умы наших детей.

На съезде понимаешь, что писателями хотят быть и художники, и режиссеры, и чиновники, и более всего – журналисты, потому места настоящим писателям остается немного.

Все начинающие авторы хотят пощупать, подержать в руках свою кажущуюся славу – публикацию в газете, в журнале, не говоря уже о книге. Тут цифровым божкам не победить.

Фото Сергея Козлова

Прошедший 27 февраля в Доме Пашкова в центре Москвы XVII съезд писателей всколыхнул творческое пространство «до самых до окраин». Коснулся он не только литературы, потому как она, по большому счету, мать и театра, и кино. «Вначале было Слово», повторяют везде, повторили и на съезде, где в первых рядах сидели писатели, а также именитые режиссеры, по совместительству также писатели.

Краткая предыстория вопроса

Союз писателей СССР был создан в 1934 году, чтобы собрать воедино множество творческих литературных организаций под единый контроль и финансирование. В этом шаге было много преимуществ, но много и недостатков.

Главный плюс – это достойная творческая жизнь, в буквальном смысле – звучащая и кипящая. Союзы появились и во всех республиках. Но главное – через семь лет во время Великой Отечественной войны организация стала боевой творческой единицей.

Писательское сообщество никогда не было однородным в идеологическом плане. Но оно всегда делилось на талантливых и не очень, на умеющих осваивать бюджет и раздувать свою славу и тех, кто пришел, в первую очередь, создавать произведения – великую русскую и, не побоюсь этого прилагательного, советскую литературу.

В 1991 году группа товарищей прозападного толка создала свой. А потом все ушлые стали делить немалое движимое и недвижимое имущество общего союза. Юридическим наследником СП СССР считается только Союз писателей России, который возглавил Валерий Ганичев. В 2018 году председателем был избран Николай Иванов. И вот 27 февраля сего года председателем и первым секретарем стал Владимир Мединский.

А я «закольцую сюжет». Как и в 1941 году – враг у ворот, а вот такого единства в творческом мире, как тогда, нет… И государство спохватилось, оно вдруг вспомнило, что вначале было Слово.

И теперь читателям хоть немного понятно, зачем государству, в списке профессий которого не было емкого слова «писатель» и даже слабенького «литератор», вдруг понадобились «писательские роты». И почему уставшим от проблем с выживанием авторам понадобилось государство. Родину большинство из них любит бескорыстно. Но при общей запущенности литературного процесса трещины обозначились между «поцелованными Богом» и теми, кто «насидел» или «выбегал» себе писательское звание и какое-либо призвание. Впрочем, это было всегда, с того самого момента, как прозвучало первое слово… Как первородный грех.

И теперь, когда по земле российской вдруг пролетел слух, что власть вспомнила о том, что рядом с ней еще живут поэты и прозаики, что большинство из них остались на Родине и с Родиной, несмотря на то, разделяют ли они какие-либо политические убеждения, вспомнила о том, что творческие люди – это не только те, кто делит гранты и дома в Переделкино, пишущие с надеждой обратили взгляды на Кремль.

И да – единогласно выбрали Владимира Мединского, имеющего масштабный управленческий опыт, как и опыт написания книг и бытия в русской литературе, в котором видят возможность представления их интересов для выстраивания работы с властью в новых реалиях.

А что в Тюмени?

Когда-то немногочисленное, но очень весомое отделение СП СССР под руководством Константина Лагунова было рядом и с властью, и с народом. Были большой кабинет в Доме Советов (ныне областная Дума) и Бюро пропаганды художественной литературы на центральной площади рядом с тем же Домом Советов. А на сегодня – писательская организация есть, а помещения у нее нет. Кстати, Тюмень является единственным регионом, где у литераторов нет своего Дома. Впрочем, нет и литературной премии.

Хотя в области есть и положительный опыт: действует Совет по книгоизданию при правительстве области – уникальный опыт сотрудничества творческих людей и власти. Огромную помощь писателям на протяжении этих трудных 30 лет оказывала и оказывает Тюменская областная Дума и народные избранники. А ведь тюменские книги побеждают на всероссийских конкурсах!

Руководители писательского отделения работают на общественных началах. Авторам никто не платит за выступления на мероприятиях и в библиотеках. Еле теплится работа с молодыми литераторами, потому как вычитывать и править тексты приходится тоже бесплатно, а маститому автору надо самому выживать, не говоря уже о времени на написание своих, возможно, бессмертных произведений. Плюс срабатывает провинциальное отношение к писателям – да откуда у нас им взяться?! Но хотелось бы напомнить, что те же Валентин Распутин и Виктор Астафьев – представители провинции, Сибири!

В Тюмени все эти годы продолжал издаваться на деньги правительства области альманах «Врата Сибири». Он получил статус всероссийского толстого литературного журнала. Страницы газеты «Тюменская область сегодня» регулярно предоставляются для творчества маститых и начинающих.

Вообще, следует отметить, что медиахолдинг «Тюменская область сегодня» на протяжении всего времени литераторов Тюменской области поддерживал, традиция эта продолжается, и в этом чувствуется рука правительства области. За что ему поклон. Лично я умею быть благодарным и помню, что помимо литературы у управленцев есть огромная масса первоочередных проблем, в том числе форс-мажорных. Но если говорить о возвращении полноценного статуса писательской организации, то надо хотя бы начать говорить… И писатели, настоящие писатели, в долгу не останутся.

В чем виноваты сами писатели?

В том, что, стараясь расширить «поголовье» так называемой общественной организации и, в буквальном смысле, выжить в эпоху даже не рынка, а базара, напринимали в свою организацию людей, творчество которых даже условно нельзя поставить выше художественной самодеятельности. Было ли такое во время Союза писателей СССР? Было, но не в таких масштабах.

Основные решения действительно самого масштабного за 30 лет съезда

Помимо выборов нового руководителя принят новый Устав. Под него постепенно будут адаптироваться уставы региональных отделений. Тут все было единогласно, потому как подготовка к съезду велась и работа с регионами тоже. Выбраны новые руководящие органы. Тут уже не все так гладко, потому что в списках есть имена, вызывающие вопросы не только у меня, но и у подавляющего большинства. Почему присутствующие на съезде пошли на неслыханный компромисс – читайте выше. А еще потому, что надежда умирает последней.

Многие уже начинают делить шкуру медведя, который вообще пока еще спит в берлоге, хотя весна уже наступила. Именно поэтому лично я пока не делаю никаких оценочных суждений. Я тридцать лет ждал, еще немного подожду.

Лично для меня на съезде главными были ребята, которые вернулись с фронта. Да, многие писатели уже на фронте, а большинство оставались на нем всё время, начиная с того самого 1991-го… И позиций своих не меняли, не оставляли, а паек и денежное содержание не получали.

И да, после съезда очень многие фотографировались с Владимиром Мединским, Александром Прохановым, Никитой Михалковым, Кареном Шахназаровым, Николаем Ивановым… и друг с другом. Для нас это редкая возможность пообщаться с собратьями по перу. Интернет, цифра никогда не заменят живого общения. А о приоритете бумажной книги сегодня не вспомнил только глупый и ленивый.

Ответы на неприятные вопросы:

  • Будут ли недовольные новой командой? Будут.
  • Будут ли снова междусобойчики и выдача своим? Будут.
  • Будут ли выдачи медалек, премий и пр. по заслугам, а не по таланту? Будут…
  • Только в этом во всем виновата не власть, а мы сами…

Чтобы таланты не остались незамеченными

Даже на этом фоне несколько сотен настоящих больших писателей в большой стране смогут больше времени и сил отдавать творчеству, если мы сможем помогать пробиваться молодым, если настоящие таланты не останутся незамеченными, то оно того стоит. И особенно важно, чтобы под видом величайшей свободы не попадала на книжные полки наших магазинов и библиотек, и прежде всего – на детские полки – макулатура, разлагающая душу и умы наших детей.

На съезде понимаешь, что писателями хотят быть и художники, и режиссеры, и чиновники, и более всего – журналисты, потому места настоящим писателям остается немного.

Все начинающие авторы хотят пощупать, подержать в руках свою кажущуюся славу – публикацию в газете, в журнале, не говоря уже о книге. Тут цифровым божкам не победить.

Старейший тюменский писатель Виктор Коробейников скончался в возрасте 92 лет

25 марта

«Тюменская область сегодня» приняла участие в XVII Съезде писателей в Москве

27 февраля