В Тюмени началось обучение вожатых перед началом летнего сезона
Кто он – современный вожатый? Каковы его задачи и какими качествами он должен обладать?

Народная пословица гласит, что сани следует готовить летом, а телегу – зимой. Этой мудрости придерживаются в детском центре «Алые паруса», где уже в феврале открылась областная школа подготовки вожатых для грядущего летнего сезона. Проект осуществляется под эгидой Ассоциации организаторов отдыха и оздоровления населения Тюменской области «Мы вместе».
Конечно, «Алые паруса» могли бы привлечь профессиональных вожатых со стороны, но в любом из детских лагерей существуют свои особенности, обычаи и легенды, и каждый из них является маленькой самобытной страной, не похожей на другие, так что, не зная традиций и законов этой страны, стать ее полноценным «гражданином» намного сложнее. Как происходит учебный процесс, выяснила «Тюменская область сегодня».
Богатые традиции
А в «Алых парусах» традиции очень богатые и красивые. Как легко догадаться, название это родом из знаменитой повести-феерии Александра Грина. И всё, чего ни коснись, в этом оздоровительно-образовательном центре так или иначе связано с Гриновским сюжетом и пропитано духом морских странствий.
На территории лагеря стоит большой корабль с красными парусами, согласно лагерной легенде – тот самый галеон, на котором капитан Грей увозил за море свою Ассоль, на мероприятия детей созывает корабельная рында, вожатые ходят в матросских тельняшках. А «ветераны» лагеря объединены в сплоченное братство, призванное передавать традиции «Алых парусов» следующим поколениям. Его участники могут узнать друг друга по отличительному знаку – броши в форме золотого якоря.

Занятие найдется для каждого
Каждую смену в лагере действуют восемнадцать отрядов, и им требуется не менее 36 вожатых, которые, поскольку занятие это не из легких, отработав смену, далеко не всегда остаются на следующую. Поэтому занятие найдется для всех выпускников школы.
– Существует такой стереотип, что вожатый – это не педагог, потому и спрос с него невелик. И вообще, что работа эта проста и сродни приятному летнему отдыху. Но это очень плохая установка, – говорит руководитель управления образовательной и проектной деятельности «Алых парусов» Екатерина Гневашева. – Вожатый, прежде всего, является для воспитанников примером для подражания, особенно когда дело касается подростков, которые очень часто ищут кумира среди своего окружения. И надо, чтобы таким кумиром стал человек по-настоящему достойный.
– А каков он – современный вожатый? Каковы его задачи и функции, какими качествами он должен обладать?
– Если раньше главной задачей летних лагерей являлось оздоровление детей, и все воспитательные мероприятия были направлены главным образом на это, то сейчас на первый план выдвинулись образовательные программы. Современные детские лагеря – это не только развлечения, но и развитие. У нас каждая смена рассматривается как проект. А старший вожатый так и называется – «руководитель проекта».
Каждая смена – образовательный проект
– Соответственно, смена у нас – не просто отрезок времени, а образовательная программа, со своей целью, задачами, методами, механизмами реализации и критериями эффективности.
В настоящее время мы запускаем направление ролевой игры живого действия, социальной инженерии (в социологическом понимании этого термина) и социальной архитектуры. Работаем с социальным конструированием нравственных ориентиров школьников. Зимняя каникулярная смена была посвящена экономике. Каждый отряд в игре был отечественным производителем. По условиям построенного нами игрового мира в нашей стране множество импортных товаров, больше чем экспортных, что снижает уровень ВВП. Ребята в ходе игры узнали о соотношении ВВП с денежной эмиссией и догадались, как сделать так, чтобы он рос. Они смогли понизить цены в своей стране на целых 20 процентов. Могли бы и еще, но не успели, смена закончилась…
Словом, мы стараемся создавать образовательный продукт, призванный давать детям то, что они не могут получить в школе. Выражаясь языком самих подростков, «прокачиваем» их способность думать и самообучаться. Так что нынешний вожатый – это человек, который реализует такие образовательные программы. Соответственно, он должен быть, во-первых, разносторонне развитым, а во-вторых – способным донести свои знания и умения до воспитанников.

Психолог, мотиватор и наставник
– В чем разница между вожатыми советских пионерских лагерей, которые сейчас с такой ностальгией вспоминает старшее поколение, и их современными коллегами?
– Мы вступили в информационную эпоху, и современные наставники должны держать в своей голове огромные объемы информации. А еще стали более требовательны родители. Цены на путевки в детские лагеря сейчас немалые, и родители, отправляя в них ребенка, хотят получить качественную услугу.
Нынешний вожатый – не просто человек, который водит детей на мероприятия. Это психолог, всегда «держащий руку на пульсе» и понимающий, что думает или чувствует тот или иной ребенок. Потому что в его функции входит и решение конфликтных ситуаций. Тех, за которые раньше виновных просто отчитывали в кабинете директора или выгоняли из лагеря. Но если школьник ведет себя демонстративно и вызывающе – это не оттого, что ему просто захотелось напакостить из вредности. Ему просто не хватает внимания. И вожатый должен вместо деструктивных способов привлечения к себе внимания подсказать иные. Но для того, чтобы ребята поделились своими мыслями и проблемами, необходимо завоевать их доверие.
К тому же нынешние дети не столь активны, как раньше. И для того, чтобы они бегали на игре по «станциям», их нужно мотивировать. Если раньше можно было просто сказать: «А сейчас мы бежим туда-то…», и весь отряд с радостными криками бежал в нужном направлении, то сейчас этого мало. Нужно обосновать – а зачем надо туда бежать, какой в этом конкретный смысл.
Дети – настоящие хозяева лагеря. Мы не ругаем их, не отчитываем, и вообще стараемся устранить наказание как метод воспитания. Так что быть вожатым сейчас намного сложнее, чем в прошедшие времена.
Поэтому в нашей школе особый упор делается не только на всестороннее профессиональное развитие, но и на нравственные ориентиры. Мы помогаем ребятам найти себя, свое призвание, предназначение. Человек счастливый – это человек понимающий, для чего он живет, для чего учится и работает.
И работа, и семья
– Раньше были нередки случаи, когда молодые люди, отправившись летом вожатыми в детский лагерь, возвращались оттуда уже одной семьей. А были ли подобные случаи в вашей практике?
– Живой пример – я сама, – улыбается Екатерина. – Мы с будущим мужем Олегом вместе работали в «Алых парусах», он был педагогом-организатором. Там он сделал мне предложение, и вот уже пять лет мы в счастливом браке.
И очень много семей у нас «родом» из лагеря. Потому что работающие там люди – особенные. У них больше эмоций, романтики, эмпатии, любви к детям, понимания. И поэтому они так идеально подходят друг другу.
Справка
Программа школы подготовки вожатых состоит из двух курсов – базового, представляющего собой необходимый минимум знаний для эффективного взаимодействия с детьми, своего рода ликбез, и вариативного – с учетом специфики конкретного детского лагеря. После завершения учебы «студенты» сдадут экзамен, по результатам которого им будет присуждена квалификация «вожатый» и выдано свидетельство, позволяющее работать по данной специальности.