Не говори аферисту «да»!
О телефонных мошенниках мы уже зязем почти все. Их отличает терпение, настойчивость, артистизм и сила убеждения.
Чтобы преодолеть сопротивление «клиентов», они обращаются к специфической терминологии, создают иллюзию срочности или безотлагательности конкретных действий. Чаще всего грозят мнимой уголовной ответственностью за разглашение банковской тай-ны, а за отказ сообщить личные сведения блокированием счета и арестом денежных средств. Но с ростом технологий аферисты практически ежедневно обновляют схемы обмана и прибегают к методам социальной инженерии.
Полицейские называют характерные ее признаки. В частности, ведение диалога по типу суфлера, использование заученных фраз, смена ролей от представителей кредитных организаций до сот-рудников правоохранительных органов и даже призывы к помощи поймать преступников.
Если человек выражает недоверие или отказывается сообщить какие-либо сведения, то это вызывает прямое раздражение или наигранное удивление – тоже психологический ход. Преступников иногда выдает говор, акцент, безграмотная речь, низкая общая осведомленность или сниженная интеллектуальная функция, угрозы или шантаж. Разочарованный неудачей мошенник в телефонном разговоре может перейти на крик и даже нецензурную брань.

