Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Съемки сериала про Романовых завершаются. Что происходит на площадке

В основу картины лег роман тюменского писателя

Культура, 09:43, 30 января 2025, Сергей Козлов
Слушать новость
Съемки сериала про Романовых завершаются. Что происходит на площадке. В основу картины лег роман тюменского писателя.

Завершаются съемки сериала «Романовы: преданность и предательство». Мы публикуем эксклюзивные подробности со съемочной площадки в Санкт-Петербурге и ответы на вопросы наших читателей, адресованные артистам, режиссеру, продюсеру, с которыми поделился редактор журнала «Сибирское богатство» и автор одноименного романа Сергей Козлов.

Часть первая. Василий Чигинский: «Мы время не чувствуем»

В конце января в городе на Неве проходил завершающий этап съемок художественного фильма, сериала «Романовы: преданность и предательство». Напомним, что начиналась работа съемочной группы в Тобольске на льду Иртыша в марте 2024 года. Куда бы ни перемещалась съемочная площадка – там возникает большой завод кинопроизводства, где вживаются в роли актеры, суетятся гримеры, звуковики, операторы, персонал, дроны, и даже есть столовая на колесах, а всем этим броуновским движением руководят режиссер Василий Чигинский, продюсер Олег Урушев и незаменимая помощница продюсера Лариса Коркишко, которая знает о кино и истории, по которой оно снимается, больше всех, потому как аккумулирует в себе все пересекающиеся и параллельные движения от момента задумки до выхода на экраны. Локации в Санкт-Петербурге: Петропавловская крепость, набережная Мойки, Пушкин (Царское Село) – Александровский дворец, улицы…

Фото предоставлены Сергеем Козловым

– Сейчас мы приступили к заключительному этапу съемок, нам осталось порядка десяти съемочных дней, – успел сказать для наших читателей Василий Чигинский, которого удалось выхватить буквально на минуту из того самого плотного броуновского движения в Александровском дворце. – Будет еще небольшой летний блок эпизодов в Петербурге. Но основная часть завершается здесь и сейчас. Выходим на финишную прямую, уже идет монтаж, постпродакшн. Думаю, что в конце года будет результат. Если говорить о выходе, то это к продюсерам. Мы больше занимаемся творчеством, а это такой процесс, из-за которого не смотрим на какие-то сроки, потому что время не чувствуем. Вроде как недавно была зима, и мы снимали в Тобольске, и вот опять зима – и мы снимаем в Петербурге, такое ощущение, что этого года как бы и не было… Оператор зашел ко мне на Новый год, я радуюсь: «О, Слава, давно тебя не видел», – а мы сидели восемь месяцев за одним столом. Это называется «жизнью в забвении». Да, режиссеру важнее сохранить ощущение исторической эпохи, о которой он снимает фильм.

Часть вторая. Дмитрий Дюжев считает личность Распутина оболганной и неоцененной

На главном герое – ротмистре Арсении Орлове (Антон Батырев) – настоящая офицерская шинель и папаха того времени. Он уже не первый час стоит на промозглом январском ветру.

– Держит шинель тепло?

– Держит, – улыбается актер. – Еще как держит.

Не в обиду советскому времени, но солдатские и офицерские шинели по качеству (особенно в вопросе сохранения тепла) уступали имперским образцам. Днем раньше снимали сцену тяжелораненого Арсения Орлова, к которому в видении в Александровском дворце является царская семья и наш земляк Григорий Распутин (Дмитрий Дюжев).

О Дмитрии Дюжеве на эту роль было немало разговоров. Но первое, что приходит на память из драматических ролей актера, которого чаще ассоциируют с Космосом из «Бригады», это его прекрасная драматическая роль в фильме «Истребители. Последний бой». И он там великолепен. Кроме того, императора Дюжев тоже играл. Петра Великого, хоть и в эпизодической роли в «Тоболе». Между дублями Дмитрий сидел отдельно от всех на стуле и в руках у него был не гаджет, как у многих, а четки. Режиссер попросил не трогать Дмитрия в этот момент. Только когда съемки сцены были завершены, Дюжев дал развернутое интервью, в котором подробно рассказал о своем отношении к личности и роли нашего знаменитого земляка Григория Ефимовича Распутина-Новых. При этом Дмитрий специально разъяснил, почему Распутин получил от императора дополнение к фамилии – Новых.

Дюжев о Распутине без труда сможет прочитать лекцию в университете. Таким же мягким баритоном, каким обладал его герой. Он знает столько, сколько не знает большинство жителей Тюменской области. Не удивит актер своей лекцией разве что профессиональных историков. Часть большого разговора с ним опубликуют на одном из медиаресурсов холдинга «Тюменская область сегодня». Отмечу главное: Дюжев, как и я, считает личность Распутина-Новых оболганной и недооцененной. Святым он его не видит, но набожность и глубокая народная вера Григория Ефимовича ему понятны. Что ж, посмотрим, как это будет выражаться на экране.

Кстати, после нашего разговора Дмитрий Дюжев долго беседовал с директором Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольгой Владиславовной Таратыновой, которая с энтузиазмом поведала актеру и всем желающим, как скрупулезно, по крупицам воссоздаются интерьеры, монтируются экспозиции. Ольга Таратынова, как и Светлана Сидорова (директор Тюменского музейно-просветительского объединения), являются консультантами проекта, и обе они оказали непосредственную помощь съемочной группе. Кстати, служители музея пристально следили все эти дни за каждым движением присутствующих. Вежливо просили о бережном отношении к экспонатам, а если кто-то из киношников от усталости готов был сесть на стул из экспозиции, женщины стремительно подставляли современное кресло. А на входе во дворец рядом с ними дремали казаки из конвоя, актеры массовых сцен.

Фото предоставлены Сергеем Козловым

Особое оживление вызывает на площадке появление актеров-собак и лошадей, но полный фурор произвели все же автомобили, привезенные на площадку из киностудии «Ленфильм». Тут зевак, желающих сфотографироваться рядом с ними, не могла сдержать даже охрана музея. Автору книги сопровождающие их «красноармейцы» любезно разрешили посидеть за рулем. Кстати, ключи были в замках зажигания, все машины на ходу… Вечером они привезут Керенского…

Министр юстиции, а чуть позже и премьер-министр Временного правительства Александр Керенский (актер Андрей Фомин) – стопроцентное попадание и внешнее, и внутренне. Интересен и «дядька» цесаревича – матрос Деревенько (Сергей Фролов). Один из немногих среди окружавших их слуг и камер-матросов, кто предал семью. Именно эту сцену снимали в парке Александровского дворца.

Часть третья. Один к одному, как в романе

В романе этот эпизод описан так: «Когда Алеша впервые после кори вышел на прогулку в парк, его сопровождали матрос Деревенько и сестра Ольга. Он браво шагал чуть впереди и на аллее столкнулся с группой солдат и матросов из караула. Они не преминули посмеяться над бледным, еще не совсем оправившимся цесаревичем.

– Ну что – теперь царей у нас не будет, заживем! Слышь, царевич?

Захохотали.

– И как вы заживете, братцы? – вроде бы наивно спросил Алеша.

Те растерялись. Ответа у них явно не было. Ни своего, ни распечатанного во многих агитках, потому тянули «э», «мэ», «ну, так»…

И тут Алексей, широко улыбаясь, вдруг крикнул:

– Христос воскресе, братцы!

Те чуть ли не по стойке смирно в голос машинально ответили:

– Воистину воскресе!

Алеша победно развернулся и направился в сторону дворца.

Ольга схватила его за руку. Но в этот момент он услышал за спиной голос Деревенько:

– Слышь, царевич, я ухожу со своими. А царем тебе уже не быть.

– Ты чего, дядя Андрей? Что я тебе плохого сделал? – удивился Алеша.

– Да вся ваша порода – тьфу!.. – смачно сплюнул себе под ноги Андрей Еремеевич под ухмылки будущих соратников. – И ты… змееныш… За сундуком своим позже вернусь! Приглядывай там за ним. Зря что ли сопли тебе стока лет вытирал.

У Алеши к глазам подступили слезы, но он сдержался.

– Оля, за что он так? – спросил он сестру.

– Сейчас такое время, что бесы каждого выходят наружу. Зато теперь мы точно будем знать, сколько настоящих людей нас окружали, – спокойно ответила великая княжна.

Всю эту сцену из-за чугунного забора наблюдал Орлов, одетый как путиловец. Только «бродившие» по щекам желваки могли выдать его отношение к омерзительной сцене предательства».

Это одна из сцен, которая осталась один к одному, как в романе…

Часть четвертая. Многие актеры хотят приехать в Сибирь «по своей воле»

Надо отметить особую любовь съемочной группы к Денису Пропалову – талантливому и очень подвижному мальчику, который играет цесаревича. Он всегда готов поговорить, успевает учиться и даже принимал участие в спортивных соревнованиях. Особый восторг у всех вызывают и юные актрисы, играющие великих княжон. В них действительно появился какой-то внутренний свет, а это даже важнее, чем внешнее сходство…

И уже совсем глубокая задумчивость появилась у Ксении Кутеповой, которая играет императрицу Александру Федоровну. На мой вопрос, как менялось ее отношение к героине и семье, она ответила так тихо, что голос едва записался…

– Да… конечно… я много чего узнала, много прочитала, мой взгляд на эту трагическую, драматическую историю стал глубже, участвовать в этой работе большая удача для меня, для Ксении Кутеповой, которая встретилась лично с этой эпохой, с этим сломом времени в России, невероятными трагическими судьбами всех людей и, в частности, царской семьи…

Актриса оживилась и засияла на вопрос: «Как вам Сибирь?»

– Ой, мне так понравилось! Очень понравилось! Я бы с радостью приехала на премьеру в Тюмень или Тобольск, если пригласят и позволят графики.

Кстати, многие актеры и участники съемочной группы выражали свое желание побывать в Тюмени, Тобольске, Сибири уже не «по работе», а, как теперь приглашает наш слоган, «по своей воле».

Антону Батыреву я передал привет от тюменских зрителей и поклонниц, которые просили задать ему вопрос, в каких еще проектах он сейчас задействован, чтобы следить за его работой.

– «По следу зверя», это фильм о войне, 1943-й год… Но там я немножко фашист, – улыбается актер. – А больше пока нигде. Очень высокая загруженность на этом проекте.

– Что-то меняется во время работы в отношении к своему герою, к Романовым?

– Ничего не меняется, больше узнается. Больше проникаюсь.

– А я, когда меня утвердили на роль, сразу стал смотреть ролики, познавательные факты о цесаревиче! – радостно сообщает Денис Пропалов. – До съемок я о нем столько не знал. Эта роль меня сподвигла на то, чтобы изучить побольше семью Романовых.

– А девушки, которые играют твоих сестер, они стали тебе как сестры?

– Ну да, мы с ними очень часто видимся, подружились…

На перекуре в специально отведенном для этого в парке месте стоим с императором (Виталий Кищенко). Он как Николай Александрович курит. Денис пробегает мимо.

– Куда опять? – практически по-отцовски спрашивает Виталий.

– О, у меня еще олимпиада, – улыбается в ответ юный актер.

Только что они все вместе несколько раз скатились с горки, построенной специально в одном из холлов Александровского дворца. В сцене видения ротмистра русской разведки Арсения Орлова, будущего подполковника СМЕРШа.

– Как будете снимать сцену 9 мая 1945 года? В Берлин теперь на съемки не поехать, а павильона нет? – спрашиваю я продюсера Олега Урушева.

– Думаем, ищем варианты… – озадаченно отвечает он.

Зрителям должно быть понятно, что любое изменение в сценографии, любые мелочи и детали, задержка съемочного процесса по любым причинам ведут к огромным затратам. Это стоимость кино, новые и новые дубли актеров и массовки, которым приходится часами мерзнуть на льду Иртыша или стоять под палящим зноем у стен Тобольского кремля.

Побывав несколько раз на съемочных площадках в разных локациях, я теперь уже не буду так придирчив к мелочам, как искушенный зритель. Главное, я буду следить за сюжетом, игрой актеров, работой оператора… И за главным результатом – дотронулся ли фильм до моего сердца, вызвал ли интерес к противоречивой и драматичной эпохе.

Я читатель. Я знаю, что у книг возможностей больше, книги ограничены только ограниченностью читателя, возможностями его образного мышления. Но самым доступным для людей в восприятии остается кино, на что и обращал внимание антагонист последнего русского императора Владимир Ленин…

И хотя преданность и предательство однокоренные слова, но значение их независимо от эпох не меняется.

Фото предоставлены Сергеем Козловым

Завершаются съемки сериала «Романовы: преданность и предательство». Мы публикуем эксклюзивные подробности со съемочной площадки в Санкт-Петербурге и ответы на вопросы наших читателей, адресованные артистам, режиссеру, продюсеру, с которыми поделился редактор журнала «Сибирское богатство» и автор одноименного романа Сергей Козлов.

Часть первая. Василий Чигинский: «Мы время не чувствуем»

В конце января в городе на Неве проходил завершающий этап съемок художественного фильма, сериала «Романовы: преданность и предательство». Напомним, что начиналась работа съемочной группы в Тобольске на льду Иртыша в марте 2024 года. Куда бы ни перемещалась съемочная площадка – там возникает большой завод кинопроизводства, где вживаются в роли актеры, суетятся гримеры, звуковики, операторы, персонал, дроны, и даже есть столовая на колесах, а всем этим броуновским движением руководят режиссер Василий Чигинский, продюсер Олег Урушев и незаменимая помощница продюсера Лариса Коркишко, которая знает о кино и истории, по которой оно снимается, больше всех, потому как аккумулирует в себе все пересекающиеся и параллельные движения от момента задумки до выхода на экраны. Локации в Санкт-Петербурге: Петропавловская крепость, набережная Мойки, Пушкин (Царское Село) – Александровский дворец, улицы…

Фото предоставлены Сергеем Козловым

– Сейчас мы приступили к заключительному этапу съемок, нам осталось порядка десяти съемочных дней, – успел сказать для наших читателей Василий Чигинский, которого удалось выхватить буквально на минуту из того самого плотного броуновского движения в Александровском дворце. – Будет еще небольшой летний блок эпизодов в Петербурге. Но основная часть завершается здесь и сейчас. Выходим на финишную прямую, уже идет монтаж, постпродакшн. Думаю, что в конце года будет результат. Если говорить о выходе, то это к продюсерам. Мы больше занимаемся творчеством, а это такой процесс, из-за которого не смотрим на какие-то сроки, потому что время не чувствуем. Вроде как недавно была зима, и мы снимали в Тобольске, и вот опять зима – и мы снимаем в Петербурге, такое ощущение, что этого года как бы и не было… Оператор зашел ко мне на Новый год, я радуюсь: «О, Слава, давно тебя не видел», – а мы сидели восемь месяцев за одним столом. Это называется «жизнью в забвении». Да, режиссеру важнее сохранить ощущение исторической эпохи, о которой он снимает фильм.

Часть вторая. Дмитрий Дюжев считает личность Распутина оболганной и неоцененной

На главном герое – ротмистре Арсении Орлове (Антон Батырев) – настоящая офицерская шинель и папаха того времени. Он уже не первый час стоит на промозглом январском ветру.

– Держит шинель тепло?

– Держит, – улыбается актер. – Еще как держит.

Не в обиду советскому времени, но солдатские и офицерские шинели по качеству (особенно в вопросе сохранения тепла) уступали имперским образцам. Днем раньше снимали сцену тяжелораненого Арсения Орлова, к которому в видении в Александровском дворце является царская семья и наш земляк Григорий Распутин (Дмитрий Дюжев).

О Дмитрии Дюжеве на эту роль было немало разговоров. Но первое, что приходит на память из драматических ролей актера, которого чаще ассоциируют с Космосом из «Бригады», это его прекрасная драматическая роль в фильме «Истребители. Последний бой». И он там великолепен. Кроме того, императора Дюжев тоже играл. Петра Великого, хоть и в эпизодической роли в «Тоболе». Между дублями Дмитрий сидел отдельно от всех на стуле и в руках у него был не гаджет, как у многих, а четки. Режиссер попросил не трогать Дмитрия в этот момент. Только когда съемки сцены были завершены, Дюжев дал развернутое интервью, в котором подробно рассказал о своем отношении к личности и роли нашего знаменитого земляка Григория Ефимовича Распутина-Новых. При этом Дмитрий специально разъяснил, почему Распутин получил от императора дополнение к фамилии – Новых.

Дюжев о Распутине без труда сможет прочитать лекцию в университете. Таким же мягким баритоном, каким обладал его герой. Он знает столько, сколько не знает большинство жителей Тюменской области. Не удивит актер своей лекцией разве что профессиональных историков. Часть большого разговора с ним опубликуют на одном из медиаресурсов холдинга «Тюменская область сегодня». Отмечу главное: Дюжев, как и я, считает личность Распутина-Новых оболганной и недооцененной. Святым он его не видит, но набожность и глубокая народная вера Григория Ефимовича ему понятны. Что ж, посмотрим, как это будет выражаться на экране.

Кстати, после нашего разговора Дмитрий Дюжев долго беседовал с директором Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольгой Владиславовной Таратыновой, которая с энтузиазмом поведала актеру и всем желающим, как скрупулезно, по крупицам воссоздаются интерьеры, монтируются экспозиции. Ольга Таратынова, как и Светлана Сидорова (директор Тюменского музейно-просветительского объединения), являются консультантами проекта, и обе они оказали непосредственную помощь съемочной группе. Кстати, служители музея пристально следили все эти дни за каждым движением присутствующих. Вежливо просили о бережном отношении к экспонатам, а если кто-то из киношников от усталости готов был сесть на стул из экспозиции, женщины стремительно подставляли современное кресло. А на входе во дворец рядом с ними дремали казаки из конвоя, актеры массовых сцен.

Фото предоставлены Сергеем Козловым

Особое оживление вызывает на площадке появление актеров-собак и лошадей, но полный фурор произвели все же автомобили, привезенные на площадку из киностудии «Ленфильм». Тут зевак, желающих сфотографироваться рядом с ними, не могла сдержать даже охрана музея. Автору книги сопровождающие их «красноармейцы» любезно разрешили посидеть за рулем. Кстати, ключи были в замках зажигания, все машины на ходу… Вечером они привезут Керенского…

Министр юстиции, а чуть позже и премьер-министр Временного правительства Александр Керенский (актер Андрей Фомин) – стопроцентное попадание и внешнее, и внутренне. Интересен и «дядька» цесаревича – матрос Деревенько (Сергей Фролов). Один из немногих среди окружавших их слуг и камер-матросов, кто предал семью. Именно эту сцену снимали в парке Александровского дворца.

Часть третья. Один к одному, как в романе

В романе этот эпизод описан так: «Когда Алеша впервые после кори вышел на прогулку в парк, его сопровождали матрос Деревенько и сестра Ольга. Он браво шагал чуть впереди и на аллее столкнулся с группой солдат и матросов из караула. Они не преминули посмеяться над бледным, еще не совсем оправившимся цесаревичем.

– Ну что – теперь царей у нас не будет, заживем! Слышь, царевич?

Захохотали.

– И как вы заживете, братцы? – вроде бы наивно спросил Алеша.

Те растерялись. Ответа у них явно не было. Ни своего, ни распечатанного во многих агитках, потому тянули «э», «мэ», «ну, так»…

И тут Алексей, широко улыбаясь, вдруг крикнул:

– Христос воскресе, братцы!

Те чуть ли не по стойке смирно в голос машинально ответили:

– Воистину воскресе!

Алеша победно развернулся и направился в сторону дворца.

Ольга схватила его за руку. Но в этот момент он услышал за спиной голос Деревенько:

– Слышь, царевич, я ухожу со своими. А царем тебе уже не быть.

– Ты чего, дядя Андрей? Что я тебе плохого сделал? – удивился Алеша.

– Да вся ваша порода – тьфу!.. – смачно сплюнул себе под ноги Андрей Еремеевич под ухмылки будущих соратников. – И ты… змееныш… За сундуком своим позже вернусь! Приглядывай там за ним. Зря что ли сопли тебе стока лет вытирал.

У Алеши к глазам подступили слезы, но он сдержался.

– Оля, за что он так? – спросил он сестру.

– Сейчас такое время, что бесы каждого выходят наружу. Зато теперь мы точно будем знать, сколько настоящих людей нас окружали, – спокойно ответила великая княжна.

Всю эту сцену из-за чугунного забора наблюдал Орлов, одетый как путиловец. Только «бродившие» по щекам желваки могли выдать его отношение к омерзительной сцене предательства».

Это одна из сцен, которая осталась один к одному, как в романе…

Часть четвертая. Многие актеры хотят приехать в Сибирь «по своей воле»

Надо отметить особую любовь съемочной группы к Денису Пропалову – талантливому и очень подвижному мальчику, который играет цесаревича. Он всегда готов поговорить, успевает учиться и даже принимал участие в спортивных соревнованиях. Особый восторг у всех вызывают и юные актрисы, играющие великих княжон. В них действительно появился какой-то внутренний свет, а это даже важнее, чем внешнее сходство…

И уже совсем глубокая задумчивость появилась у Ксении Кутеповой, которая играет императрицу Александру Федоровну. На мой вопрос, как менялось ее отношение к героине и семье, она ответила так тихо, что голос едва записался…

– Да… конечно… я много чего узнала, много прочитала, мой взгляд на эту трагическую, драматическую историю стал глубже, участвовать в этой работе большая удача для меня, для Ксении Кутеповой, которая встретилась лично с этой эпохой, с этим сломом времени в России, невероятными трагическими судьбами всех людей и, в частности, царской семьи…

Актриса оживилась и засияла на вопрос: «Как вам Сибирь?»

– Ой, мне так понравилось! Очень понравилось! Я бы с радостью приехала на премьеру в Тюмень или Тобольск, если пригласят и позволят графики.

Кстати, многие актеры и участники съемочной группы выражали свое желание побывать в Тюмени, Тобольске, Сибири уже не «по работе», а, как теперь приглашает наш слоган, «по своей воле».

Антону Батыреву я передал привет от тюменских зрителей и поклонниц, которые просили задать ему вопрос, в каких еще проектах он сейчас задействован, чтобы следить за его работой.

– «По следу зверя», это фильм о войне, 1943-й год… Но там я немножко фашист, – улыбается актер. – А больше пока нигде. Очень высокая загруженность на этом проекте.

– Что-то меняется во время работы в отношении к своему герою, к Романовым?

– Ничего не меняется, больше узнается. Больше проникаюсь.

– А я, когда меня утвердили на роль, сразу стал смотреть ролики, познавательные факты о цесаревиче! – радостно сообщает Денис Пропалов. – До съемок я о нем столько не знал. Эта роль меня сподвигла на то, чтобы изучить побольше семью Романовых.

– А девушки, которые играют твоих сестер, они стали тебе как сестры?

– Ну да, мы с ними очень часто видимся, подружились…

На перекуре в специально отведенном для этого в парке месте стоим с императором (Виталий Кищенко). Он как Николай Александрович курит. Денис пробегает мимо.

– Куда опять? – практически по-отцовски спрашивает Виталий.

– О, у меня еще олимпиада, – улыбается в ответ юный актер.

Только что они все вместе несколько раз скатились с горки, построенной специально в одном из холлов Александровского дворца. В сцене видения ротмистра русской разведки Арсения Орлова, будущего подполковника СМЕРШа.

– Как будете снимать сцену 9 мая 1945 года? В Берлин теперь на съемки не поехать, а павильона нет? – спрашиваю я продюсера Олега Урушева.

– Думаем, ищем варианты… – озадаченно отвечает он.

Зрителям должно быть понятно, что любое изменение в сценографии, любые мелочи и детали, задержка съемочного процесса по любым причинам ведут к огромным затратам. Это стоимость кино, новые и новые дубли актеров и массовки, которым приходится часами мерзнуть на льду Иртыша или стоять под палящим зноем у стен Тобольского кремля.

Побывав несколько раз на съемочных площадках в разных локациях, я теперь уже не буду так придирчив к мелочам, как искушенный зритель. Главное, я буду следить за сюжетом, игрой актеров, работой оператора… И за главным результатом – дотронулся ли фильм до моего сердца, вызвал ли интерес к противоречивой и драматичной эпохе.

Я читатель. Я знаю, что у книг возможностей больше, книги ограничены только ограниченностью читателя, возможностями его образного мышления. Но самым доступным для людей в восприятии остается кино, на что и обращал внимание антагонист последнего русского императора Владимир Ленин…

И хотя преданность и предательство однокоренные слова, но значение их независимо от эпох не меняется.