Логопед объяснила, с какого возраста ребенок должен начать разговаривать
И что можно сделать, если в его развитии наблюдаются проблемы

По данным Минздрава, в 80-х годах помощь логопеда нужна была лишь 25% детей. Через тридцать лет эта цифра резко возросла – задержки в развитие речи обнаружили у 44% ребят. Это не просто сухая статистика. Логопеды и нейропсихологии действительно замечают изменения на практике. Дети хуже произносят звуки, составляют предложения и понимают речь. В чем проблема и что можно с ней сделать, разобралась «Тюменская область сегодня».
Кто виноват
Одной основной причины нарушений нет. На развитие малыша могут влиять тяжелые заболевания, экология, стресс. Наиболее распространенный фактор – нехватка обычного общения. Ведь какие времена, такие и друзья у детей – на место соседа по песочнице пришел новенький смартфон.
– Все есть лекарство, все есть яд – решает доза. Если вы и ребенок вместе 5 минут посмотрите короткий мультик и потом обсудите героев, сюжет, то это даже плюс. Но, к сожалению, гаджеты дают, чтобы просто занять ребенка. Это время пассивного сидения и бездумного смотрения в экран», – объясняет логопед Екатерина Локшина.
Телефоны заменяют малышам общение, игры – а это естественные способы развития речи. Да, ребенок сможет выучить несколько новых слов с помощью гаджетов. Но экран не сможет научить ребенка говорить. Для этого необходим собеседник – живой человек, реагирующий на слова и способный объяснить, почему трава зеленая, а вода мокрая.
– Но ведь и родители находят в телефоне всегда что-то более важное, чем общение и игра с ребенком. Если без гаджетов тяжело и малышу, и взрослому, то советую ограничить экранное время согласно рекомендациям от Роспотребнадзора или Всемирной организации здравоохранения, – подчеркивает Екатерина.
Что появилось раньше: речь или развитие
Кажется, что речь появляется после некоторого общего развития малыша. Но есть и обратная закономерность – чем больше ребенок говорит, тем быстрее изучает мир, быстрее развивается. Человек этим и отличается от животных.
– Только за счет общения ребенок становится человеком, а не Маугли. Речь – это средство получения желаемого: ребенок думает что, кому и как он должен сказать, – объясняет логопед.
Специалисты считают нормой, когда дети трех лет могут сказать фразу из нескольких слов. В противном случае задерживается не только речевое развитие, но и общее. К позднему говорению есть генетическая предрасположенность, но она встречается редко.
Куда бежать
Обычно задержки развития выявляют в детских садах – воспитатели советуют родителям обращаться к логопедам, иногда – к детским психологам и нейропсихологам. Выбор специалиста зависит от сложности ситуации.
– У меня есть несколько примеров из практики. Один из них: к трем годам ребенок не произносил ни одного слова, родители сильно беспокоились. Я посоветовала сократить время, проводимое за телефоном, и уделять больше времени общению и совместным играм. Через два месяца ребенок начал произносить свои первые слова. Это было большим успехом для семьи, и дальше речевое развитие только ускорилось, – рассказывает о своем опыте нейропсихолог Наталья Дынник.
«Статистика показывает, что большинство детей начинают произносить свои первые слова в возрасте от 10 до 14 месяцев. К двум годам они могут использовать до 50 слов. Однако если речевое развитие не начинается к этому времени, стоит обратиться за профессиональной помощью, чтобы исключить возможные нарушения», – объясняет нейропсихолог.