Тайна самых старых общественных часов Тюмени
Куранты, которым уже более 167 лет, работают до сих пор
Тюменские куранты – один из узнаваемых символов города. Увидеть их можно в исторической части областной столицы на здании музея «Городская Дума». Как у многих старинных предметов, у часов есть свои тайны и секреты. Например, многие не в курсе, почему только в одном из трех механизмов курантов остались оригинальные детали, а на циферблате поменялись обычные цифры на римские. Также возникает вопрос, что использовано вместо обычных гирь, и по какой причине на починку часов в пятидесятых годах ушло целых восемь месяцев. Это и многое другое вы сможете узнать из материала «Тюменской области сегодня», в котором о самых старых общественных курантах рассказала методист по музейно-образовательной деятельности Анастасия Гореванова.
Как появились часы?
Прежде чем звон курантов стал слышен в разных уголках города, появилось само здание, где они были установлены.
В середине XIX века Тюмень – небольшой провинциальный город с численностью населения в 10 тысяч человек. Дома в основном деревянные. Прошел слух, что город собирается посетить цесаревич Александр Романов. Конечно, тюменцы захотели впечатлить его изяществом архитектурного строения: так появилось здание в стиле классицизма. Оно было построено в 1834 году на средства тюменских горожан мещанином Митрофаном Бабковым по проекту губернского архитектора, выпускника Петербургской академии художеств Петра Прамана.
До революции здание занимали городская дума и городская управа, а с 1923 года в нем разместился музей истории местного края – ныне музей «Городская Дума». Здание почти не изменилось – только раньше на нем располагалась деревянная башня, которую называли «пожарной каланчой». Именно в ней находились колокола первых общественных часов.
История самих часов началась 28 января 1857 года, когда общество в здании думы рассуждало так: «В столь обширном городе, как Тюмень, нет публичных часов, что весьма необходимо для жителей. А потому они признают полезным и удобным устроить часы на Общественном доме, им принадлежащем, в коем помещаются городские присутственные места». Уже 1 февраля городской голова доложил, что подрядил часового мастера Трусова изготовить и установить их за тысячу рублей серебром. Алексей Трусов, который в прошлом был крестьянином Успенской волости, проживал в то время в Тюмени. О том, почему выбрали именно его, можно лишь догадываться. Есть несколько интересных моментов: он был однофамильцем местного главы, лично видел московские куранты и имел на тот период уже много своих известных работ.
В том же году мастер вместе со своими сыновьями вручную выточил каждую деталь сложного механизма, и часы установили. Шестеренки были изготовлены из латуни, каркас из стали, а деревянную основу сделали из сосны. Алексея Трусова устроили в городскую думу, и он за 50 рублей в год серебром следил за часами и заводил при необходимости.
Устройство первых тюменских общественных часов
Тюменские куранты занимали всю высоту здания. В пожарной каланче размещались колокола, на фронтоне – циферблат, на втором этаже – механизм, а в часовые шахты первого и цокольного этажей опускались гири. Часы были снабжены восемью колоколами: один отбивал часы, и семь отбивали четверти и мелодичный перезвон. Но после гражданской войны они были утеряны; вероятно, их просто переплавили.
У часов было три механизма: детали правого и центрального меняли, а вот левый, который работал по принципу музыкальной шкатулки, предположительно, извлекая мелодию гимна Российской империи «Боже, царя храни», сохранился полностью в первозданном виде. Весь секрет в том, что во времена Трусова он еще был исправен, а когда мастера не стало, механизм остановился. И, поскольку его больше не заводили, восстановить тоже не пытались.
Центральный механизм отвечает за передвижение стрелок и работает исправно до сих пор. Многие детали не оригинальные, но маятник сохранился. Правый механизм – это механизм боя. Он также практически полностью исправен, но раньше был соединен с колоколами на звоннице, и бой был слышен по всему городу. Поскольку ни колоколов, ни звонницы больше нет, было решено пойти на маленькую хитрость: специалисты вывели соединение с колоколом, который находится в той же комнате. Когда механизм заводят, раздается звон, но оценить его могут лишь посетители музея.
Для любого механического устройства нужен двигатель – у курантов это три гири весов по сто килограммов каждая. В годы Великой Отечественной войны оригинальные гири тоже были утеряны, и чтобы часы работали, вместо них прикрепили куски обычных железнодорожных рельсов.
Восстановление курантов
Неизвестно, пытались ли восстановить механизм курантов с 20-х по 40-е годы. В то время некоторые детали пропали, часы встали, а башню на здании разобрали. А в начале пятидесятых годов восстановлением тюменских общественных часов занялся механик Алексей Галкин. Однако чертежи от Алексея Трусова не сохранились, и в итоге мастеру пришлось собственноручно подбирать каждую деталь. Над часовым механизмом он трудился 8 месяцев – готовил модели, по которым сделали бронзовые отливы. 7 января 1953 года механизм, наконец, был снова запущен. Алексей Галкин продолжал следить за ним и заводил часы. Они проработали еще 24 года, но после ухода часовщика вновь остановились.
В восьмидесятые годы куранты пытались восстановить два молодых механика, но у них не было практического опыта, поэтому, к сожалению, ничего не получилось. А в мае 1984 года затеяли капитальный ремонт всего здания областного краеведческого музея, и механизм часов решили демонтировать, чтобы его не повредить. Часовых дел мастер Павел Ларионов смог так разобрать его, чтобы в дальнейшем получилось поставить обратно.
Кстати, именно в этот период поднимался вопрос о том, чтобы вновь установить на здание деревянную башню, но от этой идеи пришлось отказаться. В самом механизме курантов вновь пришлось заменить часть изношенных деталей и узлов. Павел Петрович создал модели, по которым на станкостроительном заводе изготовили нужные элементы.
В итоге тюменские куранты были запущены символично к празднованию 400-летия Тюмени в 1986 году и работают до сих пор. Правда, в зимний период часы стараются остановить, чтобы на них не повлияли погодные условия. С 2012 года за механизмом ухаживает художник-реставратор Сергей Фролов. Он навещает старинные часы регулярно раз в неделю.
Как менялся циферблат
Своя история есть и у циферблата. Когда его только установили при Алексее Трусове, цифры были римскими, а потом их сделали в виде русских чисел. В восьмидесятые годы решили обратиться к фотографиям, которые были в фондах музея, и вернуть циферблату первоначальный вид. Кроме того, нашлись кованые стрелки, изготовленные механиком Алексеем Галкиным. По ним смогли определить диаметр циферблата – оказалось, что он был 1,3 метра. Последняя замена циферблата была уже в 2008 году, когда часам исполнился 151 год. Средства выделили частные предприниматели. Так, например, художник-реставратор по металлу Леонид Парфенов закупил сусальное золото, которым покрашены стрелки. Сам же циферблат сделали на заводе из нержавеющей стали. Его покрасили черной автомобильной краской и покрыли пятью слоями корабельного лака от коррозии.
Кстати, у музейщиков есть примета, связанная с курантами: если загадать желание, когда заводишь механизм, то оно непременно исполнится. А еще существует небольшая легенда: возле механизма стоят маленькие стульчики, и считается, что по ночам на них сидят гномики, охраняя старинные куранты.
В этом году в «Ночь искусств» сотрудники музея впервые провели мастер-класс по изготовлению макета часов. Сначала его планировали устроить лишь один раз, но он так понравился гостям, что теперь по пятницам и субботам в 15 часов каждый желающий может изготовить аналог удивительного циферблата.