В Тюмени обсудили коррупционные риски в сфере адаптации иностранных студентов
Круглый стол Общественной палаты Российской Федерации проходил в Тюменском госуниверситете
В Тюменском госуниверситете прошел круглый стол Общественной палаты Российской Федерации, посвященный социальной адаптации иностранных студентов в российских вузах и коррупционным рискам. Представители юридического и педагогического сообщества со всей России обсудили правовые, педагогические и психологические аспекты этой непростой темы.
Член Общественной палаты Тюменской области, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки, проректор по воспитательной работе ТюмГУ Ольга Загвязинская рассказала, что в российских вузах обучаются около 350 тысяч иностранных студентов. В ближайшие 6 лет их количество может увеличиться до полумиллиона. Задача вузов состоит не только в наборе обучающихся и обеспечении высокого уровня профессиональной подготовки, но и в реальной помощи иностранным студентам адаптироваться на новом месте и постепенном формировании за счет будущих выпускников так называемой «мягкой силы», способной нести вовне наши интересы, идеи и традиционные российские ценности, уверена Ольга Загвязинская.
Проректор по международным связям ТюмГУ Екатерина Сеченова отметила, что адаптация иностранных студентов – очень сложный процесс. Приезжая в Россию, студенты вынуждены приспосабливаться к новым климатическим условиям, времени, языку общения, интернациональному характеру учебных групп и новой образовательной системе. Но главное – они должны приспособиться к абсолютно новой, чужой для них культуре. Поэтому подходить к вопросу адаптации иностранцев нужно комплексно, считает специалист.
– В нашем университете обучаются более 2,3 тысячи студентов из 60 стран мира, поэтому в сложную работу по адаптации этих ребят необходимо вовлечение всего университета, – рассказала Екатерина Сеченова. – Для поддержки иностранных студентов работают арабский, африканский и латиноамериканский страновые центры. Корпус волонтеров помогает приехавшим из-за рубежа решить вопросы заселения и регистрации, осуществляет миграционно-визовое сопровождение, проводит мероприятия межкультурной направленности.
Один из опытнейших специалистов ТюмГУ по работе со студентами из стран ближнего зарубежья Надежда Хакимова считает, что адаптация должна начинаться не с момента прибытия иностранного студента в Россию, а с момента знакомства с ним работников университета. Для встречающих специалистов важно всегда быть на связи и в дружелюбной форме рассказывать абитуриенту и его родителям о городе, регионе, университете, общежитии и, конечно, о традициях страны и правилах поведения.
Подумать о том, как привить иностранцам любовь к нашей стране и как познакомить их с нашими традициями через духовно-нравственные ценности, предложила доцент института государства и права ТюмГУ, кандидат исторических наук Ольга Еланцева. Помочь в этом могут российские фильмы в переводе, совместные творческие мероприятия и мастер-классы, студенческие сообщества, этноэкскурсии или даже целый адаптационный онлайн-курс на языках приезжающих к нам студентов.
Член Западно-Сибирской коллегии адвокатов Тюменской области Артем Скороходов считает, что в предотвращении коррупционных преступлений может помочь своевременная профилактическая и просветительская работа. В качестве инструментов адвокат предложил памятки для студентов-иностранцев на родном языке об основах российского миграционного, административного и уголовного законодательства. Полезным может стать проведение с иностранными студентами сравнительных исследований российского законодательства и законодательства их стран, чтобы понять, какие наказания действуют в стране пребывания за противозаконные действия.
Круглый стол, который проходил в рамках VI Сибирских правовых чтений, объединил более 250 участников со всей России – преподавателей и руководителей структурных подразделений вузов и центров повышения квалификации, научных сотрудников, действующих сотрудников органов внутренних дел, членов Общественной палаты России. Продуктивное общение и обмен мнениями между участниками круглого стола позволили наметить ориентиры для совершенствования работы по адаптации иностранных студентов.