Опасна ли квадробика для детей, объяснили психологи
Какую роль играют субкультуры в становлении нашей личности
Квадробика – новая субкультура среди детей и подростков, активно набирающая популярность. Это необычное хобби включает в себя переодевание в животных, бег на четвереньках и прыжки. Из-за необычного поведения многие взрослые задаются вопросом о влиянии такого увлечения на психологическое здоровье детей.
Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент издания «Тюменская область сегодня» обратился за помощью к психологам Виктории Теркиной и Олесе Немченко. Они объяснили, когда квадробика может быть опасна, какую она несет пользу, а также дали рекомендации родителям, чьи дети стали частью какой-либо субкультуры.
Бег на четвереньках наперекор обществу
В первую очередь нужно понимать, что появление новой субкультуры не является чем-то из ряда вон выходящим. По словам психолога Виктории Теркиной, несмотря на то, что изначально люди присоединяются к субкультурам, чтобы от общества отличаться, сами по себе эти сообщества тоже являются частью социума.
– Потребность принадлежать к обществу заложена в нас эволюционно, с целью выживания. У подростков одна из основных задач, которую они должны закрыть, – это научиться принадлежать к обществу, находить друзей и свою социальную среду, – сообщила Виктория Теркина. – В наше время были готы и эмо, дети сейчас увлекаются квадробикой – пусть так. Это их способ социализации.
Психолог добавила, что если у ребенка есть желание как-то проявиться, то лучше позволить этому быть. Ведь в противном случае подавление этого рвения может перерасти в неврозы, в том числе в соматические истории, болезни и так далее.
– В любом возрасте детям и подросткам важно куда-то девать свою энергию, и пусть это будет субкультура. В этом нет какого-то психического отклонения, – заявила специалист. – К тому же квадробика подразумевает спортивную активность. Да, у ребят могут остаться ссадины и синяки, но это те же травмы, что подростки всегда получают в этом возрасте.
Тревожные звоночки
Тем не менее существуют факторы, при возникновении которых стоит поднять вопрос о нарушениях психики. В первую очередь, важно, чтобы поведение квадробера оставалось в рамках общепринятых правил социума.
– Если ребенок говорит: «все, я теперь кот», «не называйте меня ребенком, дайте мне кошачье имя». Перестал ходить в школу, стал есть кошачий корм, тогда стоит разобраться, почему ребенок относится к этому настолько фанатично, – объяснила Виктория Теркина.
Основная черта, которая разграничивает здоровое проявление от нездорового, – что ребенок осознает, что он человек и что ему нравится именно переодеваться в животного. Не быть животным, не жить за животного, а просто переодеваться и делать какие-то имитационные движения.
– Если мы говорим о случаях, когда уход в субкультуру является способом уйти от реальности, то в чем смысл винить субкультуру? Нужно найти проблему: внутри семьи, в школе. Понять, что такого происходит, что ребенок не может это пережить, а его увлечение приобретает фанатичные формы. Потому что субкультура – это следствие, а не причина. И разбираться стоит с причиной, – отметила специалист.
Культура диалога. Совет родителям
Гештальт-психолог Олеся Немченко подчеркнула, что через субкультуры подростки решают важную задачу – выстраивают социальные связи со сверстниками, экспериментируют с социальными ролями. В основном социализация подростка происходит в школе, но если там он не находит признания или понимания среди сверстников, то будет искать другие пути.
– Если происходит отвержение социума и ребенок пытается вписать себя хоть в какое-нибудь сообщество, то родителям важно принять ответственность за воспитание ребенка в культуре диалога. Иными слова – через коммуникацию. Задаться вопросом, почему их ребенок «выкинут» из социальной жизни, – сообщила Олеся Немченко.
Она добавила, что у детей и подростков, которые погружаются в субкультуры, существует риск стирания или размывания границ собственной личности. А это особенно важно при формировании идентичности ребенка. «Брошенные» или, наоборот, «излюбленные» дети часто испытывают трудности в понимании своих желаний и потребностей.
– Подростку становится сложно понять, кто он такой. Данный вопрос тоже решается через культуру диалога. Если ее в семье нет, сначала к психологу стоит обратиться родителям, – добавила специалист.
Чрезмерно поощрять субкультурные увлечения подростка тоже не следует. Это может привести к нарушению норм морали и даже способствовать развитию психиатрических отклонений. Самое главное, чем должны быть обеспокоены родители, – это обеспечением опоры для своего ребенка. Выстраиванием внутри семьи коммуникации, основанной на взаимном доверии.