Школьные проблемы, травля, стресс: как помочь ребенку, объяснила психолог
В воспитании родителям всегда нужно искать баланс между свободой и исполнительностью
Школа – это важный этап в жизни каждого ребенка, когда формируются основы личности, закладываются базовые знания и навыки. Однако для некоторых детей учеба может стать источником стресса и проблем. О том, какие трудности чаще всего возникают у школьников и как им могут помочь родители, в интервью изданию «Тюменская область сегодня» рассказала психолог Наталья Иванова.
В решении семейных проблем Наталья Иванова имеет большой опыт. В профессию она пришла из полиции, где на последней должности работала с семейными скандалами и жертвами насилия. Кроме того, она трудится как психолог-волонтер в общественной организации помощи многодетным семьям «Радость»
Дети плохо воспринимают речь и текст
В первую очередь Наталья Иванова обратила внимание, что к школе дети бывают просто не готовы. Поскольку родители большую часть времени отдают работе и домашним делам, малыши остаются предоставлены сами себе. И гаджетам, а они мешают формированию воображения.
В результате, по словам психолога, детям сложно воспринимать русский язык. Ребенок получает готовый видеоряд, и за печатным словом у него ничего не стоит.
– Печка, булочка, стульчик, стол... Речь пойдет и о более абстрактных понятиях: гласных, согласных, цифрах. Ребенку, который не привык ни к устной, ни к письменной речи, будет попросту трудно. Если освоение языка начинается одновременно с усвоением нового материала, то это двойная нагрузка. И дети ленятся, капризничают: они привыкли к мультикам, где все ярко и просто, – сообщила эксперт.
Готовить ребенка нужно еще в дошкольном возрасте. Спасением в этой ситуации становятся аудиокниги. Ну и, конечно, про классическое чтение сказок на ночь вслух не стоит забывать – это отличная методика.
Буллинг: как дать отпор агрессору
Травля в школе – это серьезная проблема, которая проявляться в различных формах: физически, словесно, как изоляция. Если стал известен факт травли, сперва нужно поговорить с ребенком. Спросить, что он испытывает, что чувствует и по каким причинам не смог ответить обидчику.
– Необходимо понять, чего ребенок боится в этой ситуации: отсутствия поддержки родителей, осуждения учителей или что может стать еще хуже. Что именно мешает ребенку дать отпор. Агрессия – это механизм защиты наших личностных границ. Она вполне может выражаться в социально-адаптивных, вежливых формах: «Слушай, извини, со мной так нельзя», «Не смей, со мной так нельзя».
Вместе с тем нужно дать ребенку поддержку. Объяснить, что конфликты в жизни случаются, и их не избежать.
– «Солнце, я понимаю, что тебе трудно. Да, рановато, может быть, ты к этому не готов, но сейчас это твой первый опыт дать отпор обидчику. Ты должен получить этот опыт. Если ты не справишься, я рядом. Но давай договоримся – сначала попробуй сам», – проговорила Наталья Иванова. – Надо объяснить, что «дать отпор» не означает немедленно кинуться в драку.
Если у школьника не получилось разрешить ситуацию, то стоит поговорить с педагогами. Психолог подчеркнула: это не стыдно, когда за ребенка заступаются родители.
Буллинг: мой ребенок – агрессор
Родителям, у которых ребенок сам обижает одноклассников, Наталья в первую очередь предложила провести беседу и высказать свои эмоции. По словам психолога, взрослые очень редко говорят своим детям, что они на самом деле чувствуют: что им бывает стыдно, обидно, что они стараются-стараются, а ребенок все равно ведет себя невоспитанно.
– Сказать, что если продолжит задираться, последует наказание. Есть чудесные методы реализации избыточной агрессии через спорт: отжимания, приседания, которые только пользу здоровью приносят. «Не хочешь отжиматься один, давай отжиматься вместе». Легли – и 20 раз от пола, – рассказала Наталья Иванова.
Вместе с тем, как отметила специалист, чаще всего дети-задиры растут в семьях, где присутствует сильная, авторитарная родительская фигура. И таким образом дети выплескивают сдерживаемую при родителе энергию во внешнюю среду.
– Если бы все родители задир не гордились своими детьми, не относились бы презрительно к жертвам и понимали, что избыточная агрессия не равна лидерским качествам, – проблемы бы не возникло, – подчеркнула психолог.
Не рассказывает о проблемах
Если ребенок не хочет делиться своими переживаниями с родителями, здесь нужно разобраться в отношениях в семье. По словам Натальи, ребенок не будет бояться, если затем его не отругают, не обвинят, не начнут требовать невыполнимого – «Дай сдачи, побей». То есть, не оставят наедине с проблемой. По другой причине дети могут бояться огорчить родителей, у которых «и своих забот хватает».
– Если ребенок не рассказывает о своих переживаниях, необходимо работать над формированием доверительных отношений, – прокомментировала психолог.
Понять, что у школьника проблемы, можно по косвенным признакам. Так, испытываемый стресс очень часто отражаются на оценках. Также наблюдаются угнетенное эмоциональное состояние, нежелание делать уроки.
– Может быть, есть чувство облегчения, когда ученик возвращается домой: «Фу, наконец-то эта пакость закончилась!» Эти случаи сигнализируют, что ребенка что-то беспокоит, – рассказала Наталья Иванова.
Кстати, если среди одноклассников у вашего ребенка не появилось приятелей, не стоит сильно переживать: возможно, ему просто неинтересно в их социуме. Компанию друзей он сможет найти и вне школы: например, на спортивной секции или занятиях музыкой.
Не хочет учиться
При отсутствии мотивации к учебе важно объяснить, насколько важен процесс получения образования в масштабах всей жизни. Ведь дети воспринимают ее в течение короткого отрезка – только здесь и сейчас.
– Ребенок не обязан любить школу, но он должен понять, что если будет плохо учиться, то есть большой шанс, что всю жизнь он проработает на нелюбимой работе. Потому что для любимой работы надо куда-то поступить, что-то выучить. И, знаете, дети это понимают, – подчеркнула Наталья Иванова.
В случае кружков и секций нужно помнить, что изменение увлечений в детском возрасте – нормально. Ребята ищут себя, поэтому если школьник решил отказаться от художественных кисточек в пользу уроков гитары, не стоит этому препятствовать. Если, конечно, вы не видите в том или ином увлечении реальный потенциал.
Не интересуется новым
Наряду с вышеупомянутыми негативными эффектами гаджеты могут дать ребенку много полезного. Это быстрый поиск знаний всего мира, которые всегда под рукой. Но откуда берется любопытство в детях? Будет ли ребенок интересоваться новым, если родители сами не проявляют интерес? Ответ прост – родители должны выступать примером.
– Конечно, родители могут быть загружены, не слишком чем-то интересоваться. Но даже так они могут обратиться: «Слушай, я так работой замотался, ни на что нет времени. Расскажи-ка что-нибудь интересное, если тебе несложно?» Любую тему можно поднять. Да много ли мы знаем про синих китов? – улыбнулась Наталья.
Когда обращаться к психологу
Здесь спикер напомнила главную цель большинства родителей – научить ребенка жить самостоятельно, с определенными навыками и при этом не перегрузить, не задавить его и дать возможность развиться индивидуальности.
– Свобода и исполнительность – две грани, между которыми нужно искать баланс. Все дети разные: что для одного забота, для другого, возможно, гиперконтроль. К психологу можно обратиться по любому вопросу именно с точки зрения коррекции поведения, чтобы с одной стороны дать ребенку социализацию, а с другой – раскрыть его способности, – сообщила специалист.
В завершение она дала важный совет родителям – интересуйтесь у детей не только оценками. Большое количество ребят жалуются, что не могут поделиться внутренним миром с мамой и папой, потому что наступает осуждение. И возникает вопрос: «А ты уроки сделал?»
– Да, уроки надо делать. Но вопрос про них не должен быть единственным. Спросите: «А что сегодня интересного произошло? А на неделе?» – добавила Наталья Иванова
А еще можно окунуться в собственные школьные воспоминания и поделиться с ребенком. Перебросить мостик: «А как теперь у вас все происходит?»