Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Выставка «Неувядаемый букет сибирского ковра» рассказывает историю бренда Тюменской области

Сотрудница музея рассказала о популярности и уникальности изделия

Культура, 15:06, 10 сентября 2024, Юлия Репина
Слушать новость
Выставка «Неувядаемый букет сибирского ковра» рассказывает историю бренда Тюменской области. Сотрудница музея рассказала о популярности и уникальности изделия.

Долгие годы Тюменская область ассоциируется с одним из главных ремесел – ковроткачеством, а визитной карточкой региона является махровый ковер.

Этот промысел процветает в регионе и по сей день: в областной столице традиции воссоздают в мастерской тюменского махрового ковра, а в Ишиме продолжает работу местная ковровая фабрика – производство, которое было основано в 1958 году. Тогда на Ишимской ковровой фабрике трудились 700 мастеров-ковроделов; сегодня ковровые шедевры ручной работы прошлого века можно увидеть на экспозиции в Арт-галерее в Ишиме.

«Неувядаемый букет сибирского ковра»

Выставка «Неувядаемый букет сибирского ковра» (0+) предлагает зрителям ознакомиться с 14 уникальными предметами, хранящимися в фондах Ишимского музейного комплекса. Полотна ковров удивляют разнообразием узоров, стилей и историей создания. Здесь же можно увидеть ткацкий станок, прялку и большие деревянные сани, ведь именно для них изначально был задуман ковер. И уже после он стал предметом быта.

– Ручное ковроткачество в Ишиме зародилось в начале XVIII века, когда Ишим был Коркинской слободой. Первая мастерская появилась в начале XX века, а в 1958 году появилась артель имени Ильича, которая была преобразована в Ишимскую ковровую фабрику, – рассказала PR-менеджер Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова Юлия Шестакова.

Всемирная популярность ишимских ковров

Настоящим признанием наших художественных промыслов стало участие тюменских ковровщиц в Парижской выставке в 1900 году. Один из ишимских ковров получил Гран-при на международной выставке в Париже. Кстати, именно этот ковер изображен на картине Василия Сурикова «Взятие снежного городка». На ее переднем плане зритель видит сани, на которые накинут ковер, именно он и притягивает внимание. Точную копию того ковра собирались экспонировать в Ишиме, но не успели.

К слову, интерес к изделию не утихает и по сей день. Буквально за две недели до переговоров по выставке известный телеведущий Андрей Малахов посетил Тюмень. Когда шоумен узнал историю новодела (воссозданного ковра с известной картины Василия Сурикова – прим. ред.), он решил приобрести его для своей частной коллекции. Москвич отдал за современную копию 300 тысяч рублей. Отметим, что телеведущий давно проявляет интерес к предметам искусства, имеет богатую частную коллекцию и даже открыл собственную галерею современного искусства в родном городе Апатиты.

Сейчас в центре экспозиции в Ишиме размещен ковер, повторяющий сам сюжет картины Сурикова «Взятие снежного городка» (современная работа мастериц ишимской ковровой фабрики – прим. ред.). Качество «махровой картины» оценил народный художник РФ Никас Сафронов во время визита в Ишим в 2024 году. Отметим, что живописец традиционно является почетным гостем Ершовских дней в Ишиме и всегда с большим интересом посещает экспозиции в Арт-галерее.

Узнаваемая колористика и композиция

Сибирский ковер широко узнаваем благодаря своей колористике: на черном поле размещаются ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами. Черный цвет издавна является символом сибирской плодородной земли, а яркие цветы ассоциируются с процветанием, благополучием, радостью и достатком.

– На первый взгляд кажется, что ковры одинаковы, но это не так. Если присмотреться, то где-то переплетаются колоски пшеницы, а где-то добавлены геометрические узоры. Вот, например, на выставке представлен совершенно уникальный ковер, который демонстрируется впервые. Его не найти ни в одном из альбомов. В центре его сюжета изображены красная звезда, серп и молот, – отметила спикер.

Трудоемкий процесс создания

Ручная работа и натуральные материалы – главные достоинства ишимского ковра. Процесс создания ковра очень трудоемкий, но, несмотря на цену и сложный процесс, узнаваемые изделия заказывают и по сей день. Тем более изделия ручной работы с историей сейчас на пике популярности.

Готовая пряжа запаривается, из нее формируются мотки, нити нарезаются вручную. Так, например, на ковер размером два на три метра требуется 30 килограммов шерсти и три месяца работы. Отметим, что на создание одного узора может расходоваться до ста оттенков пряжи.

Ишимские ковровые дорожки в столичном Кремле

Красные ковровые дорожки, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля, создавались на Ишимской ковровой фабрике на протяжении пяти лет. В советские годы предприятие выполняло госзаказ. В то время ковровая фабрика была на пике популярности: помимо настенных ковров, начался выпуск мелких изделий массового производства, создавались и эксклюзивные выставочные экземпляры.

Ковер: встреча поколений

Посетителям выставки в Ишиме знаком с детства каждый узор. В 80-х и 90-х буквально в каждой квартире висел ковер от Ишимской ковровой фабрики. Среди посетителей экспозиции бывают и гости из Европы, которые вспоминают свои сибирские корни. Так, однажды приехала женщина, которая раньше жила в Ишиме, а сейчас является жительницей Германии.

– Она ходила по выставке, восхищалась изделиями, а когда подошла к фотографиям, вздохнула от восторга и сказала: «Это моя бабушка!» Гостья приехала на родину и привезла с собой дочку, которая говорит на двух языках. И каков был ее трепет и удивление, когда она увидела фотографию! Женщина рассказала, что все свое детство проводила на этом предприятии, и ее в свое время прозвали «дочерью фабрики», – поделилась PR-менеджер Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова.

Экскурсии для туристов

Выставка ковров в Ишиме продлится до конца 2024 года. Сотрудники Арт-галереи дополняют экспозицию мастер-классами, где все желающие могут создать сувенир в виде ковра из самых разных материалов. Для особо искушенных гостей и туристов организуют экскурсии на производство ковровой фабрики, где можно своими глазами увидеть процесс создания изделия.



Видео подготовила Юлия Репина

Фото Юлии Репиной

Долгие годы Тюменская область ассоциируется с одним из главных ремесел – ковроткачеством, а визитной карточкой региона является махровый ковер.

Этот промысел процветает в регионе и по сей день: в областной столице традиции воссоздают в мастерской тюменского махрового ковра, а в Ишиме продолжает работу местная ковровая фабрика – производство, которое было основано в 1958 году. Тогда на Ишимской ковровой фабрике трудились 700 мастеров-ковроделов; сегодня ковровые шедевры ручной работы прошлого века можно увидеть на экспозиции в Арт-галерее в Ишиме.

«Неувядаемый букет сибирского ковра»

Выставка «Неувядаемый букет сибирского ковра» (0+) предлагает зрителям ознакомиться с 14 уникальными предметами, хранящимися в фондах Ишимского музейного комплекса. Полотна ковров удивляют разнообразием узоров, стилей и историей создания. Здесь же можно увидеть ткацкий станок, прялку и большие деревянные сани, ведь именно для них изначально был задуман ковер. И уже после он стал предметом быта.

– Ручное ковроткачество в Ишиме зародилось в начале XVIII века, когда Ишим был Коркинской слободой. Первая мастерская появилась в начале XX века, а в 1958 году появилась артель имени Ильича, которая была преобразована в Ишимскую ковровую фабрику, – рассказала PR-менеджер Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова Юлия Шестакова.

Всемирная популярность ишимских ковров

Настоящим признанием наших художественных промыслов стало участие тюменских ковровщиц в Парижской выставке в 1900 году. Один из ишимских ковров получил Гран-при на международной выставке в Париже. Кстати, именно этот ковер изображен на картине Василия Сурикова «Взятие снежного городка». На ее переднем плане зритель видит сани, на которые накинут ковер, именно он и притягивает внимание. Точную копию того ковра собирались экспонировать в Ишиме, но не успели.

К слову, интерес к изделию не утихает и по сей день. Буквально за две недели до переговоров по выставке известный телеведущий Андрей Малахов посетил Тюмень. Когда шоумен узнал историю новодела (воссозданного ковра с известной картины Василия Сурикова – прим. ред.), он решил приобрести его для своей частной коллекции. Москвич отдал за современную копию 300 тысяч рублей. Отметим, что телеведущий давно проявляет интерес к предметам искусства, имеет богатую частную коллекцию и даже открыл собственную галерею современного искусства в родном городе Апатиты.

Сейчас в центре экспозиции в Ишиме размещен ковер, повторяющий сам сюжет картины Сурикова «Взятие снежного городка» (современная работа мастериц ишимской ковровой фабрики – прим. ред.). Качество «махровой картины» оценил народный художник РФ Никас Сафронов во время визита в Ишим в 2024 году. Отметим, что живописец традиционно является почетным гостем Ершовских дней в Ишиме и всегда с большим интересом посещает экспозиции в Арт-галерее.

Узнаваемая колористика и композиция

Сибирский ковер широко узнаваем благодаря своей колористике: на черном поле размещаются ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами. Черный цвет издавна является символом сибирской плодородной земли, а яркие цветы ассоциируются с процветанием, благополучием, радостью и достатком.

– На первый взгляд кажется, что ковры одинаковы, но это не так. Если присмотреться, то где-то переплетаются колоски пшеницы, а где-то добавлены геометрические узоры. Вот, например, на выставке представлен совершенно уникальный ковер, который демонстрируется впервые. Его не найти ни в одном из альбомов. В центре его сюжета изображены красная звезда, серп и молот, – отметила спикер.

Трудоемкий процесс создания

Ручная работа и натуральные материалы – главные достоинства ишимского ковра. Процесс создания ковра очень трудоемкий, но, несмотря на цену и сложный процесс, узнаваемые изделия заказывают и по сей день. Тем более изделия ручной работы с историей сейчас на пике популярности.

Готовая пряжа запаривается, из нее формируются мотки, нити нарезаются вручную. Так, например, на ковер размером два на три метра требуется 30 килограммов шерсти и три месяца работы. Отметим, что на создание одного узора может расходоваться до ста оттенков пряжи.

Ишимские ковровые дорожки в столичном Кремле

Красные ковровые дорожки, которые до сих пор украшают коридоры Московского Кремля, создавались на Ишимской ковровой фабрике на протяжении пяти лет. В советские годы предприятие выполняло госзаказ. В то время ковровая фабрика была на пике популярности: помимо настенных ковров, начался выпуск мелких изделий массового производства, создавались и эксклюзивные выставочные экземпляры.

Ковер: встреча поколений

Посетителям выставки в Ишиме знаком с детства каждый узор. В 80-х и 90-х буквально в каждой квартире висел ковер от Ишимской ковровой фабрики. Среди посетителей экспозиции бывают и гости из Европы, которые вспоминают свои сибирские корни. Так, однажды приехала женщина, которая раньше жила в Ишиме, а сейчас является жительницей Германии.

– Она ходила по выставке, восхищалась изделиями, а когда подошла к фотографиям, вздохнула от восторга и сказала: «Это моя бабушка!» Гостья приехала на родину и привезла с собой дочку, которая говорит на двух языках. И каков был ее трепет и удивление, когда она увидела фотографию! Женщина рассказала, что все свое детство проводила на этом предприятии, и ее в свое время прозвали «дочерью фабрики», – поделилась PR-менеджер Ишимского музейного комплекса им. П.П. Ершова.

Экскурсии для туристов

Выставка ковров в Ишиме продлится до конца 2024 года. Сотрудники Арт-галереи дополняют экспозицию мастер-классами, где все желающие могут создать сувенир в виде ковра из самых разных материалов. Для особо искушенных гостей и туристов организуют экскурсии на производство ковровой фабрики, где можно своими глазами увидеть процесс создания изделия.



Видео подготовила Юлия Репина