Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Кружево на коклюшках: в Тюмени можно увидеть искусство, которому насчитывается пять веков

Кружево ручной работы является достоянием страны

Культура, 12:19, 04 сентября 2024, Елена Волкова
Слушать новость
Кружево на коклюшках: в Тюмени можно увидеть искусство, которому насчитывается пять веков. Кружево ручной работы является достоянием страны.

В Тюмени живет рукодельница Елена Алякина, чье мастерство в плетении кружева на коклюшках стало настоящей редкостью для региона. Елена не только сохраняет традиции этого декоративно-прикладного искусства, но и привносит в него что-то новое, создавая уникальные изделия. В интервью корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» она рассказала об особенностях своего ремесла, о том, что вдохновляет ее на создание новых работ, а также поделилась секретами, которые помогают достигать результатов в плетении.

– Для нашего региона кружевоплетение не характерно исторически, хотя в музейных фондах оно представлено. Возможно, из-за сурового климата сюда крайне редко заезжали кружевницы, но, как показывает практика, кружева любят все, ими восхищаются, а также кружево ручной работы является достоянием страны. Есть кружевницы, умеющие виртуозно плести и в Тюмени; они это делают и для себя, и для своих близких, – рассказала мастер.

Что используют для плетения

Для плетения на коклюшках, по словам Елены Алякиной, нужны специальные инструменты, главный из которых – коклюшки. Их используют от двух пар и до бесконечности. Поскольку у нитки два конца, и на каждом из них по одной коклюшке, кружево может быть многопарным, где пары даже не считают, а используют столько, сколько требует изделие. Еще одним специальным инструментом для кружевоплетения является накол – коклюшка с иголкой, которая воткнута в ее головку. Он используется для прокалывания точек в сколке, облегчая тем самым прокалывание иглой.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

Сколок – это технический рисунок, без которого невозможно сплести кружево. Изначально его делали на бересте, сейчас – с помощью карандаша на бумаге, а в современных реалиях можно рисовать и в электронном виде. Кроме того, для плетения потребуется валик и подставка для него, а также иголки-гвоздики. Историческая справка, именно благодаря появлению металлических иголок и возникло кружево.

Материалы – это различные нитки. Исторически первые кружева вплетались из золотых и серебряных нитей. Сегодня популярны лен, хлопковые нити, натуральный и вискозный шелк, мулине, металлизированные нити и бить (плоская нить, похожа на новогодний «дождик» – прим.ред.).

– Кружево, сплетенное на коклюшках, не имеет лица и изнанки, оно, как ни крути, всегда на лицевой стороне. Его невозможно распустить, как это легко сделать с кружевом, связанным крючком или спицами; а придется расплетать таким же образом, как и плелось изначально. Поэтому перед плетением кружевница тщательно изучает сколок, чтобы работа была качественной. Кружева плетутся только чисто вымытыми с мылом руками, иначе потожировые следы останутся на изделии. Кружево, снятое с иголок, должно выглядеть как накрахмаленное за счет утяжки во время всего плетения изделия, – поделилась особенностями своей работы Елена Алякина.

Кружева на картинах и в жизни

К мастерству кружевницу привела любовь к искусству. Она изучала историю искусств в художественной школе, рассматривала полотна великих живописцев, на которых были изображены портреты людей в кружевных воротниках и манжетах. Там же она познакомилась с творчеством Василия Тропинина, его известной картиной «Кружевница» и впервые увидела коклюшки.

– В ту пору мы в школе все ходили в форме с воротничками и манжетами, которые сами шили и вязали крючком. А тут мама где-то купила кружевной воротничок, сказав, что он сплетен на коклюшках. У нас были салфетки, накидки, подзоры, связанные крючком и спицами, занавески с кружевом ришелье. Но это необычное кружево ни на какое другое, окружавшее меня, не было похоже. Оно в корне отличалось от кружева магазинного, – рассказала мастерица.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

Самые простые приемы мерного (плетется в длину и измеряется в метрах – прим. ред.) кружева Елена Алякина освоила в 18 лет. Заканчивая обучение в педагогическом училище Тюмени в 1990 году, она жила на съемной квартире. Дочь хозяйки, Наташа Прокопьева, познакомилась в то время с кружевницей, взяла у нее несколько уроков и научила студентку. Плести оказалось несложно, но очень медленно: на одну блузку уходило не меньше пяти метров кружева. Елене, которая продолжила учебу в Ишимском педагогическом институте, кружевоплетение быстро наскучило, тем более что в Ишиме не оказалось соратников и единомышленников. А затем работа педагогом требовала времени, поэтому в мастерстве был сделан почти 30-летний перерыв.

К плетению невозможно не вернуться

В определенный момент кружевнице захотелось вновь начать плести, но она сомневалась, получится ли спустя столько лет. На площади 400-летия Тюмени в 75-летний юбилей региона в одной из палаток Елена Алякина увидела девушку, которая сидела за пяльцами и плела салфетку на коклюшках. Рядом стоял валик с коклюшками для всех желающих. Рукодельницей оказалась Евгения Крайс, и она дала новый толчок творчеству Елены, показав простые приемы кружевоплетения во время воскресных занятий в тюменском «Доме ремесел». С этого момента началось ее более серьезное увлечение народно-художественным промыслом, которому насчитывается около пяти веков.

– Кружевоплетение на коклюшках – ремесло сложное, требует детального погружения. С каждым разом убеждаюсь, что знаю о нем ничтожно мало. Это бескрайний океан, который увлекает все дальше и дальше. Хочется этим заниматься, постигать, развиваться и делиться тем, что уже знаю, с такими же влюбленными в кружевоплетение, – поясняет тюменка.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

В период пандемии очные встречи были невозможны, зато времени стало гораздо больше. В изучении тонкостей кружевоплетения мастер прибегла к онлайн-обучению, где прошла немало курсов. Ее руководитель и преподаватель Лариса Гусева из Череповца – потомственная кружевница и профессионал с образованием в области создания кружева. Помогает в ремесле и одноименный журнал «Круглица», главным редактором которого также является Лариса Николаевна.

Идеи для создания работ подбрасывает жизнь

Как подметила мастерица, существует спрос – есть предложение. Так, например, 2023-й был Годом педагога, но он не обошел преподавателя и как кружевницу. В марте был объявлен I региональный конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства «Сделано с душой», в котором Елена Алякина принимала участие. Работу она посвятила своей бабушке Евдокии Кирилловне Дорониной и заняла первое место в номинации «Плетение из различных материалов». Поучаствовала Елена и во флешмобе среди кружевниц, который был объявлен в Вологде. По заданию было нужно по предложенному сколку сплести работу и подарить ее своему педагогу. Изделия кружевницы создаются, в том числе, для участия в фестивалях, заочных конкурсах России, международных, областных, городских, региональных конкурсах.

– Кружевоплетение приводит меня в восторг. Когда я завершаю изделие, у меня возникает чувство победы, сложившееся из колоссально огромного времени, проведенного за работой. Проходит время, и я удивляюсь, что это сделано мной – волшебство какое-то. Но бывают и изделия, которые подсказывают, что нужно учесть в следующий раз, если выбор ниток оказался не совсем корректным: либо по кручению, либо по составу. Плетение – это всегда эксперимент, – отмечает рукодельница.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

История одного изделия

С каждым изделием у Елены Алякиной связана своя история, и есть она у изю Сузге. Изю – это татарское нагрудное украшение-отделка, а Сузге – имя одной из жен хана Кучума. Одноименную поэму об истории покорения Ермаком Сибири написал П.П. Ершов; его 210-летие будет отмечаться в 2025 году. Родиной автора является село Безруково (сейчас Ершово) Ишимского района, и кружевница, которая родилась и выросла в Ишиме, окончила институт имени Ершова, не могла пропустить эту дату.

Изделие сплетено с использованием металлизированных нитей, что тоже неслучайно. В нашем регионе проживают русские и татары. У русских шейное украшение называлось гривна; оно выполнялось в технике чеканки по металлу. В рисунке используются тюльпаны, характерные для татарских орнаментов, и трилистник – как триединство Бога христиан.

Изделие Елены Алякиной «Изю Сузге» фото Сергея Мжельского

Кружевоплетение надо развивать

Как многие увлеченные своим делом мастера, Елена Алякина хочет передать это умение людям. Чтобы желающие научились создавать кружевные изделия, которые будут радовать и украшать их образ, делая его уникальным, проводятся мастер-классы в музее им. И.Я. Словцова, плавно переходящие в курсы обучения. А самой большой мечтой мастерицы является открытие Школы тюменских кружевниц и создание тюменского кружева.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

В Тюмени живет рукодельница Елена Алякина, чье мастерство в плетении кружева на коклюшках стало настоящей редкостью для региона. Елена не только сохраняет традиции этого декоративно-прикладного искусства, но и привносит в него что-то новое, создавая уникальные изделия. В интервью корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» она рассказала об особенностях своего ремесла, о том, что вдохновляет ее на создание новых работ, а также поделилась секретами, которые помогают достигать результатов в плетении.

– Для нашего региона кружевоплетение не характерно исторически, хотя в музейных фондах оно представлено. Возможно, из-за сурового климата сюда крайне редко заезжали кружевницы, но, как показывает практика, кружева любят все, ими восхищаются, а также кружево ручной работы является достоянием страны. Есть кружевницы, умеющие виртуозно плести и в Тюмени; они это делают и для себя, и для своих близких, – рассказала мастер.

Что используют для плетения

Для плетения на коклюшках, по словам Елены Алякиной, нужны специальные инструменты, главный из которых – коклюшки. Их используют от двух пар и до бесконечности. Поскольку у нитки два конца, и на каждом из них по одной коклюшке, кружево может быть многопарным, где пары даже не считают, а используют столько, сколько требует изделие. Еще одним специальным инструментом для кружевоплетения является накол – коклюшка с иголкой, которая воткнута в ее головку. Он используется для прокалывания точек в сколке, облегчая тем самым прокалывание иглой.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

Сколок – это технический рисунок, без которого невозможно сплести кружево. Изначально его делали на бересте, сейчас – с помощью карандаша на бумаге, а в современных реалиях можно рисовать и в электронном виде. Кроме того, для плетения потребуется валик и подставка для него, а также иголки-гвоздики. Историческая справка, именно благодаря появлению металлических иголок и возникло кружево.

Материалы – это различные нитки. Исторически первые кружева вплетались из золотых и серебряных нитей. Сегодня популярны лен, хлопковые нити, натуральный и вискозный шелк, мулине, металлизированные нити и бить (плоская нить, похожа на новогодний «дождик» – прим.ред.).

– Кружево, сплетенное на коклюшках, не имеет лица и изнанки, оно, как ни крути, всегда на лицевой стороне. Его невозможно распустить, как это легко сделать с кружевом, связанным крючком или спицами; а придется расплетать таким же образом, как и плелось изначально. Поэтому перед плетением кружевница тщательно изучает сколок, чтобы работа была качественной. Кружева плетутся только чисто вымытыми с мылом руками, иначе потожировые следы останутся на изделии. Кружево, снятое с иголок, должно выглядеть как накрахмаленное за счет утяжки во время всего плетения изделия, – поделилась особенностями своей работы Елена Алякина.

Кружева на картинах и в жизни

К мастерству кружевницу привела любовь к искусству. Она изучала историю искусств в художественной школе, рассматривала полотна великих живописцев, на которых были изображены портреты людей в кружевных воротниках и манжетах. Там же она познакомилась с творчеством Василия Тропинина, его известной картиной «Кружевница» и впервые увидела коклюшки.

– В ту пору мы в школе все ходили в форме с воротничками и манжетами, которые сами шили и вязали крючком. А тут мама где-то купила кружевной воротничок, сказав, что он сплетен на коклюшках. У нас были салфетки, накидки, подзоры, связанные крючком и спицами, занавески с кружевом ришелье. Но это необычное кружево ни на какое другое, окружавшее меня, не было похоже. Оно в корне отличалось от кружева магазинного, – рассказала мастерица.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

Самые простые приемы мерного (плетется в длину и измеряется в метрах – прим. ред.) кружева Елена Алякина освоила в 18 лет. Заканчивая обучение в педагогическом училище Тюмени в 1990 году, она жила на съемной квартире. Дочь хозяйки, Наташа Прокопьева, познакомилась в то время с кружевницей, взяла у нее несколько уроков и научила студентку. Плести оказалось несложно, но очень медленно: на одну блузку уходило не меньше пяти метров кружева. Елене, которая продолжила учебу в Ишимском педагогическом институте, кружевоплетение быстро наскучило, тем более что в Ишиме не оказалось соратников и единомышленников. А затем работа педагогом требовала времени, поэтому в мастерстве был сделан почти 30-летний перерыв.

К плетению невозможно не вернуться

В определенный момент кружевнице захотелось вновь начать плести, но она сомневалась, получится ли спустя столько лет. На площади 400-летия Тюмени в 75-летний юбилей региона в одной из палаток Елена Алякина увидела девушку, которая сидела за пяльцами и плела салфетку на коклюшках. Рядом стоял валик с коклюшками для всех желающих. Рукодельницей оказалась Евгения Крайс, и она дала новый толчок творчеству Елены, показав простые приемы кружевоплетения во время воскресных занятий в тюменском «Доме ремесел». С этого момента началось ее более серьезное увлечение народно-художественным промыслом, которому насчитывается около пяти веков.

– Кружевоплетение на коклюшках – ремесло сложное, требует детального погружения. С каждым разом убеждаюсь, что знаю о нем ничтожно мало. Это бескрайний океан, который увлекает все дальше и дальше. Хочется этим заниматься, постигать, развиваться и делиться тем, что уже знаю, с такими же влюбленными в кружевоплетение, – поясняет тюменка.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

В период пандемии очные встречи были невозможны, зато времени стало гораздо больше. В изучении тонкостей кружевоплетения мастер прибегла к онлайн-обучению, где прошла немало курсов. Ее руководитель и преподаватель Лариса Гусева из Череповца – потомственная кружевница и профессионал с образованием в области создания кружева. Помогает в ремесле и одноименный журнал «Круглица», главным редактором которого также является Лариса Николаевна.

Идеи для создания работ подбрасывает жизнь

Как подметила мастерица, существует спрос – есть предложение. Так, например, 2023-й был Годом педагога, но он не обошел преподавателя и как кружевницу. В марте был объявлен I региональный конкурс мастеров декоративно-прикладного искусства «Сделано с душой», в котором Елена Алякина принимала участие. Работу она посвятила своей бабушке Евдокии Кирилловне Дорониной и заняла первое место в номинации «Плетение из различных материалов». Поучаствовала Елена и во флешмобе среди кружевниц, который был объявлен в Вологде. По заданию было нужно по предложенному сколку сплести работу и подарить ее своему педагогу. Изделия кружевницы создаются, в том числе, для участия в фестивалях, заочных конкурсах России, международных, областных, городских, региональных конкурсах.

– Кружевоплетение приводит меня в восторг. Когда я завершаю изделие, у меня возникает чувство победы, сложившееся из колоссально огромного времени, проведенного за работой. Проходит время, и я удивляюсь, что это сделано мной – волшебство какое-то. Но бывают и изделия, которые подсказывают, что нужно учесть в следующий раз, если выбор ниток оказался не совсем корректным: либо по кручению, либо по составу. Плетение – это всегда эксперимент, – отмечает рукодельница.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского

История одного изделия

С каждым изделием у Елены Алякиной связана своя история, и есть она у изю Сузге. Изю – это татарское нагрудное украшение-отделка, а Сузге – имя одной из жен хана Кучума. Одноименную поэму об истории покорения Ермаком Сибири написал П.П. Ершов; его 210-летие будет отмечаться в 2025 году. Родиной автора является село Безруково (сейчас Ершово) Ишимского района, и кружевница, которая родилась и выросла в Ишиме, окончила институт имени Ершова, не могла пропустить эту дату.

Изделие сплетено с использованием металлизированных нитей, что тоже неслучайно. В нашем регионе проживают русские и татары. У русских шейное украшение называлось гривна; оно выполнялось в технике чеканки по металлу. В рисунке используются тюльпаны, характерные для татарских орнаментов, и трилистник – как триединство Бога христиан.

Изделие Елены Алякиной «Изю Сузге» фото Сергея Мжельского

Кружевоплетение надо развивать

Как многие увлеченные своим делом мастера, Елена Алякина хочет передать это умение людям. Чтобы желающие научились создавать кружевные изделия, которые будут радовать и украшать их образ, делая его уникальным, проводятся мастер-классы в музее им. И.Я. Словцова, плавно переходящие в курсы обучения. А самой большой мечтой мастерицы является открытие Школы тюменских кружевниц и создание тюменского кружева.

Пасхальная выставка Елены Алякиной и Татьяны Глазуновой: фото Сергея Мжельского