Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменка София Суханова рассказала о профессиях арт-дилера и арт-менеджера

Во время посещения выставок люди этих профессий всегда носят черную одежду, чтобы не отвлекать от картин внимание зрителей

Культура, 18:48, 27 августа 2024, Сергей Кузнецов
Слушать новость
Тюменка София Суханова рассказала о профессиях арт-дилера и арт-менеджера. Во время посещения выставок люди этих профессий всегда носят черную одежду, чтобы не отвлекать от картин внимание зрителей.

Тюменка София Суханова работает в сфере художественного искусства почти два года и за это время сделала для себя открытия, которые помогли ей узнать особенности взаимоотношений между художниками, с одной стороны, и галереями и коллекционерами, с другой. Секретами профессий арт-менеджера и арт-дилера София поделилась с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня».

– Сколько лет работаете в этой сфере?

– Арт-дилером работаю сравнительно недавно – с мая этого года, а полноценно в индустрии в качестве арт-менеджера – более полутора лет. Два года назад я окончила магистратуру. Профильное образование получила на факультете Высшей школы культурной политики управления в гуманитарной среде МГУ на факультете Михаила Швыдкого. Круг моих научных интересов во второй альма-матер сконцентрировался на финансовом менеджменте в сфере культуры, на дополнительных источниках и инструментах финансирования музейных институций.

После получения диплома поняла, что в арт-бизнесе можно на собственном опыте ощутить, как человек напрямую занимается общением с коллекционерами, которые потом перерастают в меценатов. Когда человек начинает собирать свою коллекцию, он преследует либо экономические цели и рассматривает вложения как инвестицию, либо – после создания коллекции – намерен пойти по пути меценатов Сергея Щукина или Саввы Морозова и передать собранные картины экстра класса музею.

– Как нашли такую работу?

– Порог вхождения в арт-бизнес достаточно высок. Перед тем, как попала на свое первое место работы в галерею искусств «Система», полгода работала в институте арт-бизнеса и антиквариата методистом. Занималась со студентами и водила их по галереям. Благодаря этой работе у меня появлялись контакты работников галерей, и в один прекрасный момент мне позвонили из галереи «Системы» и предложили пройти собеседование, чтобы занять вакансию арт-менеджера.

– Сложно было начинать без практического опыта?

– Постепенно вошла в курс дела благодаря поддержке коллег. Помимо арт-менеджеров в галереях есть специалисты выставочного отдела, а также сотрудники маркетингового отдела, которые отвечают за продвижение, рекламу, популяризацию галереи. В Москве и в России арт-рынок – очень конкурентное поле, на котором мало покупателей и много предложений. Из-за такой высокой конкуренции происходит битва за коллекционеров.

Не пройдя базовые курсы и не разобравшись, например, в требованиях температурно-влажностного режима на выставках, в правилах хранения работ, в особенностях правильного показа коллекционерам и в работе при открытии системы хранения, работать арт-менеджером не получится. Если ты этого не знаешь, ты произведешь на окружающих такое впечатление, что они будут воспринимать тебя как дилетанта.

Кроме того, арт-менеджер должен знать и уметь преподносить информацию о каждой картине. К примеру, я работала в галерее современного искусства. Современное искусство – более сложное для восприятия, и это не всегда реализм или чистая абстракция. В подавляющем большинстве случаев это художественное воззрение с точки зрения философии и рефлексии самого художника. Не зная биографию и проблему, которую хотел показать автор, арт-менеджеру очень сложно рассказывать о работе.

Сотрудники выставочно-экскурсионного отдела действительно являются одними из самых важных людей в индустрии, которые собирают информацию по крупицам, проводят интервью с художниками и распространяют получаемую информацию. Когда ты работаешь с искусством и живым художником, ты имеешь возможность поговорить с ним один на один. Только после общения с художником арт-менеджер готов стать настоящим посредником между художником и коллекционером.

– У вас есть специализация по жанрам?

– Мы должны знать произведения живописи и графики и, естественно, отличать по жанрам абстракции, реализм и экспрессионизм. Помимо визуальных и изобразительных средств художественной выразительности существуют также скульптура, инсталляция, видеоарт, диджитал. В настоящее время работаю на художников и в командах художников – участвую в двух проектах, связанных с произведениями художников Дмитрия Шорина и Андрея Двина.

Дмитрий Шорин – художник, работающий в реалистичной живописной манере, он еще и скульптор. Его скульптурная работа располагается в аэропорту Пулково и изображает женщину как будто бы с крыльями, но это крылья самолета. Другой художник, Андрей Двин, работает исключительно в жанре чистой абстракции. Для меня абстракция – один из самых сложных жанров живописи.

Часто при общении с клиентами или гостями галереи, в которой представлены картины Андрея, слышу о том, что создавать абстрактные картины – просто. Но абстракция – это не просто хаотичный набор мазков и красок. Абстракция бывает пастозной, геометрической или живописной. Вся сложность заключается в композиции. Когда композиция гармоничная, тогда и рождается чистая абстракция.

  • Фото Сергея Кузнецова
    Фото Сергея Кузнецова
  • Фото Сергея Кузнецова
    Фото Сергея Кузнецова
  • Фото Сергея Кузнецова
    Фото Сергея Кузнецова
  • Фото Сергея Кузнецова
    Фото Сергея Кузнецова
  • 

    – Что входит в обязанности арт-дилера?

    – Помимо продаж картин в мои обязанности входят PR-продвижение художников, подготовка пресс-показов при открытии выставок, оформление заявок, оказание помощи в реализации проектов, то есть все, что связано с операционной деятельностью. Я выступаю за то, чтобы художники, с которыми сотрудничаю, помимо собственной работы не преподавали в институтах и не занимались дополнительной деятельностью. Они отданы искусству, а я занимаюсь заполнением заявок, составлением форм, поиском подрядчиков, работой с дизайнером по созданию 3D-модели будущей инсталляции. Все эти обязанности лежат на мне.

    Для художника также важна творческая биография и история создания картин. Арт-дилер должен постоянно следить за архивом и формировать базу, которая влияет, в том числе, на будущее ценообразование новых и старых работ. Если проданная картина впоследствии снова появляется на вторичном рынке, нам будет проще выстроить свою работу так, чтобы картина действительно явилась инвестицией и ее можно было продать по более высокой цене.

    – Какие цены на картины современных художников?

    – Такая информация, как правило, закрыта, но если вы обратитесь на сайты галереи, она будет обнародована по запросу. К примеру, стоимость графики одного из современных художников стартует от 250 тысяч рублей, а на живопись цены могут начинаться от 4-7 тысяч рублей.

    – В чем разница в профессиях арт-менеджера и арт-дилера?

    – Это абсолютно разные профессии с разными обязанностями. Занимаясь двумя проектами художников, я выступаю как арт-дилер, и моя основная задача – реализовывать два потока картин. Но если бы я работала с одним художником, я была бы менеджером. Дело в том, что, как правило, у художников вообще нет менеджеров, потому что они сами занимаются продвижением своих работ. Арт-менеджеры для авторов – дополнительные источники расходов, и не все могут себе это позволить.

    – Из чего складывается оплата труда арт-дилера?

    – Если ты занимаешься операционной деятельностью, то получаешь определенную фиксированную сумму за свой труд. Когда ты занимаешься реализацией картин, то получаешь проценты с продаж. В случае если продаж временно нет, то арт-дилер все равно получает зарплату как аванс в счет будущих продаж. Получение процентов с продаж – это всегда мотивация на труд, как и в любой индустрии. Например, если ты работаешь в автомобильном салоне и продаешь Rolls-Royce, то заинтересован в том, чтобы продать не один автомобиль в месяц, а три.

    – Интересны ли вам тюменские художники? Готовы ли сотрудничать с кем-то из них? Насколько интересны региональные авторы в Москве?

    – Работаю в области современного искусства и постоянно хожу на открытия выставок, потому что это важная часть моей работы. Например, в Тюмени я познакомилась с работами Екатерины Быковой, которые мне очень нравятся. В какой-то степени ее работы релевантны произведениям современного искусства, с которыми я работаю.

    Мне нравятся работы Александра Новика, моего педагога Олега Федорова, Юрия Юдина. Помимо регионального отделения Союза художников в Тюмени есть сообщество молодых художников. Тюменская область – очень перспективный регион для взращивания молодых талантов и сохранения высокого уровня современных художников.

    Иногда на арт-дилера выходят клиенты, и тогда моя задача заключается в том, чтобы найти необходимые коллекционеру работы. Тогда начинается другой уровень работы, когда ты поднимаешь архивы и начинаешь ходить по другим галереям в поисках работ художников.

    – Покупка и продажа картин регламентируются законом?

    – Конечно. На все работы есть сертификаты подлинности, которые являются гарантией для коллекционера и подтверждением того, что он приобрел подлинник. Как правило, современные художники собственноручно подтверждают авторство своих работ.

    • Фото Сергея Кузнецова
      Фото Сергея Кузнецова
    • Фото Сергея Кузнецова
      Фото Сергея Кузнецова
    • Фото Сергея Кузнецова
      Фото Сергея Кузнецова
    • Фото Сергея Кузнецова
      Фото Сергея Кузнецова
    • 

      – Устаете от работы, ведь у вас два современных автора? Третьего осилите?

      – Если бы человек мог спать три часа в сутки, я бы начала работать с еще одним художником. Но как человек, имеющий планы на будущее, возможно, я смогу сформировать команду и создать свою институцию, и тогда я буду готова сотрудничать с большим количеством художников. В настоящее время в рамках своей загруженности мне более чем хватает и двух художников, ведь я стараюсь выполнять работу качественно.

      Наш рабочий день обычно начинается в 11 часов, когда открываются картинные галереи и музеи. Такой у нас богемный стиль жизни. Заканчивается рабочий день в 19 или 20 часов вечера. Бывают и ненормированные рабочие дни. Я называю это жизнью в режиме фуршет, потому что практически каждый день в Москве проходят 1-2 открытия вернисажа. Во время посещения выставок и галерей люди нашей профессии всегда носят черную одежду, чтобы не отвлекать от картин внимание зрителей.

      – Что дает вам профессия арт-дилера?

      – Мы являемся проводниками для двух заинтересованных в друг друге сторон – для коллекционеров и художников. Коллекционеров я знакомлю с искусством и открываю им прежде не знакомые произведения художников, а художникам даю возможность иметь свой заработок и формировать свой пул коллекционеров.

      Всегда хотела быть в искусстве, но выступать не художником, а человеком, который обслуживает интересы культурной элиты. Для меня важно, чтобы произведения искусства не только торговались и были представлены не только в домах коллекционеров, но и радовали зрителей. Для меня важна реализация в профессии как эксперта. Важно, чтобы художники, с которыми я работаю, росли не только в эквиваленте стоимости их работ. Для любого профессионала всегда важны успех и признание среди коллег.

      Работа в сфере искусства приносит радость и удовлетворение. Есть искусство, которое забирает, а есть – которое отдает. Для меня возможность рассматривать любимые картины – это счастье.

      Фото Сергея Кузнецова

      Тюменка София Суханова работает в сфере художественного искусства почти два года и за это время сделала для себя открытия, которые помогли ей узнать особенности взаимоотношений между художниками, с одной стороны, и галереями и коллекционерами, с другой. Секретами профессий арт-менеджера и арт-дилера София поделилась с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня».

      – Сколько лет работаете в этой сфере?

      – Арт-дилером работаю сравнительно недавно – с мая этого года, а полноценно в индустрии в качестве арт-менеджера – более полутора лет. Два года назад я окончила магистратуру. Профильное образование получила на факультете Высшей школы культурной политики управления в гуманитарной среде МГУ на факультете Михаила Швыдкого. Круг моих научных интересов во второй альма-матер сконцентрировался на финансовом менеджменте в сфере культуры, на дополнительных источниках и инструментах финансирования музейных институций.

      После получения диплома поняла, что в арт-бизнесе можно на собственном опыте ощутить, как человек напрямую занимается общением с коллекционерами, которые потом перерастают в меценатов. Когда человек начинает собирать свою коллекцию, он преследует либо экономические цели и рассматривает вложения как инвестицию, либо – после создания коллекции – намерен пойти по пути меценатов Сергея Щукина или Саввы Морозова и передать собранные картины экстра класса музею.

      – Как нашли такую работу?

      – Порог вхождения в арт-бизнес достаточно высок. Перед тем, как попала на свое первое место работы в галерею искусств «Система», полгода работала в институте арт-бизнеса и антиквариата методистом. Занималась со студентами и водила их по галереям. Благодаря этой работе у меня появлялись контакты работников галерей, и в один прекрасный момент мне позвонили из галереи «Системы» и предложили пройти собеседование, чтобы занять вакансию арт-менеджера.

      – Сложно было начинать без практического опыта?

      – Постепенно вошла в курс дела благодаря поддержке коллег. Помимо арт-менеджеров в галереях есть специалисты выставочного отдела, а также сотрудники маркетингового отдела, которые отвечают за продвижение, рекламу, популяризацию галереи. В Москве и в России арт-рынок – очень конкурентное поле, на котором мало покупателей и много предложений. Из-за такой высокой конкуренции происходит битва за коллекционеров.

      Не пройдя базовые курсы и не разобравшись, например, в требованиях температурно-влажностного режима на выставках, в правилах хранения работ, в особенностях правильного показа коллекционерам и в работе при открытии системы хранения, работать арт-менеджером не получится. Если ты этого не знаешь, ты произведешь на окружающих такое впечатление, что они будут воспринимать тебя как дилетанта.

      Кроме того, арт-менеджер должен знать и уметь преподносить информацию о каждой картине. К примеру, я работала в галерее современного искусства. Современное искусство – более сложное для восприятия, и это не всегда реализм или чистая абстракция. В подавляющем большинстве случаев это художественное воззрение с точки зрения философии и рефлексии самого художника. Не зная биографию и проблему, которую хотел показать автор, арт-менеджеру очень сложно рассказывать о работе.

      Сотрудники выставочно-экскурсионного отдела действительно являются одними из самых важных людей в индустрии, которые собирают информацию по крупицам, проводят интервью с художниками и распространяют получаемую информацию. Когда ты работаешь с искусством и живым художником, ты имеешь возможность поговорить с ним один на один. Только после общения с художником арт-менеджер готов стать настоящим посредником между художником и коллекционером.

      – У вас есть специализация по жанрам?

      – Мы должны знать произведения живописи и графики и, естественно, отличать по жанрам абстракции, реализм и экспрессионизм. Помимо визуальных и изобразительных средств художественной выразительности существуют также скульптура, инсталляция, видеоарт, диджитал. В настоящее время работаю на художников и в командах художников – участвую в двух проектах, связанных с произведениями художников Дмитрия Шорина и Андрея Двина.

      Дмитрий Шорин – художник, работающий в реалистичной живописной манере, он еще и скульптор. Его скульптурная работа располагается в аэропорту Пулково и изображает женщину как будто бы с крыльями, но это крылья самолета. Другой художник, Андрей Двин, работает исключительно в жанре чистой абстракции. Для меня абстракция – один из самых сложных жанров живописи.

      Часто при общении с клиентами или гостями галереи, в которой представлены картины Андрея, слышу о том, что создавать абстрактные картины – просто. Но абстракция – это не просто хаотичный набор мазков и красок. Абстракция бывает пастозной, геометрической или живописной. Вся сложность заключается в композиции. Когда композиция гармоничная, тогда и рождается чистая абстракция.

      • Фото Сергея Кузнецова
        Фото Сергея Кузнецова
      • Фото Сергея Кузнецова
        Фото Сергея Кузнецова
      • Фото Сергея Кузнецова
        Фото Сергея Кузнецова
      • Фото Сергея Кузнецова
        Фото Сергея Кузнецова
      • 

        – Что входит в обязанности арт-дилера?

        – Помимо продаж картин в мои обязанности входят PR-продвижение художников, подготовка пресс-показов при открытии выставок, оформление заявок, оказание помощи в реализации проектов, то есть все, что связано с операционной деятельностью. Я выступаю за то, чтобы художники, с которыми сотрудничаю, помимо собственной работы не преподавали в институтах и не занимались дополнительной деятельностью. Они отданы искусству, а я занимаюсь заполнением заявок, составлением форм, поиском подрядчиков, работой с дизайнером по созданию 3D-модели будущей инсталляции. Все эти обязанности лежат на мне.

        Для художника также важна творческая биография и история создания картин. Арт-дилер должен постоянно следить за архивом и формировать базу, которая влияет, в том числе, на будущее ценообразование новых и старых работ. Если проданная картина впоследствии снова появляется на вторичном рынке, нам будет проще выстроить свою работу так, чтобы картина действительно явилась инвестицией и ее можно было продать по более высокой цене.

        – Какие цены на картины современных художников?

        – Такая информация, как правило, закрыта, но если вы обратитесь на сайты галереи, она будет обнародована по запросу. К примеру, стоимость графики одного из современных художников стартует от 250 тысяч рублей, а на живопись цены могут начинаться от 4-7 тысяч рублей.

        – В чем разница в профессиях арт-менеджера и арт-дилера?

        – Это абсолютно разные профессии с разными обязанностями. Занимаясь двумя проектами художников, я выступаю как арт-дилер, и моя основная задача – реализовывать два потока картин. Но если бы я работала с одним художником, я была бы менеджером. Дело в том, что, как правило, у художников вообще нет менеджеров, потому что они сами занимаются продвижением своих работ. Арт-менеджеры для авторов – дополнительные источники расходов, и не все могут себе это позволить.

        – Из чего складывается оплата труда арт-дилера?

        – Если ты занимаешься операционной деятельностью, то получаешь определенную фиксированную сумму за свой труд. Когда ты занимаешься реализацией картин, то получаешь проценты с продаж. В случае если продаж временно нет, то арт-дилер все равно получает зарплату как аванс в счет будущих продаж. Получение процентов с продаж – это всегда мотивация на труд, как и в любой индустрии. Например, если ты работаешь в автомобильном салоне и продаешь Rolls-Royce, то заинтересован в том, чтобы продать не один автомобиль в месяц, а три.

        – Интересны ли вам тюменские художники? Готовы ли сотрудничать с кем-то из них? Насколько интересны региональные авторы в Москве?

        – Работаю в области современного искусства и постоянно хожу на открытия выставок, потому что это важная часть моей работы. Например, в Тюмени я познакомилась с работами Екатерины Быковой, которые мне очень нравятся. В какой-то степени ее работы релевантны произведениям современного искусства, с которыми я работаю.

        Мне нравятся работы Александра Новика, моего педагога Олега Федорова, Юрия Юдина. Помимо регионального отделения Союза художников в Тюмени есть сообщество молодых художников. Тюменская область – очень перспективный регион для взращивания молодых талантов и сохранения высокого уровня современных художников.

        Иногда на арт-дилера выходят клиенты, и тогда моя задача заключается в том, чтобы найти необходимые коллекционеру работы. Тогда начинается другой уровень работы, когда ты поднимаешь архивы и начинаешь ходить по другим галереям в поисках работ художников.

        – Покупка и продажа картин регламентируются законом?

        – Конечно. На все работы есть сертификаты подлинности, которые являются гарантией для коллекционера и подтверждением того, что он приобрел подлинник. Как правило, современные художники собственноручно подтверждают авторство своих работ.

        • Фото Сергея Кузнецова
          Фото Сергея Кузнецова
        • Фото Сергея Кузнецова
          Фото Сергея Кузнецова
        • Фото Сергея Кузнецова
          Фото Сергея Кузнецова
        • Фото Сергея Кузнецова
          Фото Сергея Кузнецова
        • 

          – Устаете от работы, ведь у вас два современных автора? Третьего осилите?

          – Если бы человек мог спать три часа в сутки, я бы начала работать с еще одним художником. Но как человек, имеющий планы на будущее, возможно, я смогу сформировать команду и создать свою институцию, и тогда я буду готова сотрудничать с большим количеством художников. В настоящее время в рамках своей загруженности мне более чем хватает и двух художников, ведь я стараюсь выполнять работу качественно.

          Наш рабочий день обычно начинается в 11 часов, когда открываются картинные галереи и музеи. Такой у нас богемный стиль жизни. Заканчивается рабочий день в 19 или 20 часов вечера. Бывают и ненормированные рабочие дни. Я называю это жизнью в режиме фуршет, потому что практически каждый день в Москве проходят 1-2 открытия вернисажа. Во время посещения выставок и галерей люди нашей профессии всегда носят черную одежду, чтобы не отвлекать от картин внимание зрителей.

          – Что дает вам профессия арт-дилера?

          – Мы являемся проводниками для двух заинтересованных в друг друге сторон – для коллекционеров и художников. Коллекционеров я знакомлю с искусством и открываю им прежде не знакомые произведения художников, а художникам даю возможность иметь свой заработок и формировать свой пул коллекционеров.

          Всегда хотела быть в искусстве, но выступать не художником, а человеком, который обслуживает интересы культурной элиты. Для меня важно, чтобы произведения искусства не только торговались и были представлены не только в домах коллекционеров, но и радовали зрителей. Для меня важна реализация в профессии как эксперта. Важно, чтобы художники, с которыми я работаю, росли не только в эквиваленте стоимости их работ. Для любого профессионала всегда важны успех и признание среди коллег.

          Работа в сфере искусства приносит радость и удовлетворение. Есть искусство, которое забирает, а есть – которое отдает. Для меня возможность рассматривать любимые картины – это счастье.

          В музейном комплексе имени Ивана Словцова открыли выставку «80 лет вместе»

          01 августа

          В школах Ямала появятся эстетические классы

          14 июля