Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Адаптация к школе и страхи родителей: как подготовиться к новому учебному году

Наблюдения и рекомендации педагога-психолога

Общество, 07:13, 19 августа 2024, Ксения Лахтина
Слушать новость
Адаптация к школе и страхи родителей: как подготовиться к новому учебному году. Наблюдения и рекомендации педагога-психолога.

Адаптация к школе у первоклассников, по оценкам педагогов-психологов, занимает в среднем от трех месяцев до полугода. В этот период ребенок может испытывать психологические и социальные трудности, поэтому у него могут наблюдаться изменения в поведении: бунт – отказ от участия в учебном процессе или, например, споры с учителями. Родителям важно сохранять терпение и проявлять выдержанное взрослое внимание к состоянию ребенка.

Если сложности приводят к кризису, то первый шаг нужно сделать родителям – дать сыну или дочери возможность выговориться и тем самым снять напряжение, позволить отдохнуть. Как отметила педагог-психолог регионального центра «Семья» Оксана Митюшова, есть убеждение, что думать об адаптации нужно только родителям первоклассников, однако страхи и тревоги возникают у детей разного возраста, независимо от того, в какой класс они идут.

Для ребенка каждое первое сентября – это радость и огорчения. Дети зачастую говорят, что не хотят идти в школу, потому что это:

  • возвращение к правилам и ограничениям;
  • возможная встреча с неприятными людьми;
  • столкновение с неизвестным будущим: переход в новый класс, экзамены;
  • усиление контроля родителей;
  • страх отвержения учителями;
  • приход педагога, с которым отношения не заладятся;
  • встреча с незнакомыми людьми и столкновение с неизвестным (новые предметы).

Фото Екатерины Христозовой

Тревожность у первоклассников может вызвать боязнь не понять объяснения учителя, забыть или не расслышать, что задано в качестве домашней работы, получить плохую оценку, не успеть выполнить задачи вовремя, получить замечания от учителя или родителей, ошибиться в ответе или выполнении задания, не справиться с новыми обязанностями и не оправдать ожидания семьи и окружающих.

Если дети начинают сильно фокусироваться на страхах и негативных мыслях, у них появляется неуверенность: «Что это будет? Справлюсь или нет?» Чтобы пережить это, ребенку достаточно чувствовать родительскую поддержку, иметь привычный режим дня, правильно питаться и знать, что у него есть свое пространство, где он может контролировать порядок и чувствовать себя комфортно. Но что делать, если все эти страхи не у ребенка, а у его родителей: как мамам и папам совладать с неуверенностью и переживаниями, которые их «накрывают» с приближением первого сентября?

Почему появляется раздражение и беспокойство

Ситуация в семье, когда первый ребенок первый идет в школу, вызывает много волнения – все переходят на новый этап жизненного цикла.

– С психологической точки зрения, это нормативный, ожидаемый, кризис, который сопряжен с изменениями в семейной системе, и он затрагивает всех членов семьи (мама, папа, братья, сестры), кто проживает вместе с ребенком. Но в некоторых случаях приходится подключаться и другим родственникам, – рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» Оксана Митюшова.

По ее словам, возникает необходимость перераспределения обязанностей, что важно – с учетом занятости родителей и с возможным привлечением других родственников. Договариваться придется и до, и после, и во время учебы.

Фото Екатерины Христозовой

Семье необходимо будет решить ряд вопросов. Кто будет отводить и забирать ребенка из школы? С кем он будет после? Кто будет водить на дополнительные кружки, помогать ему с уроками? Часто семье приходится менять и распорядок жизни, чтобы подстроиться под новый школьный график.

– Естественно, что подобная перестройка сопровождается повышением напряжения в семье. И если есть какие-то внутренние трудности, то поступление ребенка в первый класс усилит имеющиеся проблемы, – подчеркнула педагог-психолог.

Чего боятся взрослые

Большинство родителей первоклассников испытывают различные страхи относительно будущей школьной жизни своего ребенка. Тревоги касаются самых разных вопросов – начиная с сомнений о готовности ребенка к школе, правильности выбора ее и учителя, продолжая волнениями по поводу успешной адаптации ребенка к учебному процессу и заканчивая беспокойством о возможных проблемах в коммуникации с одноклассниками и учителями.

– Повышению тревожности родителей способствует и огромное количество информации, которое сыплется на них из родительских чатов, социальных сетей, информационных каналов, из разговоров с более «опытными» мамами и папами. Для родителей, которые сами по себе являются тревожными, ситуация поступления ребенка в школу становится сложно переносимой, – пояснила специалист.

Уровень беспокойства настолько повышается, что становится трудно отделить объективные угрозы или проблемы от надуманных. Сложно переживают поступление ребенка в первый класс и те родители, кто плохо переносит неопределенность и любит все держать под контролем. Ведь невозможно заранее спланировать, например, как сложатся отношения ребенка с одноклассниками. Целый спектр негативных мыслей может возникнуть у родителей, которые привыкли постоянно опекать ребенка, оберегать его от всех жизненных трудностей.

– Даже если вы не относите себя к тревожным, контролирующим или гиперопекающим родителям, вы все равно можете испытывать много страхов, когда ваш ребенок идет в школу. Страхи родителей рождаются во многом из собственного опыта, т.е. того, как родители проживали свои школьные ситуации, – отметила психолог.

Если школьные годы вызывают у вас в основном плохие воспоминания, и вы до сих пор испытываете сильные эмоции при упоминании давних инцидентов, то это значит, что вы эмоционально не прожили эти ситуации. А значит, это и сейчас влияет на вас, подчеркнула Оксана Митюшова.

Возможен и другой вариант. Вы можете считать, что негативный школьный опыт давно благополучно забыт, но, как только приходит время ребенку идти в первый класс, «забытые» переживания вновь актуализируются, проявляясь в виде сильных страхов или необъяснимой тревоги.

Подготовка к новому учебному году

По словам специалиста, дети тонко чувствуют эмоциональное состояние своих родителей и легко заражаются им. Взрослым может казаться, что ребенок совершенно не обращает на какие-то вещи внимания, потому что не говорит об этом. Но это не так.

Фото Екатерины Христозовой

Поэтому, если вам неспокойно и вы испытываете сильную тревогу или другие негативные эмоции по отношению к школе, а на словах пытаетесь убедить ребенка, что школа – это весело и интересно, то ребенок, внешне согласившись, скорее всего будет сильно сомневаться.

– Подготовиться к поступлению в первый класс – это не только про то, чтобы записать ребенка в школу, выбрать учителя и подходящую программу обучения, научить минимальным навыкам счета или письма. Это также о том, чтобы проработать собственные психологические трудности, связанные как с текущей ситуацией, так и с прошлым негативным опытом, – резюмировала педагог-психолог.

Она порекомендовала быть терпеливыми, внимательными и не бояться обращаться за помощью к учителям, психологам и тем, кому вы доверяете. К слову, с 8 августа в рамках проекта «Точка опоры» центра «Семья» стартовал родительский интенсив «Первый раз в первый класс: подготовка к школе». Серия прямых эфиров проходит в официальной группе. Каждый четверг – новая тема.

Специалисты рассказывают, как бережно подготовить ребенка к школе. Важно не только обеспечить его необходимыми принадлежностями, но и создать комфортную эмоциональную атмосферу. Поддержка и внимание родителей помогут детям легче адаптироваться к школе и настроиться на позитивный лад.

Фото Екатерины Христозовой

Адаптация к школе у первоклассников, по оценкам педагогов-психологов, занимает в среднем от трех месяцев до полугода. В этот период ребенок может испытывать психологические и социальные трудности, поэтому у него могут наблюдаться изменения в поведении: бунт – отказ от участия в учебном процессе или, например, споры с учителями. Родителям важно сохранять терпение и проявлять выдержанное взрослое внимание к состоянию ребенка.

Если сложности приводят к кризису, то первый шаг нужно сделать родителям – дать сыну или дочери возможность выговориться и тем самым снять напряжение, позволить отдохнуть. Как отметила педагог-психолог регионального центра «Семья» Оксана Митюшова, есть убеждение, что думать об адаптации нужно только родителям первоклассников, однако страхи и тревоги возникают у детей разного возраста, независимо от того, в какой класс они идут.

Для ребенка каждое первое сентября – это радость и огорчения. Дети зачастую говорят, что не хотят идти в школу, потому что это:

  • возвращение к правилам и ограничениям;
  • возможная встреча с неприятными людьми;
  • столкновение с неизвестным будущим: переход в новый класс, экзамены;
  • усиление контроля родителей;
  • страх отвержения учителями;
  • приход педагога, с которым отношения не заладятся;
  • встреча с незнакомыми людьми и столкновение с неизвестным (новые предметы).

Фото Екатерины Христозовой

Тревожность у первоклассников может вызвать боязнь не понять объяснения учителя, забыть или не расслышать, что задано в качестве домашней работы, получить плохую оценку, не успеть выполнить задачи вовремя, получить замечания от учителя или родителей, ошибиться в ответе или выполнении задания, не справиться с новыми обязанностями и не оправдать ожидания семьи и окружающих.

Если дети начинают сильно фокусироваться на страхах и негативных мыслях, у них появляется неуверенность: «Что это будет? Справлюсь или нет?» Чтобы пережить это, ребенку достаточно чувствовать родительскую поддержку, иметь привычный режим дня, правильно питаться и знать, что у него есть свое пространство, где он может контролировать порядок и чувствовать себя комфортно. Но что делать, если все эти страхи не у ребенка, а у его родителей: как мамам и папам совладать с неуверенностью и переживаниями, которые их «накрывают» с приближением первого сентября?

Почему появляется раздражение и беспокойство

Ситуация в семье, когда первый ребенок первый идет в школу, вызывает много волнения – все переходят на новый этап жизненного цикла.

– С психологической точки зрения, это нормативный, ожидаемый, кризис, который сопряжен с изменениями в семейной системе, и он затрагивает всех членов семьи (мама, папа, братья, сестры), кто проживает вместе с ребенком. Но в некоторых случаях приходится подключаться и другим родственникам, – рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» Оксана Митюшова.

По ее словам, возникает необходимость перераспределения обязанностей, что важно – с учетом занятости родителей и с возможным привлечением других родственников. Договариваться придется и до, и после, и во время учебы.

Фото Екатерины Христозовой

Семье необходимо будет решить ряд вопросов. Кто будет отводить и забирать ребенка из школы? С кем он будет после? Кто будет водить на дополнительные кружки, помогать ему с уроками? Часто семье приходится менять и распорядок жизни, чтобы подстроиться под новый школьный график.

– Естественно, что подобная перестройка сопровождается повышением напряжения в семье. И если есть какие-то внутренние трудности, то поступление ребенка в первый класс усилит имеющиеся проблемы, – подчеркнула педагог-психолог.

Чего боятся взрослые

Большинство родителей первоклассников испытывают различные страхи относительно будущей школьной жизни своего ребенка. Тревоги касаются самых разных вопросов – начиная с сомнений о готовности ребенка к школе, правильности выбора ее и учителя, продолжая волнениями по поводу успешной адаптации ребенка к учебному процессу и заканчивая беспокойством о возможных проблемах в коммуникации с одноклассниками и учителями.

– Повышению тревожности родителей способствует и огромное количество информации, которое сыплется на них из родительских чатов, социальных сетей, информационных каналов, из разговоров с более «опытными» мамами и папами. Для родителей, которые сами по себе являются тревожными, ситуация поступления ребенка в школу становится сложно переносимой, – пояснила специалист.

Уровень беспокойства настолько повышается, что становится трудно отделить объективные угрозы или проблемы от надуманных. Сложно переживают поступление ребенка в первый класс и те родители, кто плохо переносит неопределенность и любит все держать под контролем. Ведь невозможно заранее спланировать, например, как сложатся отношения ребенка с одноклассниками. Целый спектр негативных мыслей может возникнуть у родителей, которые привыкли постоянно опекать ребенка, оберегать его от всех жизненных трудностей.

– Даже если вы не относите себя к тревожным, контролирующим или гиперопекающим родителям, вы все равно можете испытывать много страхов, когда ваш ребенок идет в школу. Страхи родителей рождаются во многом из собственного опыта, т.е. того, как родители проживали свои школьные ситуации, – отметила психолог.

Если школьные годы вызывают у вас в основном плохие воспоминания, и вы до сих пор испытываете сильные эмоции при упоминании давних инцидентов, то это значит, что вы эмоционально не прожили эти ситуации. А значит, это и сейчас влияет на вас, подчеркнула Оксана Митюшова.

Возможен и другой вариант. Вы можете считать, что негативный школьный опыт давно благополучно забыт, но, как только приходит время ребенку идти в первый класс, «забытые» переживания вновь актуализируются, проявляясь в виде сильных страхов или необъяснимой тревоги.

Подготовка к новому учебному году

По словам специалиста, дети тонко чувствуют эмоциональное состояние своих родителей и легко заражаются им. Взрослым может казаться, что ребенок совершенно не обращает на какие-то вещи внимания, потому что не говорит об этом. Но это не так.

Фото Екатерины Христозовой

Поэтому, если вам неспокойно и вы испытываете сильную тревогу или другие негативные эмоции по отношению к школе, а на словах пытаетесь убедить ребенка, что школа – это весело и интересно, то ребенок, внешне согласившись, скорее всего будет сильно сомневаться.

– Подготовиться к поступлению в первый класс – это не только про то, чтобы записать ребенка в школу, выбрать учителя и подходящую программу обучения, научить минимальным навыкам счета или письма. Это также о том, чтобы проработать собственные психологические трудности, связанные как с текущей ситуацией, так и с прошлым негативным опытом, – резюмировала педагог-психолог.

Она порекомендовала быть терпеливыми, внимательными и не бояться обращаться за помощью к учителям, психологам и тем, кому вы доверяете. К слову, с 8 августа в рамках проекта «Точка опоры» центра «Семья» стартовал родительский интенсив «Первый раз в первый класс: подготовка к школе». Серия прямых эфиров проходит в официальной группе. Каждый четверг – новая тема.

Специалисты рассказывают, как бережно подготовить ребенка к школе. Важно не только обеспечить его необходимыми принадлежностями, но и создать комфортную эмоциональную атмосферу. Поддержка и внимание родителей помогут детям легче адаптироваться к школе и настроиться на позитивный лад.