Она покоряет небо: интервью с девушкой – пилотом самолета
Упорным трудом Полина Бабанина шла к своей цели. Уверена, что эта профессия открыта для каждого
Существует мнение, что работа пилота является сугубо мужской, и женщин на этих должностях – лишь единицы. Но это не так. Ярким примером того, что женщины могут достичь успеха в любой профессии, является Полина Бабанина – второй пилот самолета ATR-72 в авиакомпании «ЮТэйр».
В интервью корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» она рассказала о своем пути в авиации, о разнице в подходах к работе между мужчинами и женщинами и о том, что вдохновляет ее каждый день садиться за штурвал, вновь и вновь поднимаясь к облакам.
Дом стоял у аэропорта
Любовь к профессии пилота у Полины Бабаниной зародилась с детства. Она появилась на свет в авиационном поселке Березово в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, где располагался 125-й летный отряд Тюменского управления гражданской авиации. Ее дом находился рядом с аэропортом, откуда часто доносились звуки взлетающих и садящихся самолетов. Всего в этом аэропорту трудилось более 300 пилотов, базировалось 47 вертолетов Ми-8 и 12 самолетов Ан-2.
Но самое главное, что в авиации у Полины работала вся ее семья. В особенности в выборе профессии девушку поддержал отец, укрепив желание стать пилотом.
– Он окончил Рижское летно-техническое училище в качестве штурмана, был диспетчером воздушных судов, а также начальником авиаплощадки на озере Нумто. А мама около 10 лет работала на авиаметеостанции, – рассказала Полина. – Мой двоюродный брат начинал свою карьеру на вертолетах Ми-8, летал на Ан-24. Я была его пассажиром несколько раз. А недавно он стал моим пассажиром, что оказалось для меня удивительным.
Также девушка рассказала о березовских пилотах вертолетов, которые вдохновили ее пойти в авиацию. Это командир эскадрильи Владислав Кравченко, пилоты Николай Бабкин, Иван Криворучко, командир летного отряда Владимир Александров.
Я нахожусь на своем месте
Определившись с выбором профессии, Полина Бабанина поступила в Краснокутское летное училище гражданской авиации в Саратовской области. Она не была единственной женщиной на потоке – в каждой группе по 25 человек на ее курсе присутствовали от одной до трех девушек. Но нужно отметить, что до выпуска дошли только шесть из них: кого-то отчислили по неуспеваемости, а для кого-то практика оказалась трудной.
– Мой первый полет был на втором курсе, с инструктором. Он давал задачи выдерживать определенный курс, высоту, скорость, выполнять вираж. Я запомнила этот трепет, будто перед распаковкой новогодних подарков. Очень обрадовалась. Помню этот день до сих пор, была точно уверена, что я на своем месте, что все труды и усилия при поступлении окупились сполна, – рассказала Полина.
Обучение проходило на самолетах Diamond 40 и 42. Позже началась самостоятельная практика без инструктора. Взлетали вместе с курсантами, менялись местами, летали по очереди.
После окончания училища Полина Бабанина переехала в Тюмень и устроилась в авиакомпанию «ЮТэйр», где уже четвертый год работает вторым пилотом. Мечта, план и цель – стать командиром воздушного судна. Но для этого нужно налетать минимум 2 000 часов. У Полины пока 1 300, но она уверена, что к возрасту 28-29 лет необходимая цифра будет достигнута.
Рабочий день пилота
Как сообщила Полина, начинается рабочий день с медицинского контроля в аэропорту. Затем проверяется вся аэронавигационная информация, техническое состояние самолета, проводятся тесты систем в кабине – по специальной инструкции, чек-листу. И только тогда можно приступать к полету.
– Контролируем работу систем, обходим зоны обледенения и угрозы, следим за любыми изменениями в полете, оперативно реагируем. Это сложный, ответственный процесс, требующий концентрации и слаженной работы всего экипажа, – рассказала Полина.
В целом задачи у командира воздушного судна и у второго пилота одинаковые. В воздухе один управляет самолетом, другой выполняет обязанности наблюдающего пилота. Но у командира больше ответственности. Он же и назначает, кто будет находиться за штурвалом в тот или иной момент времени.
В день у Полины может быть от одного до четырех перелетов. Графики назначает специальный отдел планирования в соответствии с нормами труда и отдыха. Маршруты зачастую разные. Бывает «разворотка» – например, из Тюмени в Казань, и после заправки экипаж возвращается обратно в Тюмень. Могут быть четыре перелета: Екатеринбург – Уфа – Казань – Уфа – Екатеринбург. И так на протяжении пяти дней.
Свой самолет АТР-72 героиня считает замечательным. А особенность работы позволяет ей путешествовать по всей необъятной России, посещать и исследовать ее города.
– В Екатеринбурге я могу прогуляться по плотинке, в Ханты-Мансийске зимой прокатиться на горных лыжах и сноуборде, в Иркутске посетить Байкал – бывала там уже несколько раз. Так что я могу в балансе совмещать работу и отдых, – поделилась пилот.
Мужчины – лидеры, но женщины внимательны
Полина уверена, что авиация – это не про пол, а про профессионализм. По ее словам, любой успешный пилот должен быть ответственным, решительным и следовать принципу «знания, навык и мастерство».
Вместе с тем некоторые отличия в подходах к работе пилотом между мужчинами и женщинами все-таки можно выявить. Например, девушки-пилоты более внимательны к мелочам.
– Недаром наши женщины находят вещи на очевидных местах, когда мужчины их теряют. Эта внимательность помогает нам быть более тщательными, точными в работе, – рассказала Полина. – Женщины-пилоты не менее успешны, а иногда показывают даже лучшие результаты, благодаря уникальным подходам к решению проблем. Кроме того, у женщин сильнее развиты интуиция, навыки коммуникации и эмпатии, что создает позитивную атмосферу в экипаже – а это очень-очень важно.
При этом, по мнению героини, у мужчин сильнее развито чувство лидерства.
– Женщин-пилотов становится все больше. Например, в нашей авиакомпании трудятся 30 девушек, которые управляют вертолетами и самолетами, – добавила она.
Через неделю снова тянет в небо
Супруга и детей у Полины пока нет, а потому все свободное от работы время она посвящает саморазвитию и радостям жизни. Подчеркнула, что пилотам крайне важно следить за своим моральным состоянием.
Отдельное внимание девушка уделяет спорту, в том числе участвует в спортивных мероприятиях, которые регулярно проводит ее авиакомпания. А еще она считает себя довольно творческим человеком, поэтому пробует силы в разных видах деятельности. По ее мнению, управление самолетом позволило ей стать более организованной и продуктивной в повседневной жизни.
Кроме того, сейчас Полина дополнительно обучается на заочной форме в Ульяновском институте гражданской авиации на другой специальности, не связанной с пилотированием.
– Это организация обеспечения воздушных перевозок, аэропортовая деятельность. Думаю, специальность пригодится мне в будущем, смогу попробовать пройти куда-то дальше по карьерной лестнице, но загадывать пока не хочу, – улыбнулась она.
Каждый работник авиации, по ее словам, влюблен в небо, и его постоянно туда тянет. Ведь «кто попал в авиацию, того она уже никогда не покинет».
– Я привыкла путешествовать, поэтому часто после недели дома хочу поскорее в полет. Это уже привычка, это в душе.
Всем молодым девушкам и в целом всем тем, кто хочет связать свою жизнь с авиацией, Полина посоветовала быть целеустремленным, всегда добиваться своей цели.
– Любовь к делу играет очень большую роль. Важно идти до конца, не оборачиваться назад, – подчеркнула она. – Важно саморазвиваться, вдохновляться историями других пилотов, людей, которые никогда не сдаются. Путь в небо – это про настойчивость, про упорство, но также и про тот уровень свободы, которой не найдешь в других сферах жизни. Важно ценить каждый свой шаг.
Профессия пилота – это сложно, но она стоит того, уверена девушка. Эта работа требует устойчивости, упорства, дисциплины, но если принято решение стать пилотом, этого все-таки нужно добиться.
– Небо открыто для всех, кто готов к труду и самоотдаче, – заключила она. – А тем, кто уже летает, желаю, чтобы каждый ваш полет был незабываемым приключением.