В Тюмени презентовали будущее туристической отрасли до 2035 года
Флагманским проектом является туристическо-рекреационный комплекс вблизи «Жемчужины Сибири»
Далее в сюжете: В Тюменской области выпущен электронный каталог семейных династий
О будущем туристической отрасли Тюменской области рассказали журналистам российских СМИ в рамках пресс-тура, посвященного 80-летию региона. Презентация новых проектов и сессия с ответами на вопросы прошла на территории экопарка «Тайга». Встречу провела директор областного департамента потребительского рынка и туризма Мария Трофимова.
Порядка 80% туристического потока Тюменской области составляют жители близлежащих регионов: ХМАО-Югры, ЯНАО, Свердловской, Курганской, Омской, Челябинской областей и Пермского края. Из Москвы и Санкт-Петербурга в наш регион тоже приезжают погостить, однако в первую очередь ориентир взят на соседей, чье население суммарно составляет 15,2 млн человек.
– Вокруг нас в пределах 700 километров располагаются четыре города-миллионника. Это, как часто говорят, один бак бензина. То есть возможность совершить путешествие на «выходной день» и вернуться обратно, – рассказала Мария Трофимова. – Совокупный транзитный поток составляет 10 млн человек, ведь исторически сложилось, что Тюменская область – регион-перекресток. Ее территорию пересекают пять автомобильных дорог, здесь развита аэропортовая инфраструктура, а также через Тюмень проходит Транссибирская железнодорожная магистраль.
Директор департамента подчеркнула, что туризм – не совсем традиционная для Тюменской области отрасль. Да, в регионе есть яркие доминанты, например, единственный белокаменный кремль за Уралом в Тобольске. Однако прежде в сторону туристического направления практически никто не смотрел – до 2017 года, когда на уровне правительства региона было создано Агентство туризма и продвижения Тюменской области. Эта организация была призвана настроить все механизмы и консолидировать отрасль, преимущественно субъекты малого и среднего бизнеса.
– Когда мы говорим про туристический продукт, мы никогда не думаем про отдельную локацию, отдельный отель. Все в комплексе: куда-то едем, бронируем гостиницу, покупаем билеты, формируем программу, куда пойдем, что будем делать, где будем есть, чем будут заниматься наши дети и так далее. Туристический продукт – это комплексная цепочка. И эффективные результаты появляются только тогда, когда все предприниматели в унисон начинают эту цепочку формировать, – подчеркнула Мария Трофимова.
Если сравнивать с 2016 годом, то к концу 2019-го в регионе практически удвоили туристический поток: с 1,9 млн до 3,3 млн человек. А по итогам 2023 года этот показатель увеличился до 3,4 млн человек. При этом объем налоговых поступлений в региональный бюджет по группировке «туризм» за семь лет увеличился в семь раз: с 416 млн рублей в 2016-м до 3,1 млрд в 2023-м.
Резкий взлет внутреннего туризма произошел после пандемии COVID-19. У людей появилось желание куда-то выехать, соединиться с природой, появился спрос на глемпинги и так далее. И когда многие регионы, по словам Марии Трофимовой, замерли, Тюменская область наоборот активно развивала туризм. В частности, получив в ноябре 2020 года статус столицы термальных вод России.
Вокруг этого направления начала выстраиваться вся стратегия развития туристической отрасли. Термы стали отправной точкой, ведь, как отметила спикер, для каждого региона важно найти свою идентичность, свой приоритет и сделать на него ставку. Ставкой Тюменской области стало древнее термальное море.
– Мы имеем на руках три концепции по развитию туристических кластеров Тюменской области. Это, во-первых, «Долина реки Туры» – совокупность проектов на территории Ирбитского и Салаирского трактов. Во-вторых, это развитие Тобольской агломерации как исторического наследия Сибири. С 2003 года, когда президент России распорядился возродить город как центр духовной культуры, по 2018-й там был восстановлен ансамбль Тобольского кремля, были открыты 11 действующих музейных комплексов, запущены многие проекты. Сегодня мы планируем развивать туристическую инфраструктуру и далее, в том числе планируется строительство новых гостиниц и отелей, – сообщила спикер.
А третий флагманский проект был анонсирован совсем недавно. Это туристическо-рекреационный комплекс вблизи Областного центра зимних видов спорта «Жемчужина Сибири».
– Соглашение о его создании было заключено между Тюменской областью и корпорацией «Туризм.РФ» в 2022 году, – рассказала Мария Трофимова.
Идея проекта заключается в формировании курортного района Тюмени на территории 60 тысяч гектаров. Здесь планируется создание термального курорта всероссийского масштаба, двухуровневого лыжного тоннеля общей протяженностью 3 км с биатлонным стрельбищем, Международного центра зимних и летних видов спорта, иммерсивного аквариума, крытого катка, торговой галереи с фудкортом и музейным комплексом.
На 2025 год запланировано проектирование обеспечивающей инфраструктуры, заключение концессионного соглашения и создание ядра проекта. К строительству объектов 1-2 очередей готовятся приступить в 2026 году, а ввести их в эксплуатацию предполагается в 2027-м. Окончательное завершение строительства запланировано на 2029-2035 года.
Ранее в сюжете