Воздушные ворота Тюменской области: романтика Севера, гостеприимство и тяга к путешествиям
История двух аэропортов региона
Далее в сюжете: Тюменцы смогут увидеть книги из фонда редких изданий
Тюменская область в этом году отмечает 80-летний юбилей. История развития региона и освоения первых нефтяных месторождений неразрывно связана с авиацией. В условиях полного бездорожья осваивать месторождения нефти и газа было возможно только при условии создания развитой соответствующей инфраструктуры.
Так, в 1964 году было принято решение о строительстве нового аэропорта Тюменской области и города Тюмени, получившего впоследствии название Аэропорт Рощино. Так началась история международного аэропорта, ставшего главными воротами региона и получившего имя Дмитрия Ивановича Менделеева в рамках масштабного всероссийского конкурса «Великие имена России».
Аэропорт Рощино
Датой основания аэропорта принято считать день создания второго Тюменского объединенного авиаотряда – 15 мая 1968 года. Однако первый полноценный аэровокзал был построен в Рощино позже – в 1970-м.
– Это было типовое здание для областных центров с населением до 500 тысяч человек. Уже через 5 лет после открытия аэропорт Рощино перевез более 600 тысяч пассажиров и 78 тысяч тонн грузов, – рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» пресс-секретарь аэропорта Мария Попова.
Через Тюменский аэропорт для освоения месторождений отправлялось практически все – от стройматериалов до газопроводных труб. С открытием новых месторождений нефти и газа срочные грузы приходилось доставлять в основном на грунтовые, устаревшие аэродромы, поэтому задачей для Тюменского управления гражданской авиации стало обустройство современных аэродромов на Севере Тюменской области.
– Аэропорт Рощино стал примером, так как его строили с соблюдением всех существующих на то время требований. В связи с постоянным ростом пассажирских и грузовых перевозок в аэропорту Рощино было проведено 3 полных реконструкции аэровокзала, а также строительство грузового комплекса и второй взлетно-посадочной полосы, – сообщили в Рощино.
В 80-х годах начались полеты за границу. В 1988 году был выполнен первый международный рейс по маршруту Тюмень – Киев – Брандт (Германия) – Киев – Тюмень. На сегодняшний день 16 авиакомпаний выполняют рейсы по 44 маршрутам, 9 из которых – международные. Самолеты из Тюмени доставляют пассажиров в Анталью, Баку, Дубай, Ереван, Ош, Ташкент, Худжанд, Пхукет, Шарм-эль-Шейх.
Сегодня аэропорт Рощино имени Дмитрия Ивановича Менделеева – аэропорт международного класса, который стремительно развивается. Так, в 2018 году он признан лучшим аэропортом национальной премии «Воздушные ворота России» в категории «Международный аэропорт с пассажиропотоком до 2 миллионов пассажиров в год». Однако уже в 2023 году общий пассажиропоток воздушной гавани превысил 2,3 млн человек.
Тюменская область активно наращивает свой туристический потенциал. Гостей региона становится с каждым годом все больше. По официальным данным, в период с января по май 2024 года Тюменскую область посетили 374,7 тысячи туристов. При этом и сами жители региона любят путешествовать, а потому закономерно возникла потребность воздушные ворота региона существенно расширить. В связи с нехваткой места для пассажиров было принято решение о реконструкции аэропорта.
Первый этап работ подходит к завершению. Уже к концу 2024 года введут в эксплуатацию дополнительное трехэтажное здание внутренних линий с двумя телескопическими трапами, зонами повышенного комфорта и бизнес-залом.
– Договор строительного подряда на выполнение строительно-монтажных работ заключен с ООО «ЛИМАКМАРАЩСТРОЙ». Организация имеет большой опыт строительства и реконструкции аэропортовой инфраструктуры. Масштабная реконструкция стартовала 23 июня 2023 года. Она осуществляется поэтапно, в условиях действующей работы аэровокзала, – сообщила пресс-секретарь Рощино.
Полностью реконструкция аэропорта Рощино закончится в 2027 году. В результате площадь нового терминала увеличится до 46 тысяч квадратных метров (площадь существующего терминала – 27 тысяч квадратных метров). Реконструкция позволит увеличить пропускную способность до 1 900 пассажиров в час, а общий годовой объем до 3 800 000 пассажиров в год. Помимо здания аэровокзала в рамках строительства будет произведена реконструкция инженерных сетей зданий и сооружений, привокзальной площади и перрона. Новый терминал будет оснащен семью телескопическими трапами, современными системами обслуживания пассажиров и обработки багажа.
Аэропорт Рощино – это не только самолеты и аэровокзал, но и команда профессионалов (более тысячи человек), обеспечивающих безопасность, регулярность и высокий уровень качества обслуживания. Они делают все, чтобы тюменцам и гостям региона было комфортно во время путешествий.
Аэропорт Ремезов
Еще молодой, но уже заслуживший высокую оценку аэропорт Ремезов в Тобольске – это первый в современной истории России аэропорт, построенный с нуля для города с населением меньше 0,5 млн человек.
Проект был реализован в рекордно короткие сроки – 2 года – от этапа проектирования до получения разрешительной документации. Строительство, которое велось при участии нефтегазохимической компании СИБУР в партнерстве c администрацией Тюменской области, началось в июле 2019 года. Это был первый этап строительства аэропорта, включающий обустройство и сдачу в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек и водосточной сети аэродрома. В 2020 году началось строительство аэровокзального комплекса, 21 октября погружена первая свая будущего аэровокзала.
Торжественное открытие состоялось в сентябре 2021 года. Осенью 2021 года аэропорт, площадь терминала которого составляет 5,5 тысячи квадратных метров, принял первый пассажирский рейс по маршруту Москва – Тобольск.
В начале 2021 года в ходе народного онлайн-голосование было выбрано имя будущего аэропорта. 76% участников поддержали кандидатуру земляка, архитектора, художника, картографа, историка XVII–XVIII веков Семена Ульяновича Ремезова. Теперь ему посвящен дизайн аэропорта – в элементах интерьера пассажирского терминала использованы картографические изображения Сибири, а также панно, основой которого послужила иллюстрация из чертежной книги картографа.
Пропускная способность нового аэропорта в Тобольске составляет до 380 человек в час. На его территории обустроено 4 места для стоянки воздушных судов.
– При открытии аэропорт принимал рейсы из четырех городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга. На август 2024 года выполняются рейсы в 11 городов России: Москву, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Сургут, Нижнекамск, Самару, Новый Уренгой, Омск, Екатеринбург, Уфу, – рассказал пресс-секретарь аэропорта Ремезов Евгений Новоселов.
Взлетно-посадочная полоса в Тобольске – одна из самых ровных в России. Коэффициент ее ровности составляет 4 единицы при среднем в России – 3 и минимально допустимом – 2. Параметры взлетно-посадочной полосы позволяют принимать среднемагистральные воздушные суда, такие как Boeing 737, Airbus 319/320, ТУ-204/214, Sukhoi super jet 100.
Это небольшой, но современный аэропорт: вся техника, которая работает на его территории, абсолютно новая. Сам аэропорт Тобольска – уже достопримечательность города, но он еще и открывает путь для всех интересующихся историей Сибири.
– В январе 2022 года аэропорт преодолел планку в 10 тысяч пассажиров со дня открытия. В феврале 2024 года было обслужено 100 тысяч пассажиров, – подчеркнул Евгений Новоселов.
За свою еще короткую историю аэропорт Ремезов стал обладателем нескольких престижных наград. В 2022 году признан лучшим инвестпроектом по версии премии «Воздушные ворота России». Через год он получил статус международного. А в феврале 2024 его назвали лучшим малым аэропортом страны на премии «Воздушные ворота России».