Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Тюменцы на мастер-классах узнали о традиционных ремеслах

Фестиваль забытых ремесел провели в ремесленном «Цехе» музейного комплекса Словцова

Слушать новость
Тюменцы на мастер-классах узнали о традиционных ремеслах. Фестиваль забытых ремесел провели в ремесленном «Цехе» музейного комплекса Словцова.

В ремесленном «ЦЕХе» Тюмени состоялся фестиваль забытых ремесел. Заведующая центром промыслов и ремесел музейного комплекса имени И.Я. Словцова Анна Кузнецова поделилась, что мероприятие направлено на поддержку мастеров, занимающихся возрождением утраченных промыслов и ремесел России и Тюменской области. Его планируют проводить ежегодно. На фестивале жителям и гостям города представили лекции от ведущих мастеров региона. Они приняли участие в обучающих и демонстрационных мастер-классах.

  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • Фото Сергея Мжельского
    Фото Сергея Мжельского
  • 

    Например, на фестивале проводился мастер-класс по традиционному старинному ремеслу – кубовой набойке. Это техника окрашивания тканей, при которой сначала наносится рисунок, а потом ткань окрашивается в индиго. Такое ремесло существовало и раньше, а сейчас переживает расцвет. Тюменцы попробовали самостоятельно набить и окрасить ткань. Организатор мастер-класса, мастер кубовой набойки Вероника Чикишева рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» о том, какие материалы и инструменты используются в ее ремесле, где ему можно научиться и насколько популярна данная техника в Тюмени.

    – Для работы в технике кубовой набойки используются прежде всего холсты – ткань, которую мы будем красить, манеры – большие деревянные штампы с вырезанным узором, вапа – состав на основе глины, который с помощью штампов печатается на ткани, и киянка, которой мы стучим при набивании по штампам. Необходимо также индиго, растворенное в большой емкости – кубе. В нем после нанесения рисунка ткань окрашивается в синий цвет. Затем все выполаскивается в воде, чтобы проявился белый рисунок, – объяснила ремесленница.

    • Фото Елена Волкова
      Фото Елена Волкова
    • Фото Елена Волкова
      Фото Елена Волкова
    • Фото Елена Волкова
      Фото Елена Волкова
    • 

      Ткань для кубовой набойки используется только натуральная, чтобы краситель мог зайти внутрь волокна – это лен, хлопок, крапива, конопля. Можно использовать шелк и шерсть, но с ними придется сделать первичную обработку: с шерсти необходимо состирать ланолин, а шелк можно просто сполоснуть.

      В Тюмени есть мастерская – пространство традиций «Среда», где кроме кубовой можно научиться и другим традиционным ремеслам – верховой набойке, вытравной печати, познакомиться с традиционным костюмом тобольской губернии, с вышивкой или поработать с глиной. Вероника Чикишева объяснила, что сейчас традиционные ремесла стали очень популярны. Занимаясь этим направлением около 10 лет, она в последние три года наблюдает множество заинтересованных людей.

      – Людям это действительно интересно, они очень хорошо включаются. Главное, что уровень простого знакомства с ремеслом в музее, когда они пришли и посмотрели, перерос в активное пользование. Люди хотят включить такое направление в повседневность и начинают задумываться, как это перенести в свою жизнь. Если говорить про ткани – они хотят шить из них одежду либо использовать в изготовлении каких-то аксессуаров. Есть разные способы переноса старинных ремесел в актуальные и современные, – поделилась мастер.

      • Фото Елена Волкова
        Фото Елена Волкова
      • Фото Елена Волкова
        Фото Елена Волкова
      • 

        В свою очередь мастер свечеварения Вероника Наумова не только занимается ремеслом, но и выступает за экологичное производство. При работе она использует бумажные тарелки и многоразовые формы, получая минимум отходов.

        – Я изучаю свечное ремесло. Меня интересует техника изготовления свечей из пчелиного воска, поскольку он является натуральным продуктом. Использую в свечах местные травы, которые собираю сама, и травы из других регионов, которые закупаю у живущих там людей. Сама техника изготовления довольно простая. Пчелиный воск топится на водяной бане, а потом без всякой формы из него лепится руками свеча. Получается экологичное изделие ручной работы, – объяснила Вероника Наумова.

        • Фото Сергея Мжельского
          Фото Сергея Мжельского
        • Фото Сергея Мжельского
          Фото Сергея Мжельского
        • Фото Сергея Мжельского
          Фото Сергея Мжельского
        • Фото Сергея Мжельского
          Фото Сергея Мжельского
        • 

          Фестиваль забытых ремесел является масштабным проектом департамента культуры Тюменской области. Его гости смогли познакомиться с техникой холодной ковки, процессом изготовления берестяного туеса, ткачеством из растительных волокон, узнали о свечеварении и многом другом.

          Фото Сергея Мжельского

          В ремесленном «ЦЕХе» Тюмени состоялся фестиваль забытых ремесел. Заведующая центром промыслов и ремесел музейного комплекса имени И.Я. Словцова Анна Кузнецова поделилась, что мероприятие направлено на поддержку мастеров, занимающихся возрождением утраченных промыслов и ремесел России и Тюменской области. Его планируют проводить ежегодно. На фестивале жителям и гостям города представили лекции от ведущих мастеров региона. Они приняли участие в обучающих и демонстрационных мастер-классах.

          • Фото Сергея Мжельского
            Фото Сергея Мжельского
          • Фото Сергея Мжельского
            Фото Сергея Мжельского
          • Фото Сергея Мжельского
            Фото Сергея Мжельского
          • Фото Сергея Мжельского
            Фото Сергея Мжельского
          • 

            Например, на фестивале проводился мастер-класс по традиционному старинному ремеслу – кубовой набойке. Это техника окрашивания тканей, при которой сначала наносится рисунок, а потом ткань окрашивается в индиго. Такое ремесло существовало и раньше, а сейчас переживает расцвет. Тюменцы попробовали самостоятельно набить и окрасить ткань. Организатор мастер-класса, мастер кубовой набойки Вероника Чикишева рассказала корреспонденту издания «Тюменская область сегодня» о том, какие материалы и инструменты используются в ее ремесле, где ему можно научиться и насколько популярна данная техника в Тюмени.

            – Для работы в технике кубовой набойки используются прежде всего холсты – ткань, которую мы будем красить, манеры – большие деревянные штампы с вырезанным узором, вапа – состав на основе глины, который с помощью штампов печатается на ткани, и киянка, которой мы стучим при набивании по штампам. Необходимо также индиго, растворенное в большой емкости – кубе. В нем после нанесения рисунка ткань окрашивается в синий цвет. Затем все выполаскивается в воде, чтобы проявился белый рисунок, – объяснила ремесленница.

            • Фото Елена Волкова
              Фото Елена Волкова
            • Фото Елена Волкова
              Фото Елена Волкова
            • Фото Елена Волкова
              Фото Елена Волкова
            • 

              Ткань для кубовой набойки используется только натуральная, чтобы краситель мог зайти внутрь волокна – это лен, хлопок, крапива, конопля. Можно использовать шелк и шерсть, но с ними придется сделать первичную обработку: с шерсти необходимо состирать ланолин, а шелк можно просто сполоснуть.

              В Тюмени есть мастерская – пространство традиций «Среда», где кроме кубовой можно научиться и другим традиционным ремеслам – верховой набойке, вытравной печати, познакомиться с традиционным костюмом тобольской губернии, с вышивкой или поработать с глиной. Вероника Чикишева объяснила, что сейчас традиционные ремесла стали очень популярны. Занимаясь этим направлением около 10 лет, она в последние три года наблюдает множество заинтересованных людей.

              – Людям это действительно интересно, они очень хорошо включаются. Главное, что уровень простого знакомства с ремеслом в музее, когда они пришли и посмотрели, перерос в активное пользование. Люди хотят включить такое направление в повседневность и начинают задумываться, как это перенести в свою жизнь. Если говорить про ткани – они хотят шить из них одежду либо использовать в изготовлении каких-то аксессуаров. Есть разные способы переноса старинных ремесел в актуальные и современные, – поделилась мастер.

              • Фото Елена Волкова
                Фото Елена Волкова
              • Фото Елена Волкова
                Фото Елена Волкова
              • 

                В свою очередь мастер свечеварения Вероника Наумова не только занимается ремеслом, но и выступает за экологичное производство. При работе она использует бумажные тарелки и многоразовые формы, получая минимум отходов.

                – Я изучаю свечное ремесло. Меня интересует техника изготовления свечей из пчелиного воска, поскольку он является натуральным продуктом. Использую в свечах местные травы, которые собираю сама, и травы из других регионов, которые закупаю у живущих там людей. Сама техника изготовления довольно простая. Пчелиный воск топится на водяной бане, а потом без всякой формы из него лепится руками свеча. Получается экологичное изделие ручной работы, – объяснила Вероника Наумова.

                • Фото Сергея Мжельского
                  Фото Сергея Мжельского
                • Фото Сергея Мжельского
                  Фото Сергея Мжельского
                • Фото Сергея Мжельского
                  Фото Сергея Мжельского
                • Фото Сергея Мжельского
                  Фото Сергея Мжельского
                • 

                  Фестиваль забытых ремесел является масштабным проектом департамента культуры Тюменской области. Его гости смогли познакомиться с техникой холодной ковки, процессом изготовления берестяного туеса, ткачеством из растительных волокон, узнали о свечеварении и многом другом.